Трой Деннинг рассказывает о «Буре»

Tempest

У третьей книги из серии «Star Wars: Legacy of the Force» шекспировское название — «Буря» (Tempest). Автор романа, Трой Деннинг, дал интервью для издательства Del Rey Books.

Вопрос: «Буря» — третья книга из серии «Звездные Войны: Наследие Силы»; эту серию, кроме вас, пишут также Карен Трэвисс и Аарон Оллстон. Что это означает: сочинить и написать книжный сериал совместно с двумя другими писателями? 

Трой Деннинг: Честно говоря, это требует приложения усилий. Я работаю не только с Аароном и Карен.Было еще несколько редакторов, — во главе с Шелли Шапиро из Del Rey и Сью Ростони из Lucasfilm,а также много других людей из обеих компаний, которые принимали участие в мозговом штурме. Всё началось одним воскресным вечером, когда Шелли Шапиро разослала письма о том, что она и Сью подыскивают идеи для следующей книжной серии. Я подкинул им кое-что из того, что возникло на обочине моего сознания в ту пору, когда я работал над «Dark Nest» — и это послужило началом всему. Потом все мы, объединившись в команду, перешли к реальной работе над разработкой сюжета. В принципе, ради обсуждения каких-то глобальных идей мы стараемся собираться вместе всякий раз, когда это возможно, — обычно во время конвентов, но на этот раз мы начали со специальной встречи на Ранчо Скайуокер. На таких совещаниях все происходит на удивление просто — кто-нибудь подбрасывает предложение относительно того, над чем нам следует поработать, и мы начинаем развивать эту тему. Порой случается так, что идею с ходу отметают, однако случается такое на удивление редко. Мне хотелось бы думать, что так происходит потому, что наши мыслительные процессы гармонизируются и настраиваются на одну общую волну, нов душе я подозреваю, что на самом деле процесс обсуждения доставляет нам столько удовольствия, что никто просто не хочет омрачать другому праздник.

В любом случае, это — замечательный способ времяпровождения, в результате которого в сценарии возникают самые невероятные хитросплетения и повороты — никто в одиночку не сумел бы придумать ничего подобного. Все это невероятно воодушевляет. Эти сессии представляют из себя шесть-восемь часов напряженной умственной деятельности, однако к концу дня я всегда ощущаю больший прилив энергии, чем в самом начале.

Должен выразить особую благодарность тому, кто изобрел электронную почту. Без нее мы бы пропали. Существует миллион микроскопических деталей, которые необходимо скоординировать между собой, поскольку мы придумываем и пишем книги каждый по-отдельности и, конечно же, у каждого из нас своё представление об этих деталях. А так мы можем вести пространные, широкомасштабные дискуссии по поводу каких-то незначительных вещей: например, какое имя следует дать тому или иному персонажу, или как нужно выстроить космический флот. Эти обсуждения порой могут стать довольно замысловатыми и даже смешными, — Шелли однажды грозилась отдать себя на съедение полярным медведям, — однако они жизнено необходимы. Читатели «Звездных войн» ожидают преемственности сюжета, и это — тот способ, которым эта преемственность достигается.

Нам очень повезло найти таких людей, которым искренне нравится работать друг с другом. За все эти годы я становился частью многих творческих сообществ, и иногда там больше думают о персоналиях, чем о самом проекте, отчего вся энергия сходит на нет. В «Наследии Силы» у нас этого нет — нужно отдать должное Шелли и Сью за то, что им удалось собрать столь дружную команду. Мы стараемся во всем помогать друг другу, из-за чего работа превращается в сплошное удовольствие.

Вопрос: Помимо вашей работы над «Звездными войнами» вы написали множество романов в жанре фэнтези. Как вы считаете, «Звездные войны» — это научная фантастика или фэнтези? Существует ли четкая грань между этими двумя жанрами? И подходите ли вы к работе над романами по «Звездным войнам» иначе, чем к работе над другими вещами? 

