Карен Трэвисс: поговорим о ''Кровных узах''

karen treviss

Писательница Карен Трэвисс продолжает хранить верность «Звездным войнам». Будучи одним из тройки авторов, работающих над новой эпической книжной серией «Звездные войны: Наследие Силы», Трэвисс собирается написать книги под номерами 2,5 и 8. Вторая книга, «Bloodlines» (название можно перевести как «Кровные узы», или если хотите, «Генеалогия»), вышла из печати пару дней назад, а точнее, 29 сентября.

Помимо своей работы над книгами из серии «Наследие», Карен Трэвисс совсем недавно написала повесть о Бобе Фетте под названием «A Practical Man», которая была издана в формате электронной книги, и которую уже сейчас можно скачать отсюда. Кроме всего прочего, она заключила договор на написание еще двух дополнительных повестей к своей серии книг о республиканском спецназе (Republic Commando). Выход книг запланирован на август 2007 и август 2008 г.г.

Несмотря на напряженный график работы, Карен Трэвисс выкроила немного времени на то, чтобы ответить на вопросы касательно своей книги «Bloodlines». Предлагаем это интервью вашему вниманию.

Что у Джейсена на уме?

«Bloodlines» — это второй роман в истории «Legacy of the Force», серии из девяти книг, берущей отсчет спустя несколько лет после победы над йуужань-вонгами. Йуужань-вонги происходили из другой галактики и были, что называется, «внешней угрозой». На сей раз опасность подстерегает джедаев и Галактический Альянс внутри — как в прямом, так и в переносном смысле. Причиной тому — мятеж на Кореллии, который чреват возможностью превратиться в гражданскую войну — и не только между мирами Галактического Альянса, но также и между семьями Соло и Скайуокер. А тут еще и Джейсен подлил масла в огонь, переметнувшись на Темную Сторону… Скажите: вы придумывали сюжет этого сценария вместе с другими авторами, Аароном Оллстоном и Троем Деннингом? Что оказало влияние на ваш выбор, и насколько существенными были соучастие и контроль над процессом со стороны LucasBooks? 

Это был классический «бригадный подряд». Мы провели целый день в одном из залов для заседаний, размещенном в здании Lucasfilm на ранчо «Big Rock» в Калифорнии — ради этого я специально прилетела из Великобритании — и не расходились до тех пор, пока не придумали завершенную сюжетную линию, охватывающую все девять книг. Должна вам сказать, что за это время было выпито много чая и съедено большое количество шоколадного печенья. Вся наша компания — люди из отдела лицензирования LucasFilm Licensing, представители книжного издательства Del Rey и писатели – приступили к мозговому штурму и периодически подбрасывали друг другу идеи; потом все это было перенесено на доску и поделено на девять частей. Я умоляла LFL разрешить мне вернуть Бобу и была безмерно счастлива, когда они дали свое согласие.

Если сравнивать это с тем, чем я занималась во время работы над книгами для «Republic Commando», то это — совершенно противоположная сфера: в первом случае это была невозделаная целина, где не ступала ничья нога, кроме моей. Мне нравится подобное разнообразие. Мне доставляет удовольствие перелопачивать исходный материал и удобрять его разного рода творческими идеями: сейчас уже всем известна моя приверженность так называемой «ретроспективной реконструкции» (если так можно перевести словосочетание «retroactive continuity» — Riila). Это — наука о придании исходному материалу надлежащего качества и создании на его основе более интересных историй. Это не означает перекраивание уже существующей неразрывной целостности: речь о том, чтобы пересмотреть наличествующие сейчас спорные моменты, появившиеся в результате ошибки, невнимательности или отсутствия информации, и найти способ увязать их все воедино, не пренебрегая ни одним, даже самым мельчайшим, элементом последовательности. Забудьте про судоку и кубик Рубика: всему этому я предпочитаю «ретроспективную реконструкцию», олимпийский вид гимнастики для ума.

