Дроиды: Справочное пособие для потребителей

c3po r2d2

Перевела сегодня вступительную статью из справочника «Star Wars: The New Essential Guide to Droids», которую и предлагаю вашему вниманию.

Обитатели любого из индустриальных миров с трудом смогут представить себе жизнь без дроидов. На протяжении многих поколений автоматы выполняли ту работу, которую разумные существа выполнять не хотели или не могли.

Cybot Galactica определяет дроида как «механическую и/или электронную конструкцию, созданную и предназначенную для того, чтобы оказывать помощь органическим существам». Многие находят это определение неполным. Некоторые ставят знак равенства между терминами «робот» и «дроид», хотя это неверно. Основное отличие дроида от робота  — это наличие индивидуального самосознания. Другое отличие состоит в том, что помимо компьютера он наделен собственным средством перемещения: колесами, ногами, гусеницами или репульсорами. Дроиды также могут активно взаимодействовать с окружающей средой при помощи своих механических псевдоконечностей, а большинство из них может общаться с органическими существами или другими дроидами.

droidekaКаждый день миллионы слуг-автоматов разрабатывают проекты соглашений, ремонтируют гиперприводы, лечат болезни, сжигают мусор, нянчатся с детьми, транспортируют грузы, доставляют сообщения, готовят пищу и уничтожают врагов. Тем не менее, дроидов зачастую игнорируют и недооценивают. Многие владельцы считают их просто движимым имуществом, а некоторые обыватели относятся к ним с нескрываемой враждебностью. Предубеждение относительно дроидов в обществе довольно распространено, однако те владельцы, которые проводят со своими дроидами много времени, вскоре обнаруживают, что они – надежные компаньоны и преданные друзья.

Но, даже если некоторые граждане и презирают дроидов, всё равно все полагаются на них, дабы «шестерни галактики продолжали вращаться». Производство дроидов – выгодная и конкурентоспособная индустрия.

«Большая Двойка» дроидопроизводителей, Cybot Galactica и Industrial Automaton, входят в число наиболее крупных игроков в галактической экономике. Во время Войн Клонов джеонозианские рабочие из Baktoid Combat Automata создали одну из самых многочисленных механических армий за всю историю галактики. Благодаря дроидам появились бессмертные чудеса промышленного дизайна, как высоченные дымовые трубы на Мекисе III (Mechis III) или орбитальная свалка, известная как Мир Дроидов (она же — Луна Клигсона).

Дроиды подразделяются на пять категорий – в зависимости от характера выполняемой работы:

  • Дроиды Класса 1 находят применение в сфере медицины, математики и естественных наук.

  • Дроиды Класса 2 выполняют технические задачи, используются в работах, связанных с окружающей средой, и производят усовершенствованный ремонт звездолетов.

  • Дроиды Класса 3 призваны взаимодействовать с людьми и другими органическими существами и выполнять обязанности секретарей, гувернёров или нянек.

  • Дроиды Класса 4 – это опасные машины, созданные для решительных действий. Наиболее безопасные из них — дроиды-охранники, а самые беспощадные – это дроиды-убийцы.

  • Дроиды Класса 5 обычно лишены усовершенствованных модулей, ответственных за восприятие и осмысление, и предназначены для выполнения рутинной работы: погрузки-разгрузки, технического обслуживания и уборки.

Помимо этого, высокотехнологичные детали дроидов используются в качестве протезов для органических существ. Процесс имплантации механических органов носит название «киборгизации». Традиционно на киборгов в обществе распространяются те же предубеждения, что и по отношению к дроидам.

Бóльшая часть тех дроидов, которых можно встретить в обществе, является собственностью крупных корпораций или частных лиц. Для выполнения разовой работы можно арендовать дроидов практически любого класса; эти услуги предоставляют такие компании, как Межгалактическое Агентство Дроидов. Крайне редко можно встретиться с дроидом, не имеющим владельца. Некоторые из них – беглецы, не выдержавшие тяжелой работы или плохого обращения. Другие бегут от закона, преследующего их за различные преступления – от воровства до убийства. Лишь некоторое количество из них, отпущенных на волю хозяевами, действительно свободно. Освобождение – это палка о двух концах, поскольку законность этого акта не признается многими планетарными правительствами. «Ничейных» дроидов часто захватывают, принудительно стирают им память и продают на открытых аукционах.

Есть много способов «держать дроидов в узде». Один из самых очевидных – это реле-ограничитель: прерыватель электронных импульсов, обычно крепящийся на видимом месте к шасси дроида. Этот ограничитель, будучи активированным (обычно при помощи дистанционного устройства), позволяет обходить встроенный мотиватор дроида и заставляет его выполнить нужное действие – например, отключение. Распространено также стирание памяти, которое обязано к выполнению на большинстве планет и почти на всех рынках, где перепродают дроидов. Стирание памяти возвращает дроида к тому состоянию, которое у него было в момент выхода с конвейера, и лишает его всех накопленных воспоминаний и индивидуальных черт. Владельцев, не практикующих стирание памяти у своих дроидов, подвергают критике. По мнению критикующих, сюсюканье с дроидами может довести до того, что те в итоге превратятся в преступников.

Свод Законов о Дроидах, впервые описанный более четырех тысяч стандартных лет назад, представляет собой ряд правил, определяющих наказание для нарушивших закон дроидов. Особенность этих законов состоит в том, что дроиды в них рассматриваются как собственность, а не как обладающие самосознанием граждане, способные принимать самостоятельные решения. Дроид, совершивший правонарушение Пятого Класса,— такое, как мелкое воровство или нахождение в публичном месте без реле-ограничителя,— подвергается стиранию памяти, а его владелец обязан заплатить незначительный штраф. Преступление Первого Класса (убийство или заговор с целью свержения правительства) карается уничтожением дроида и заключением его владельца в тюрьму на срок от пяти лет до пожизненного.