Трой Деннинг: Я думаю, что между научной фантастикой и фэнтези действительно есть четкий водораздел. Научная фантастика интересуется взаимоотношениями человека и создаваемых им технологий, тогда как фэнтези интересуется взаимоотношениями человека и его личности. «Звездные войны» — это ни то, ини другое. Это — космическая опера. У нее галактический размах, в ней первичным конфликтом является противостояние добра и зла, в ней есть сильный романтический элемент, а законы физики там имеют вторичное значение по отношению к сюжетной фабуле (все мы знаем, что перемещаться быстрее скорости света на самом деле невозможно). Однако фильм выходит за рамки космической оперы по причине взаимоотношений между технологией и духовным началом, и, вероятно, поэтому многие относят его к «научной фантазии».

Я думаю, именно поэтому процесс написания книг по «Зведным войнам» стал для меня столь естественным. Как фэнтези-писатель, я привык сосредотачиваться на духовном начале главного героя. То же самое я делаю и в «Звездных войнах» — если копнуть поглубже, то все мои истории всегда повествуют о взаимоотношениях героя со своим внутренним «я».

Вопрос: В «Буре» вновь появляется Алема Рар, героиня вашей трилогии «Dark Nest». Можете ввести читателей в курс дела относительно того, кто она такая и что делает ее столь опасным противником?

Трой Деннинг: Я ввел персонаж Алемы Рар в книге «Star by Star» из цикла «Новый Орден Джедаев». В начале книги ее сестра, Нума, была убита, и именно это становится причиной, по которой Алема склоняется к Темной Стороне. Они с Нумой выросли в рилловых притонах на Кала'ууне (Kala’uun), и Нума была единственным человеком, на которого Алема могла положиться. Она очень тяжело восприняла смерть Нумы, и в книге есть место, где Люк предвидит ее соскальзывание к Темной Стороне.

Люк не в состоянии предвидеть лишь одного — как далеко Алема зайдет. В трилогии «Dark Nest» она попадает под влияние Темного Гнезда. В итоге она предает Хана и Лейю, и, в конце концов, весь Орден Джедаев. Произодет несколько сражений, один — с Люком, два — с Лейей, и каждый раз Алема получает новые травмы — как физические, так и эмоциональные.

Уничтожение Темного Гнезда — которое заняло в ее сердце то место, которое прежде занимала Нума —привело к тому, что Алема была разбита — во всех значениях этого слова. Она скорее мертва, чем жива, она ужасно изуродована, и она оказалась в полном одиночестве на том пути, по которому прежде она никогдане ступала. За те годы, что прошли после «Dark Nest», она сумела соединить разрозненные части воедино,но они уже не так хорошо подогнаны друг к другу, как это было раньше, и в «Наследии Силы» мы видимее полностью изменившейся.

Вопрос: Меня заинтриговало толкование равновесия в изложении Алемы — что самое невероятное,в нем есть какой-то смысл.

Трой Деннинг: Злодей всегда думает, что он или она поступает правильно — когда я пишу о «плохих парнях», это является одним из моих главных принципов. В случае с Алемой применить это правило достаточно трудно, но она с этим справляется. У нее искаженное восприятие действительности, и было естественным обосновать подобное восприятие жизни ее взаимоотношением с джедаями. Джедай был тем, кто спас ее от полного страданий существования в притонах Кала'ууна. Однако возможность самой стать джедаем стоила жизни ее сестре, а двое джедаев — Люк и Лейя — лишили Алему ее красоты и изящества. Во всем этом есть определенный баланс — и это именно тот Баланс, которым она объясняет свои действия.

Но на этом история не кончается. Тема равновесия между добром и злом присутствует на всем протяжении «Звездных войн», и Алема видит это гораздо более отчетливо, чем любой другой из персонажей. Зло необходимо, чтобы творить добро; Анакин Скайуокер, возможно, не убил бы Императора, если бы прежде не сделался Дартом Вейдером; если бы не было зла, которое призывает героев к оружию, то не было бы и самих героев.

