Раскрепощенный Канон

В этой статье Абель Пенья, известный многим из вас как постоянный автор журнала «Star Wars Insider», размышляет о статусе «канонических» и «неканонических» ЗВ-произведений. Занятно, что писатель, официально сотрудничающий с не менее официальным рупором Lucasfilm, позволяет себе высказывать столь якобинские мысли по поводу лукасовского детища. Читайте.
-----------------------------------

"После того, как вышли "Звездные Войны «, стало очевидно, что моя история — из скольки бы фильмов она не состояла,— была лишь одной из множества тысяч историй, которые можно было бы рассказать о персонажах, населяющих эту галактику. Но это были не те истории, которые я намеревался поведать миру. Они возникли в воображении других авторов, вдохновленных сиянием галактики „Звездных войн“. Сегодня у нас, что неожиданно, появилось удивительное наследие „Звездных Войн“, ради которого столь большое количество одаренных авторов привносят в Сагу новые истории».

Джордж Лукас, из предисловия к книге «Осколок Ока Разума», 1996г.

Канон — 1) писания, наподобие книг Библии, которые церковь, религиозная секта и т. п. считают священными и авторитетными; 2) официальный список или каталог.

Это определение слова «канон» предлагается в первом издании Doubleday Dictionary. (Для сравнения — цитата из российской энциклопедии: «КАНОН (от греч. kanon — норма, правило) — свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью „боговдохновенными“, применяемых в богослужении в качестве „Священного писания“. 2) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым».— Nexu). Применительно к произведениям, повествующим о вселенной «Звездных войн», канон — это та информация и те сюжеты, которые получили одобрение Lucasfilm и которые рассматриваются в качестве «официальных источников», или то, что составляет собственно историю оригинальных «Звездных войн». Теперь — новое определение:

Апокриф — Любое из множества недостоверных рукописей эпохи раннего христианства; любые письма или сведения, чьи подлинность или авторство вызывают сомнение. (Из современного словаря: «АПОКРИФЫ (греч. apokryphos — тайный, сокровенный) — произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон».)

Если вернуться к теме произведений по мотивам «Звездных войн», то апокриф — это… И вот здесь происходит небольшая путаница, поскольку всё, что получило одобрение Lucasfilm — от самого начала компании и до сегодняшнего времени — следует, теоретически, рассматривать в качестве канона. Это подтверждает «Шкала времени Звездных войн», подготовленая лукасфильмовским отделом по контролю за последовательностью (не могу придумать более изящного русского аналога для словосочетания «continuity department».— Nexu) и опубликованная в журнале («Star Wars Insider».— Nexu). Но есть такие работы, которые кое-кто — особенно, более успешные соавторы мифов,— склонны отвергать или приклеивать к ним ярлык «недостоверности», что означает, что данный источник информации не имеет никакого отношения к «официальной» последовательности «Звездных войн».

Этим ярлыком обычно награждаются те истории или события во вселенной «Звездных войн», которые соответствуют определенным критериям. Во-первых, рассматриваемое произведение, скорее всего, является «устаревшим», что означает, что оно было издано во время первой волны повального увлечения «Звездными войнами», в перерывах между выходом эпизодов оригинальной трилогии или вскоре после этого (превосходным примером тому являются комиксы по «Звездным войнам» от Marvel, издававшиеся с 1978 по 1986 г.г. и часто не принимаемые в расчет). Во-вторых, история, скорее всего, будет считаться недостоверной, если она противоречит другому источнику, более широкоизвестному или привлекательному (например, в одной из заметок газеты Расса Маннинга (Russ Manning) о «Звездных войнах» от 1978 года планета Кессел изображена в виде цветущего рая. Годы спустя, Кевин Дж. Андерсон в своем романе «В поисках Силы» (Jedi Search) описал Кессел как суровую, негостеприимную планету; именно это, последнее ее воплощение, ныне является каноническим).