В конце предыдущего романа, «Betrayal», Джейсен Соло хладнокровно убил джедая-сотоварища и, благодаря стараниям Лумии — давней соперницы Люка — сделал шаг на пути к становлению ситским мастером. Должно быть, вас привлекает идея написать проникнутый сочувствием образ джедайского разложения — особенно что касается Джейсена, который верит, что лишь он делает все необходимое для того, чтобы принести в галактику мир и порядок.

В действительности, я не ставлю целью симпатизировать кому-то или не симпатизировать. Я стремлюсь к реализму, и особенно — в отношении тех персонажей, которые придуманы не мною. Создавая своих героев, я постепенно, шаг за шагом, вырисовываю их психологический портрет, и позволяю им жить своей собственной жизнью. Как мог столь талантливый, столь высоконравственный человек, как Джейсен, избрать для себя такой путь? Всему виной самообман и самооправдание. Джейсен всегда был высокого мнения относительно своих возможностей и своей проницательности, и с этим не поспоришь: в деле он и впрямь хорош. Просто он слишком часто отрывается от окружающей действительности и начинает верить, что его предназначение в том, чтобы спасти галактику, и что лишь он способен это сделать. И мы наблюдаем, как от благих намерений Джейсен переходит к тому, что он расматривает в качестве неизбежного зла, а затем — к полному самооправданию. К сожалению, во время моей прежней работы в качестве журналистки, а также позднее, когда я работала экспертом по связям с общественностью, я неоднократно наблюдала подобные модели человеческого поведения. Я могу наблюдать ее и сейчас, среди политиканов в моем собственном британском правительстве: я бы не хотела придавать нашей беседе политическую направленность, однако меня поражает способность некоторых власть предержащих особ сохранять уверенность в чистоте и благородстве своих помыслов, при том, что всем вокруг очевидно, что они неправы — и даже более чем неправы. Они переносятся в некое параллельное пространство, видимое только им одним, и отметают все возражения, фокусируя внимание лишь на том, во что они верят и что хотят слышать. Некоторые из них являются продажными и беспринципными изначально, других развращает среда.

Проникновение внутрь черепной коробки Джейсена Соло было для меня самым неприятным переживанием из тех, что я когда-либо испытывала. Когда я пишу, то представляю исключительно точку зрения третьего лица – там нет никакого рассказчика. Там есть только собственные голоса героев; вы видите мир таким, каким его видят они, без какой-либо помощи с моей стороны — я всего лишь пересказываю увиденное ими. Когда вы действуете подобным образом, это очень напоминает метод сценического перевоплощения — так мне говорили актеры. На какое-то время ты становишься своим героем. И, знаете, быть Джейсеном довольно жутковато. Ему все представляется очень логичным и очень обыденным – и, подобно большинству людей, совершающих ужасные поступки, он не подозревает, что творит зло.

Один мой мудрый приятель, описывая подобный процесс затягивания в болото бредовых идей, говорил, что он берет начало из глубокой внутренней убежденности в том, что ты являешься центром мироздания, вокруг которого вращается вся остальная вселенная. Именно так полагает и Джейсен: лишь он один может спасти галактику.

Мне было так некомфортно внутри его головы, что, когда я переключилась на другого персонажа, мне захотелось промыть себе мозги. Ничего не стоит совершить подобный промах и попасть в расставленную ловушку. При соответствующих обстоятельствах любой может в нее угодить. Именно это и делает зло – если в данном случае можно употребить это слово, несущее множественную смысловую нагрузку,— столь опасным. Это не какая-то редкостная особенность, присущая исключительно демонам; оно сокрыто в каждом из нас, и оно — явление весьма обыденное.

Поклонница Фетта

Во вселенной «Звездных войн» вы — не новичок. Как вы начали писать книги по “Звездным войнам?”