Вопрос: Одна из главных тем в «Буре» — это взаимоотношение отцов и детей. Связь между Люком и Беном, между Джейсеном и Ханом; но даже на основании гораздо более символических намеков видится, что данная тема в цикле является центральной. Это заставило меня вспомнить цитату из нового фильма о Супермене: «сын становится отцом, а отец становится сыном.» Можете это прокомментировать?

Трой Деннинг: Я не видел нового фильма о Супермене, но в «Буре» присутствуют некоторые определенные взаимосвязи на уровне «отец-сын». Люк и Хан оба с неодобрением относятся к тому, какими становятся их сыновья, и это отношение руководит их действиями.

Сын Люка, Бен, изо всех сил пытается соответствовать легендарному статусу своего отца. Он полагает, что самый быстрый способ достичь этой цели — это примкнуть к Джейсену и Гвардии Галактического Союза.Но Люк знает, что этот «быстрый путь» чреват опасностью, и он отчаянно пытается открыть Бену глаза на эту опасность. В каком-то смысле Люк совершает распространенную ошибку любого отца — он верит, что ребенок сможет получить свои самые важные в жизни уроки, основываясь на опыте собственных родителей.

Сын Хана, Джейсен, уже повторил его ошибки. Джейсен сделался тем, кого Хан ненавидит больше всего: сильной, упорной и властной фигурой. Инстинктивно Хан осознает, что в этом таятся опасность и зло, однако он все еще любит своего сына и по-прежнему полагает, что Джейсена еще можно спасти.

Вопрос: Склонение Джейсена на Темную Сторону в «Буре» продолжается и даже убыстряется.И все же кажется, что, несмотря на подозрения, которые высказывают другие персонажи, — в особенности, Люк, — каждый из них боится в открытую обвинить его. По сути, создается впечатление, будто все они состоят в сговоре друг с другом и стараются поскорее отвести взглядот того, что находится прямо у них перед носом. Почему так происходит, на ваш взгляд,и действительно ли в методике взаимодействия джедаев с Силой кроется изъян? 

Трой Деннинг: Это — слабость человеческой природы. Мы никогда не желаем видеть плохое в тех, кого мы любим, особенно в наших детях. Люк и Мара боятся увидеть плохое в Джейсене, потому что это повредило бы их отношениям с Ханом и Лейей, и потому что Джейсен очень важен для Бена. Если они признают, что Джейсен безнадежно совращен Злом, это приведет к их конфликту с Беном; это также вызовет вопрос о степени их ответственности за то, что они позволили Джейсену быть наставником Бена. Но, что еще более важно, собственная история Скайуокеров доказывает, что человек редко бывает окончательнои бесповоротно плохим; в конце концов, Мара в молодости была наемным убийцей Палпатина, и даже сам Люк побывал на Темной Стороне. Если кто-то и знает что о возможности искупления, так это — эти двое.

Что касается Хана и Лейи… ну, в общем, они все еще надеются на лучшее. Они очень терпимы, и онине собираются так просто отвернуться от Джейсена. Он поступает неправильно, и они будут первыми, кто скажет ему об этом, но они не желают махнуть рукой на своего сына. Они хотят увидеть, как он исправит то,что натворил, и вернется на правильный путь.

Вопрос: К Темной Стороне ведет множество путей, но путь Джейсена, наверное, один из самых неочевидных, потому что его привели на этот путь самые благородные из качеств, но не умаление их, а напротив — их преувеличение.

Трой Деннинг: Точно. В начале NJO Джейсен был одним из самых чистых и самых пытливых среди юных рыцарей-джедаев — и он все еще остается таким. Он более, чем кто-либо, желает установить мир во всейгалактике — даже если ему придется добиваться этого силой. Возможно, это происходит потому, что он глубже всех проник в темную сущность человеческих чувств и был напуган этим.

Джейсен — наихудшая разновидность злодея: он фундаменталист и фанатик. Из-за своей добросердечной натуры он полагает, что галактика должна идти определенным путем — и только лишь мирным. На основании своего опыта он сделал вывод, что для достижения цели все средства хороши. Это — очень опасная комбинация, особенно, когда мировоззрение могущественного лидера не имеет ничего общегос действительностью.