Производство дроида начинается с выбора соответствующего шасси. Следующий шаг – наделение дроида определенными характеристиками, для чего используются специальные информационные карты. От них зависят встроенные способности дроида – разум, сила, скорость и технические умения.

Программирование практических навыков – способности пилотировать корабль, применять оружие, владеть языками, вести счет при игре в сабакк или взламывать компьютерные системы – открывает широкое поле для проявления многочисленных талантов. Некоторые навыки нельзя использовать без специального оборудования, и многие дроиды оснащены дополнительными устройствами – такими, как голопроекторы или лебёдки.

Поведенческая матрица – это то, что делает дроида дроидом. За этим названием стоит комплексная система, включающая аппаратную и программную часть и определяющая поведение дроида. Типовая поведенческая матрица состоит из двух компонентов: сенсорный модуль (куда входит аудиовизуальный контур, обонятельно-речевой центр, компонент гироскопической стабилизации, блок спектрального анализа и блок контроля предельных состояний) и модуль осознанного повиновения (состоящий из мотиватора, центра распознавания и осмысления и блоков памяти).

Хотя фирмы-изготовители выпускают широкий ассортимент дроидов для любых мыслимых задач, недостаток средств или простое любопытство нередко побуждают инженеров-самоучек создавать своих собственных дроидов. Пример татуинских джав или таких мастеров-умельцев, как Анакин Скайуокер, доказывает, что дроид, сделанный из хлама, порой может превосходить по способностям модели от известных корпораций.

О разуме и машинах

human replica droid

Проблема того, можно ли считать дроидов живыми существами, волновала философов и моралистов со времен рождения Республики. Известный мыслитель Пларистес [или Пларист] (Plaristes) в своем труде «О разуме и машинах»  в пух и прах разбил теорию о «человечности» дроидов. Многие великие умы с тех пор ведут заочный спор с Пларистом, утверждая, что дроиды обладают самосознанием и, во многих случаях, способны испытывать чувства и боль.  Некоторые дроиды даже обращаются к религии и начинают верить в высший разум и загробную жизнь – об этом свидетельствуют дроиды-последователи религии Сунези (Sunesi) и толпы механических богомольцев, обнаруженных посреди ржавого хлама на Роньярдсе (Ronyards). Сторонники Плариста в ответ на это заявляют, что психические и эмоциональные выражения дроидов – это всего лишь запрограммированная симуляция настоящих чувств.

Среди джедаев бытовало учение, что взаимодействие с Силой может быть осуществлено только благодаря симбиотической связи с мидихлорианами, живущими в клетках организма. Поскольку у дроидов нет клеток, большинство джедаев отвергает идею «человечности» дроидов. Однако интересно будет отметить, что некоторые древние культуры не рассматривали технологию и Силу в качестве чуждых друг другу понятий. В ракатанской Безграничной Империи были созданы обладающие самосознанием машины, приводимые в действие в том числе и энергией Силы. Это ракатанское изобретение послужило прототипом для создания боевых роботов Ксима Деспота, чьи «кровавые кондотьеры» использовали генераторы энергии, подпитываемые Силой.

Ситы всегда более широко использовали возможности технологии, чем приверженные традициям джедаи. Применяя Силу, чтобы разрушить взаимосвязь между дроидами, ситы могли превратить машины в орудие своей воли. Способность ситов к интуитивному пониманию принципов работы механизмов была известна как “mechu-deru”. В ответ на это джедаи еще больше отстранились от желания постичь сущность дроидов – чтобы их не сочли последователями ситских принципов.

Позднее Империя продолжила исследования в области взаимоотношений между Силой и машинами. Имперский проектировщик Наздра Магроди (Nasdra Magrody) изобрел субэлектронный конвертер – мозговой имплант, позволяющий чувствительным к Силе субьектам управлять дроидами на расстоянии. Одним из тех, кому был имплантирован этот конвертер, был  Айрек Измарен (Irek Ismaren), спровоцировавший в 12 году П.Б.Я. инцидент с военным кораблем «Глаз Палпатина» и позднее превратившийся в ужасного киборга Лорда Ниакса (Lord Nyax).

Еще один кризис, связанный с дроидами, также помог пролить новый свет на природу сознания. Сразу после Битвы при Эндоре Повстанческому Союзу и Империи пришлось объединить силы, чтобы отразить вторжение чужеземных захватчиков с планеты Бакура. Чужаки, ящероподобные создания, известные как сси-руук, принесли с собой фантастические технологии управления дроидами. При помощи так называемой «перекачки» сси-руук могли транспортировать жизненную эссенцию своих органических жертв в систему питания сси-рувианских боевых дроидов. В конце концов сси-руук потерпели поражение и убрались с Бакуры, но их кресла для перекачки остались.

Годы спустя Крей Мингла (Cray Mingla) из Академии Джедаев Люка Скайуокера использовала модифицированное кресло для перекачки, чтобы спасти жизнь своему возлюбленному, студенту Академии Никосу Марру (Nichos Marr). Хотя Крей думала, что сохранила разум Никоса в теле дроида, на самом деле она всего лишь задала программу, воспроизводящую воспоминания Никоса и его индивидуальность. Исследования технологии «перекачки» продолжались до момента вторжения в галактику йуужань-вонгов. Предприниматель по имени Стэнтон Рендар (Stanton Rendar) открыл магазин в Кластере Минос, предлагая неизлечимо больным клиентам переместить сознание в практически неразрушимое тело человекоподобных дроидов.

«Star Wars: The New Essential Guide to Droids»

Метки: дроиды, Essential Guide, справочники