На самом деле я действительно новичок. Я — абсолютный «чайник». Мои книги издаются в печати всего лишь два года (с марта 2004 года, когда вышел мой первый роман, «City of Pearl»), а «Bloodlines» — мой третий роман по “Звездным войнам”. Просто я написала довольно много за весьма короткое время.

В конце 2003 года меня спросили, не хочу ли я писать книги по «Звездным войнам», чем привели меня в состояние полного замешательства. Если честно, я тогда вообще не знала, что это такое — писать книги вдогонку фильму. Del Rey и Lucasfilm просмотрели предварительный тираж моей книги — когда они обратились ко мне, эта книга, «City of Pearl», еще даже не вышлаи сообщили, что, по их мнению, я им подхожу. В конце февраля 2004 г. мне позвонили и предложили написать первый роман о «Republic Commando». Об этой вселенной мне тоже было абсолютно ничего не известно, хотя я и смотрела кино, и, как мне кажется, именно потому, что я была беспристрастна, я смогла взглянуть на эту тему под другим углом. У меня отсутствовало предвзятое мнение, я не была тем человеком, который вырос на этих фильмах. Я полюбила «Звездные войны» за их запутанность и за переходные зоны — тут есть где разгуляться такой писательнице, как я. Когда-то я была журналисткой, поэтому я занимаю нейтральную позицию и просто веду репортаж о том, что вижу: ненавижу подсказывать читателям дорогу и указывать им, что думать, кого любить или не любить. Я просто хочу показать им, что происходит, и позволить им включить свое собственное воображение — во вселенной «Звездных войн» сделать это проще простого.

Кажется, вы испытываете особенное влечение к персонажу Бобы Фетта.

Если вам нравится описывать героев «с червоточинкой», то он в этом смысле — настоящий подарок. Я не пишу о героях или о злодеях – мне не кажется, что людей можно классифицировать с такой легкостью. У того же Бобы имеется множество недостатков, перемежающихся с блистательными качествами — я могу неделями напролет ковыряться в потаенных уголках его души, и мой интерес к нему ничуть не угаснет.

Этот человек для меня — одновременно и кара божья, и источник вдохновения. У него было тяжелое детство. Отсутствие матери (только не говорите мне, что мать ему заменила Таун Ве); уединенное существование; отец, который, откровенно говоря, не избавился от груза собственных психологических проблем. А потом он становится свидетелем тому, как прямо на его глазах убивают отца — средоточие всей его жизни и центральную фигуру его мироздания. Перелистываем труды доктора Фрейда: доктор Фрейд, подскажите, пожалуйста… В итоге парень одерживает победу. Он не только выживает, но и превосходит своего отца. Его считают злодеем; однако, он твердо придерживается принципов чести и исповедует строгий моральный кодекс. Все его дальнейшее существование определяется единственным фактором: взаимоотношениями с отцом, слишком рано ушедшим из жизни. И даже его стремление добиться успеха в качестве охотника за головами, как я считаю, происходит из желания заслужить одобрение своего отца и оправдать его чаяния.

Вот почему Боба, которому уже за семьдесят, с точки зрения писателя является привлекательным персонажем. Он почитает Джанго в качестве идеального образчика родителя, и, в то же время, он бросил собственных жену и ребенка — по той причине, что ни один человек, получивший подобное воспитание, никогда не сможет установить нормальные отношения с другими людьми, а особенно — с женщинами. Ему сопутствовала удача (и не однажды), но он ни разу по-настоящему этим не воспользовался. В своем деле он смог стать профессионалом, но он не бессмертен, а годы уже клонятся к закату. Как он с этим справится? Удовлетворяет ли его то наследие, которое он оставляет после себя?