Вопрос: Лумия по-прежнему остается очаровательной злодейкой. Несмотря на то, что большая часть ее поступков продиктована местью, все же язык не поворачивается прикрепить к ней ярлык простой мстительницы. Каким вам представляется этот персонаж? 

Трой Деннинг: Мне не кажется, что действия Лумии направляет одна лишь месть; месть — это лишь приятный побочный продукт. На мой взгляд, она принадлежит к числу тех, кто искренне разделял точку зрения Империи: объединенная галактика, мирно существующая под властью единственного правителя, — и кто был горько разочарован, когда изъяны в характере Палпатина привели к уничтожению этой мечты. В прошлом она заглушала горечь переживаний, выступая против Люка и его семьи, потому что на них лежала ответственность за уничтожение Империи — и ее собственной жизни. Но она никогда не забывала о своей мечте: она занята поисками новой силы, способной сплотить галактику и подчинить одной-единственной сильной руке. Время от времени, когда появляется вероятный кандидат, она предлагает ему свою помощь. Сейчас, после наблюдений за Джейсеном, она убеждена, что нашла того, кого искала десятки лет,и сосредоточила всю свою энергию на достижении этой цели.

Вопрос: Увидим ли мы в «Наследии» Люка, в полную силу использующего свои возможности?Мне иногда казалось, что в предыдущих книгах — по той или иной причине — не было показано то,на что Люк действительно способен. В конце концов, он ведь Великий Мастер Ордена Джедаев — вероятно, самый могущественный и квалифицированный форсъюзер во всей вселенной.

Трой Деннинг: Самые могущественные персонажи страдают синдромом «Бога из машины», и Люк, разумеется, не исключение. Поскольку никто в точности не знает границ его возможностей, я думаю, некоторые читатели ожидают, что он способен решать глобальные проблемы не только при помощи Силы, нои при помощи чего-то еще. Проблема в том, что такого рода истории неизбежно скатываются к уровню суперменства, а «Звездные войны» — это космическая опера. Герои должны оказываться перед лицом больших трудностей, обладая минимальным набором средств для их преодоления — именно этот дисбаланс и делает космическую оперу тем, чем она является — в лучших ее проявлениях.

По этой причине я в точности не знаю, что ответить на этот вопрос. Люку, конечно, предстоят испытания воли и характера, и он, разумется, должен был будет прибегнуть ко всем имеющимся в его распоряжении возможностям, если он хочет одержать верх. Но станет ли он при помощи Силы сталкивать планеты с их орбит? Думаю, что нет. Чтобы выжить, ему придется столкнуться с необходимостью полагаться не только на свои джедайские навыки.

Вопрос: Вы уже работаете над следующей книгой из этого цикла? Можете рассказать нам что-нибудьо следующем романе? 

Трой Деннинг: Да, я уже во всю тружусь над своей новой книгой из цикла «Наследие Силы». Она станет шестой по счету и будет называться «Inferno» («Ад»). Я пока не знаю, насколько я могу открыть вам ее содержание, могу только сказать, что там будут представлены многие из тех же самых героев, что пережили «Бурю», и что Джейсен, наконец, осознает, кто же в действительности является его настоящими врагами.

Что касается двух книг между «Бурей» и «Адом», то их написал не я, и поэтому я не вправе делать какие-тонамеки. Но я могу заверить вас, что обе они будут просто фантастическими.

Вопрос: Что вы можете рассказать о других проектах, над которыми сейчас работаете — как связанными с ЗВ, так и другими? 

Трой Деннинг: После «Наследия Силы» я обращу свой взор на эпический фэнтези-сериал, над которымя работаю уже на протяжении нескольких лет. Я очень взволнован по этому поводу, однако сейчас было бы преждевременным распространяться о деталях — тем более что я связан обязательствами контракта. Однако я всегда приветствую возможность вернуться в Далекую-Предалекую Галактику.


Interview with Troy Denning, author of Star Wars: Legacy of the Force: Tempest
Randomhouse.com

Метки: книги, Расширенная Вселенная, Трой Деннинг, Наследие Силы