И наконец, если произведение является букинистическим изданием (вроде детских книг «Maverick Moon» и «Mystery of the Rebellious Robot», вышедших в конце 1970-х), а также издавалось малым тиражом по причине слабой востребованности (вроде игровых книг «Star Wars Missions») или было изложено в нетрадиционной форме повествования (как было в случае с компьютерными играми вроде «TIE Fighter», информацией, сопровождавшей игрушки от Кеннера или игровыми карточками — такими, как карточки для «The Empire Strikes Back» от Топпс), оно становится предполагаемым кандидатом на исключение. Его часто объявляют не имеющим обратной силы, как и те,— обычно, более ранние,— источники информации, к которым обращались вновь лишь для того, чтобы подтвердить их несоответствие материалам, изданным в последнее время (как это произошло в случае с «The Farlander Papers», которые считали чересчур противоречащими канону; ныне то же самое происходит с книгами, вышедшими из недр почивших в бозе West End Games).

Как показано на этих примерах, тактика различения апокрифических и канонических произведений используется, в основном, с оглядкой на удобство — чтобы «ошибки в целостности», если таковые неожиданно появятся, можно было бы исправить, затратив на выбор минимум усилий: «хорошее» против «плохого», легкость достижения против трудности приобретения. Но с такими субъективными стандартами оценки согласны не все, и они критикуют канон за это. Сторонники иной методики подхода создали парадигму «Точки Зрения», которая, если говорить вкратце, предполагает, что «канон» — это генеральная перспектива вселенной «Звездных войн», тогда как «апокрифы» — это всего лишь чья-то личная точка зрения, поэтому между ними и имеется несоответствие. Однако, что неизбежно при таком методе,— как и при любой другой попытке провести грань между «каноном» и «апокрифами», «официальным» и «неофициальным» или любыми другими понятиями, которые можно подставить на это место,— это скрытый смысл, свойственный каждому из этих слов; по сути, под этим подразумевается вынесение приговора — что хорошо, а что плохо, а спорить на эту тему можно до бесконечности.

Таким образом, единственным приемлемым вариантом канона может быть следующий: безоговорочное принятие. То есть, каждая отдельно взятая крупинка информации, когда-либо заслужившая одобрение Lucasfilm в контексте вселенной «Звездных Войн» — это канон. На публичном уровне — уровне, на котором работает Lucasfilm,— в отношении материалов, представляемых ему на утверждение, не должно существовать никаких апокрифов.

«Почему всё следует рассматривать в качестве канона?» — Могли бы спросить упрямые члены фан-клуба «Убей Джа Джа». И ответ прост: одной из главных привлекательных сторон «Звездных войн» всегда была их универсальность, их притягательность для людей всех возрастов и сословий. Абсолютный канон включает в себя все глубоко личные, субъективные ракурсы — то есть, это исключительная точка зрения, которую можно противопоставить внимательному изучению ситуации со всех позиций — от самых неистовых сторонников канона до самых дотошных.

"А каким образом будут удовлетворены те, кто хочет «не пущать»? — Скептически вопрошают Убийцы Джа Джа. И вновь ответ очень логичен. У каждого поклонника «Звездных войн» есть собственный канон — тот, в рамках которого он или она хотели бы отвергать или, наоборот, допускать некоторые «официальные» элементы, и, возможно, даже добавлять к ним кое-что из «неофициального» (последняя привычка наиболее распространена среди поклонников ролевых игр). Как это чаще всего бывает, поклонник, по ряду причин, проецирует большую часть этой своей индивидуальной точки зрения на общепринятый канон; по всей видимости, это те же самые аргументы, к которым в настоящее время прибегают во время присвоения тому или иному материалу статуса «канонического» или «апокрифического» — аргументы эти состоят в том, чтобы для него или для нее вещи оставались «простыми» и узнаваемыми.

