Бой на световыхмечах — вымышленный стиль фехтования, используемый джедаями и ситами в «Звездных войнах». Ни одиниз упоминающихся ниже стилей непосредственно не упоминаетсяв фильмах; однако боевые искусства мастеров светового меча детально исследуются в новеллизациях, романах, журналах, комиксах, настольных RPG и разнообразных «Иллюстрированных Словарях».
Семь боевых стилей
Каждый джедай выбирает тот стиль, который лучше всего ему подходит. Например, мастер Йода использует стиль Атару, чтобы компенсировать свой небольшой рост; Мэйс Винду использует Ваапад, чтобы подпитаться силой своего гнева и использовать его себе на пользу(не переступая при этом грань, за которой лежит Темная Сторона). Граф Дуку практикуется в стилеМакаши, который, во-первых, сочетается с его любовью к поединкамв стиле «меч на меч», а, во-вторых, отличается элегантностью, точностью и даже неким аристократизмом. Джедай-Изгнанник (KOTOR 2) владел сразу несколькими стилями, но ни в какомиз нихне достигвысшего ранга.
Стиль I: Шии-Чо(Shii-Cho)
Когда был создан световой меч, понадобилось разработать технику боя с его применением. Так появился Стиль I, называемый еще «Стиль Сарлакка». Основой ему стали древние боевые традиции, содержащие в себе ключевые принципы боя на мечахи взятыена вооружение мастерами-джедаями той далекой поры.
Стиль I, как и все развившиеся на его основе стили, включает в себя следующие основные методы и понятия:
атака — серия выпадов, нацеленных в различные участки тела;
парирование — комбинация блоков, препятствующих попаданию меча в указанные части тела;
Юнлинги, джедаи-новобранцы, изучают Стиль I ещедо того, как становятся падаванами и приобретают личного наставника, мастера-джедая.В «Звездных войнах: Атака Клонов» можно увидеть, как Йода учит юнлингов отражать выстрелы из бластера.
Единственный известный практик Стиля I во вселенной «Звездных войн» — Кит Фисто. Но, хотя он и был непревзойденным мастером Стиля I, это не помогло ему одержать верх над Дартом Сидиусом в «Мести Ситхов». Знакомый нам по KOTOR-2 стиль Ши-Чо хорош против большого числа врагов (особенно, вооруженных бластерами), но малоэффективен, когда наступает черед сразиться с одним-единственным противником, вооруженным Силой и световым мечом.
Стиль II: Макаши (Makashi)
>Стиль I, как вы уже поняли, чаще всего используется против превосходящих сил противника. В отличиеот него, Стиль II, или «Стиль Йсаламири», был разработан как средство для ведения дуэли «меч на меч».Сам стиль характеризуется как весьма элегантный,— и, в то же время, мощный,— требующий чрезвычайной точности, но зато дающий использующему его возможность нападать и защищатьсяс минимальным усилием, изматывая противника. Стиль базируется на ловком парировании, выпадах и коротких точных ударах —в противоположность блокам и широким замахам, используемым в других стилях. Для этого стиля необходима очень тщательная калибровка светового клинка, но затои результаты впечатляют. Правда, как только в игру включается оружие вроде бластеров, или противников становится больше, чем один, преимущества Стиля II сходятна нет.
Во времена, предшествующие Войне Клонов, джедаи редко прибегали к этой технике. На долю джедаев так редко выпадали дуэли «один на один», что они сочли Стиль II непрактичным. Однако ранее, до появления бластерного оружия, Макаши был довольно распространен.
Дарт Тиранус (также известный как граф Дуку) в «Атаке клонов» демонстрирует высочайшее искусство владения Стилем II и сражаетсяс виртуозностью, помноженной на древнюю технику. Когда он показал Стиль II в работе, то поверг джедаев в замешательство: система их тренировокне предусматривала такие поединки, в которых противники наносят друг другу прицельные точечные удары.
Данный стиль основан на испанском стиле фехтования «La Destreza Verdadera», который часто называют «танцем сабель» или «мечами правды»; стиль «плавный», если пользоваться терминами мастеров-фехтовальщиков, но, в то же время, довольно жесткий.
Стиль III: Соресу (Soresu)
После победы на Набу над Дартом Молом Оби-Ван Кеноби решил совершенствоваться в Стиле III, самом оборонительно-ориентированном из всех стилей, потому что Квай-Гон Джинн, наставник Оби-Ванаи мастер Стиля IV (Атару),не смог противостоять Дарту Молу.
Стиль III, или «Стиль Минокка», первоначально был разработан для того, чтобы противодействовать быстро завоевывавшему популярность бластерному оружию. Традиционные недруги джедаев оказались вооруженными бластерами, и джедаи должны были найти такой способ защиты, который враг не смог бы обойти или воспроизвести.
Преследующий единственную цель: парировать выстрелы из бластера, этот стиль использует движения, совершающиеся в опасной близости от тела — чтобы достигнуть максимальной защиты и расходовать при этом как можно меньше энергии. Техника позволяет сократить до минимума площадь поражения и делает хорошо владеющего ею практически неуязвимым. В «Новой надежде» Оби-Ван Кеноби становится досягаемым до светового клинка лишь тогда, когда сам открывается Вейдеру. Практикующие Соресу без особых усилий держат оборону, поджидая, когда соперник утомится и допустит ошибку; и вот тогда еще мгновение назад пребывающий в защите джедай наносит свой сокрушительный удар. Из джедаевв стиле Соресу искусны Луминара Ундули и Баррисс Оффи.
