Небольшое интервью со Стивом Перри, которое он дал в 1999 году резиденту фан-сайта Teraskasi.net Тайгею (Taigei).
Taigei: Как, по вашему мнению, возник teräs käsi и какон получил распространение во вселеннойЗвездных войн?
Перри: Полагаю, teras kasi появился благодаря кому-то, кто пытался придумать более эффективное боевое искусство — вероятно, в качестве ответа на то, что уже существовало вокруг. По такому принципу было создано большинство вещей. Основатель teras kasi (о ком я, по правде говоря, не задумывался), должен был быть специалистом в других боевых искусствах; он (или она), наверное, замечали проплешины в этих дисциплинах и изобретали способы заполнить их.
Если однажды джедай даст вам пинка под зад, вам захочется найти способ, чтобы подобное не случилось снова.
Taigei: Благодаря каким принципам удается выжить практикам teräs käsi?
Перри: Это зависит от степени посвящения и обучения.Если рассматривать его только как боевое искусство, то оно скорее агрессивно, чем пассивно: лучшая защита — это нападение. Если сомневаешься, наступай и поражай.Фоу Джи, например, был социопатом и головорезом,но его развитие в плане физического мастерства остановилось.
Я не буду углубляться в детали относительно умственного и духовного развития, но teras kasi имело тенденцию быть немного более агрессивным, чем боевые искусства джедаев. Это напоминает отказ от насилия Мейера Бабы (Meyer Baba): Пока вы меняне трогаете,я миролюбив, но, если станете мне угрожать, мой ответ будет адекватен угрозе или даже превзойдет ее.
Taigei: Как по-вашему, это напоминало бычто-то вроде того, чтобы поступить в школу teräs käsi или в монастырь?
Перри: Вероятно, это походило на любую другую школу или изолированное сообщество. Чтобы достичь самых высоких уровней, вам необходимо было бы пройти полный обряд посвящения, как в любом классическом боевом искусстве. Вероятно, что-то среднее между дзен и Шаолинем.
Taigei: Можете описать, как бы двигался и наносил удары боец teräs käsi?
Перри: Когда я придумал это боевое искусство, я уже начал изучать pentjak silat Serak (в последнем слове буква «k» произносится глухо), семейное/общинное боевое искусство с Явы, Индонезия. Поэтому многое из того, что я виделв своем воображении, конечно же, походило на него.Бой Фоу Джи из книги «Medstar» в этом смысле типичен — боец силат в нашем стиле почти никогда не отступает; когда его атакуют, он двигается вперед, и при первой возможности старается выбить оружие из рук нападающего.
Taigei: На что могла бы походить одежда бойца teräs käsi? Могли ли быть на нейкакие-то символы отличия?
Перри: Мы не носим униформу или знаки отличия —в маленькой группе в этом нет необходимости. В больших группах знаки отличия могли бы быть более полезными; тут, вероятно, сгодится любой из классических вариантов: цвета, полоски и т. д.
Для тренировок вы захотели бы подобрать что-нибудь длинное и удобное.Для тренировокна улицевы бы выбрали старую одежду — таким образом вы бы привыкли сражаться в том, что обычно носите.
Taigei: В ваших книгах, а такжев тех, что написаны в сотрудничествес Майклом Ривзом, мастерством teräs käsi владеют Зан и Зу Пайк, Фоу Джи и Дарт Мол. Два наемника,киллер-психопати сит. Почему среди адептов teräs käsi так много плохих парней?
Перри: Ну, Зан и Зу Пайк не такие уж плохие; они — всего лишь наемники. Это боевое искусство подходит для хороших парней точно так же, как и для плохих. Но это — весьма эффектное боевое искусство, и, таким образом, любой ищущий нечто подобное всегда будет к нему стремиться. Оно позволяет слабому человеку побеждать более сильного и быть привлекательным для женщин.
Вдобавок, джедаи обычно бывают хорошими парнями.
Taigei: Какие отношения, на ваш взгляд, существуют между teräs käsi и Силой?
Перри: Поскольку Сила пропитывает все вокруг, то естественно, что адепт teras kasi тоже должен гармонировать с ней — пусть и не так хорошо, как джедаи. На достаточно высоком уровне большинство боевых искусств начинают выглядеть похожими друг на друга — существует множество способов передвижения, но, если у вас две ноги, то все эти способы будут выглядеть примерно одинаковыми.
Многие бойцы классических боевых дисциплин изучают духовные практики, а некоторые напрямую взаимодействуют с духовнымиэнергиями — такое можно встретить в кендо, айкидо, кюдо, тай чи. Ki илиchi,—в силат они называются «tenaga dalam», — это все внутренние энергии.
Taigei: Какие отношения, если таковые вообще существуют, вы предполагаете между практиками teräs käsi и джедаями?
Перри: Это — соперничество; иногда — дружеское, иногда —не слишком. Чтобы узнать, насколько хорошо отточены ваши навыки, всегда хочется испытать их в противоборствес тем, кто является профессионалом в этой области. Нет никакого удовольствия сражаться с тем, кто не можетдать сдачи.
Taigei: В «Star Wars Encyclopedia» (30 июня 1998г. Del Rey Books. Автор — Стивен Сансвит) заявлено следующее:
«Это одновременно и боевое искусство, и организация. Орден Терас Каси сформировался из уцелевших обитателей планеты Палауа (Palawa), уничтоженной в ходе продолжительной войны. Эта война потребовала от Совета Джедаев привлечения неимоверного количества живой силы. Немногие из оставшихсяв живых палауиан мигрировали на соседнюю планету, Бундукай (Bunduki). Там они решили добиться превосходства разума над телом, чтобы противостоять попыткам джедаев использовать Силу. Адепты Teräs Käsi, как считается, восприимчивы к изменениямв Силе,и джедаи опасаются мастеров Teräs Käsi. Но, по сути, адепты Teräs Käsi не являются такими форсъюзерами, как джедаи: они пользуются своей, внутренней силой, тогда как джедаи черпают силу из всего, что их окружает».
Если бы вам предложили написать книгу по «Звездным войнам», в которойописывалась бы история teräs käsi, то что из вышеупомянутоговы использовали бы?
Перри: У меня нет никаких проблем с этой статьей из энциклопедии Стива; я не знаю, кто написал ее, но это —столь же хорошее описание, как и любое другое, и оно довольно традиционно для историй о возникновении боевых искусств. Я мог бы использовать многое из этого — как я уже говорил, большинство боевых искусств возникли как ответ на другие боевые искусства. Не позволить джедаям заткнуть себя за пояс — это, в данном случае, достаточно веский мотив.