Теперь вообразите себе, что отношение к канону выражается целым спектром разных мнений, начиная от «только фильмы могут быть каноном» (или даже такого: «Звездные войны» сами по себе настолько величественны, что я отвергаю все попытки создания чего-то «по мотивам») до «всё, что одобрено Lucasfilm'ом, то и канон». Поскольку любая точка зрения внутри этого диапазона, за исключением последней («всё, что ни есть, то — канон»), является, в какой-то степени, крайностью, то люди с особой точкой зрения вряд ли смогут что-то возразить против канона, определяемого как «принятие всего» — потому что они уже вычеркнули для себя то, что не вписывается в рамки их собственной вселенной. Помимо этого, они вольны исключать то, что их не устраивает в «публичной версии канона» — то, что они всегда и делали. Поэтому Кессел — это, одновременно, и рай, и адские копи, поскольку все подробности того, каков он на самом деле, на данный момент просто еще не известны: решающую роль тут может сыграть время, региональные различия на планете и так далее. Согласно комиксам от Marvel, планы Второй Звезды Смерти Альянсу доставили, вне всякого сомнения, два пилота-повстанца — и, одновременно, это сделали ботаны, упоминавшиеся в «Возвращении джедая» и в игре «X-Wing: Alliance». Сэйт Пестэйдж (Sate Pestage), на самом деле, одновременно и погиб (комиксы из серии «X-Wing»), и остался жив (Dark Empire Sourcebook) после своей рковой стычки с жестоким имперским адмиралом.

Цель этой статьи — не осуждать точку зрения тех, кто хочет исключить какую-то проверенную информацию, а пролить свет на несправедливость нынешнего, распространенного толкования канона. Для целостности «Звездных войн» наибольшую опасность представляет тот случай, когда автор, приложивший руку к легенде, навязывает свое понимание канона или апокрифа — иначе говоря, поступает так, словно только он или она наделены полномочиями изменять эту вселенную. Во имя равноправия авторы «Звездных войн» должны взвалить на себя бремя объективности; в этом случае, когда дело дойдет до включения [материалов — Nexu], не будет никакого различия между хорошим и плохим, старым и новым. Авторы не должны уклоняться от пугающих, на первый взгляд, противоречий; по сути, это их непосредственная обязанность — обращаться в своих текстах к элементам «Звездных войн» и исправлять противоречащие друг другу факты — вне зависимости от своего личного к ним отношения. Ошибки в целостности будут возникать даже при самом бдительном к ним отношении, но, если не предпринимать подобных действий, то количество нестыковок станет поистине огромным, что, соотвественно, приведет к тому, что все больше материалов будет снабжаться ярлыком апокрифа и выбраковываться. Эта судьба может постигнуть даже тех авторов, которые сейчас считаются «популярными», ибо их работы так же подвержены неизбежному «устареванию», как и всё остальное, и, по этой причине, падут жертвой того же самого пренебрежения, которое теперь систематически испытывают на себе устаревшие апокрифические произведения. Подобная практика может привести к тому, что легенда «Звездных войн» превратится в наспех сотканную сеть из беспорядка и несогласованности, в которой обращение к каким-либо событиям, людям или иным вещам потеряет смысл, поскольку они, возможно, даже не будут официально существовать. Это — именно тот финал, которого Lucasfilm Licensing намеревался избежать, вновь возвращаясь ко вселенной «Звездных войн» в начале 1990-х и обратившись к Тимоти Зану с просьбой согласовать свои новые материалы с теми, что были ранее опубликованы West End Games.

Как было сказано выше, «Звездные Войны» всегда были фильмом, освещавшим самые универсальные темы, так что под этим объединяющим знаменем должны найти себе место самые разные определения канона. Текущая тенденция устанавливать различие между официальными и неофициальными вкладами не только не соответствует этому принципу, но и не обеспечивает долговременной, непрерывной целостности. Концепция проведения различий между каноническими и апокрифическими работами представляет из себя угрозу не только принципу справедливости, но и непосредственно целостности сюжетной канвы «Звездных Войн». Это может стать цепной реакцией, начавшейся с субъективных решений касательно «аутентичности» произведения; после этого в связной ткани мифа будут происходить разрывы за разрывами, что, в конце концов, приведет вселенную «Звездных войн» к «официальному» виду. Она по-прежнему будет привлекать к себе интерес — но уже гораздо меньшего количества поклонников.


Loose Canon:
A Discourse on the Public Direction of the «Official» Star Wars Universe

by Abel G. Pena

Метки: канон, Абель Пенья