Еще один привлекательный момент состоит в том, как он справляется с ролью Мандалора (это имя носили командующие древних мандалорцев — Riila). Я посвятила мандалорцам много времени и даже, по просьбе LucasFilm Licensing, придумала им культуру и разговорный язык; а разнообразие стилей руководства, имевшее место на протяжение столетий, просто поражает. Но Боба у меня не говорит по-мандалорски (здесь я стараюсь придерживаться литературного канона) и, так сказать, совмещает работу охотника за головами с должностью руководителя. Из этого можно сделать определенные выводы не только о нем, но и о самих мандалорцах.

Для меня это — золотая жила на почве беллетристики. У меня никогда не пропадент интерес ни к Бобе, ни к мандалорцам.

Движущая сила

В серии «Наследие» до настоящего времени одним из привлекательных моментов являлось то, как в ней обнажены линии разломов, всегда существовавшие внутри семейств Соло и Скайуокеров: между мужьями и женами, братьями и сестрами, родителями и детьми. Это, без сомнения, является главной составляющей «Bloodlines».

На самом деле, я не уверена, что эти противоречия — главная проблема. Дело в другом: однажды все может перемениться, и то, что некогда составляло главную ценность вашей жизни, может оказаться уже не таким важным. В реальной жизни люди не меняются столь разительно (конечо, мы показываем становление и развитие персонажа, такова уж природа беллетристики), однако обстоятельства переменчивы, и то, что в юности вызывало восхищение окружающих, в зрелом возрасте может стать источником неприятностей. Взять, к примеру, Хана — его упрямство и независимый характер сослужили отличную службу тогда, когда нужно было низвергнуть Империю, но, десятилетия спустя, когда Соло и Скайуокеры сами стали частью правящей элиты, влиятельными персонами, Хан стал для Люка проблемой. Что случилось с фермерским парнишкой и космическим шалопаем? Они стали взрослыми, и галактика тоже стала другой.

«Bloodlines», по большей части, рассказывает о той боли, которую могут причинить тебе близкие, и о том, что ты никогда не сможешь полностью оторваться от своей семьи. Ранить могут лишь те, кого ты любишь и кому доверяешь, и большинство героев прочувствуют это до глубины души.

Мне известно, что вы и ваши собратья по перу работаете по очереди: вначале Аарон Оллстон, потом — вы, потом — Деннинг, и так далее. Насколько тесно вы все трое соприкасаетесь? И приступили ли вы уже к написанию пятой книги?

Да, это напоминает перебрасывание мячиком. Мы поддерживаем связь по электронной почте, однако тон задают редакторы — Шелли Шапиро из Del Rey и Сью Ростони из Lucasfilm. Читатели могут подумать, что это — простой последовательный процесс: каждый автор прочитывает то, что написал предыдущий, и отталкивается от этого. Однако так ничего не выйдет. У каждого из нас свои предпочтения, и все мы пишем с разной скоростью. Я, по натуре своей, пишу очень быстро, «запоем» — на написание одной книги у меня уходит 4–5 недель, и это относится ко всем моим романам, а не только ко «Звездным войнам». Помимо обязанностей по отношению к «Наследию» у меня есть контракты с другими издателями, а это означает, что я не могу сидеть и ждать, пока кто-то закончит свою книгу, чтобы я могла продолжить «по его стопам». Я должна представить ее в назначеный срок и приступить к следующей. Когда ты работаешь в команде, то именно тогда проявляется настоящая дисциплина: ты придерживаешься сюжетной линии, одобреной Lucasfilm'ом и Del Rey, и если требуется что-то изменить, то ты сообщаешь об этом всем остальным. Никаких сюрпризов. Конечно, невозможно проконтролировать каждую отдельную строчку в книге, поэтому редакторы время от времени устраивают продолжительную паузу и пускаются на поиски тех деталей, которые могли быть пропущены. Мелкие шероховатости сглаживаются в процессе доработки. Залог успешной работы состоит в том, чтобы поддерживать обоюдный контакт на протяжении всего процесса.


Karen Traviss: Tracing Bloodlines
August 29, 2006
(С небольшими сокращениями)

Метки: Карен Трэвисс, книги, Наследие Силы