Стиль IV: Атару (Ataru)
Приверженцы «Стиля мышеястреба» (Hawk-Bat) широко используют акробатические трюки — порой совершенно невероятные. Стиль был создан в последние столетия Старой Республики. Квай-Гони Йода оба были мастерами Стиля IV, что и продемонстрировалив поединкахс Дартом Молом и графом Дуку, соответственно. Оби-Ван Кеноби, в ту пору уже прилично владевший Атару, отказался от негов пользу Стиля III, потому что считал, что именно фатальные недостатки в Атару привели к гибели его наставника. Правда, позже Кеноби вновь прибегнул к Атару — когда ему пришлось противостоять Анакину Скайуокеру — точнее, уже Дарту Вейдеру —в финальной схватке на Мустафаре. Аайла Секура, если верить Джен Дуурсема (Jan Duursema), приложившей руку к созданию этой джедайки-твилекки, также была мастером Атару. Этому искусству ее обучил Квинлан Вос. Палпатин использовал ситхский вариант этого стиля, который включал в себя уколы и широкие замахи.
В критических ситуациях мастера Стиля IV используют Силу для выполнения своих акробатических трюков. Беспрерывно крутящиеся, подпрыгивающие, с молниеносной быстротой перемещающиеся джедаи при этом представляются в виде размытого пятна. Чтобы демонстрировать чудеса акробатики, нечеловеческую реакцию и физическую мощь, даруемую этим стилем, мастер-джедай должен полностью отдаться во власть Силы, позволить ей проникнутьво все уголки своего существа. Достигнув полного единения с Силой,он может более не думатьо таких вещах, как немощь и старость.
Стиль V: Шиен/Джем Со (Shien / Djem So)
Стиль V (или «Стиль Крайт-дракона») — мощный стиль, разработанный практиками Стиля III — теми, что предпочли более наступательную тактику. Оборонительная природа Стиля III часто приводит к опасному затягиванию боя. Стиль Шиен является результатом комбинации стилей II и III.Анакин —и будучи самим собой, и превратившисьв ДартаВейдера,—а также Люк Скайуокер и Пло Кун были мастерами Стиля V.
Стиль V базируетсяна оборонительных приемах, заимствованных из Стиля III, но превращающих защиту в нападение. Типичный пример: если стиль III используют, чтобы парировать выстрел из бластера, то стиль V ориентированна то, чтобы перенаправить заряд в сторону противника. Такой прием одновременно и защищает владеющего им, и наносит поражение противнику. Точно так жев этом стиле используется классический прием парирования из стиля II, но тольков случаесо стилемV джедаи одновременно с отражением удара проводит контратаку. Еще одно отличие от стиляIII — то, что последователи стиля Шиен используют лобовую атаку и кромсают врага направо и налевов попытке сломить его сопротивление грубой силой. Агрессивная философия стиля V вызывает неодобрение у многих джедаев.
Вейдер создал свойсобственный вариант стиля V, в которомон пользуется только одной рукой, а другую небрежно держит отведенной в сторону.Это можно рассмотреть в самом начале поединка из «Империя наносит ответный удар».
Сочетая в себе агрессивные, но доведенныедо совершенства приемы стиля II, и превосходные оборонительные функции стиля III, Shien / Djem So доказал свою эффективность.>
Стиль VI: Ниман (Niman)
«Стиль ранкора», стиль VI, был стандартным боевым стилем в эпоху до и во время Войны Клонов и Резни Джедаев (Jedi Purge). Эту боевую дисциплину часто называют «Стилем дипломата». Итог можно наблюдать в «Атаке клонов»: практически все джедаи, применявшие стиль VI, были убиты на Джеонозисе.Эта же печальная участь постигла и Коулмана Требора, чье владение стилем Ниман не спасло его от мастерского выстрела Джанго Фетта.
В стиле VI была предпринята попытка уравновесить все элементы боя на световых мечах путем заимствования приемов из тех стилей, которые не былив сильной степени ориентированы на сражение. Результат: последователи стиля VI в равнойстепени — хотя и на весьма среднем уровне — владели всеми основными боевыми приемами; такой путь подходил для дипломатов, поскольку они, вместо утомительных тренировок, могли больше времени уделять политике.
Стиль VII: Джуйо (Juyo)
Называемый еще «Стилем Ворнскра», стиль VII оставался недоработанным в течение целого тысячелетия. Позже стиль решил усовершенствовать и развить мастер Мэйс Винду; он превратил его в боевой стиль Ваапад. Самый вызывающий и самый сложный из всех стилей, Ваапад требует неимоверной концентрации, высокого уровня мастерства и отличного владения другими стилями. Только три джедая смогли полность овладеть искусством Ваапада: Мэйс Винду, Депа Биллаба и Сора Балк, который, в свою очередь, научил Квинлана Воса некоторым приемам. Сора Балк помогал Винду совершенствоваться в Ваападе,но оказался слишком слаб, чтобы противостоять течениям Силы, и склонилсяна Темную Сторону. Таким образом, это Ваапад овладел им.
Дерзкие, прямолинейные движения в Ваападе используются в комбинациис самыми передовыми приемами, включающими в себя подпитанные Силой прыжки и выпады. Стиль VII выглядитне столь эффектно, как стиль IV, однако техника открытых движений приводит к очень непредсказуемому стилю сражения. Мощное стаккато из рубящих ударов, мельтешение рук и ног заставляют противника думать, что в этих движениях нет никакой последовательности —и приводят его в замешательство.
Стиль VII вобралв себя эмоциональный и физиологический напор стиля V, но управляет им более эффективно (если джедай владеет стилем достаточно хорошо). При должном контроле стиль VII может придать использующему его невероятную мощь.
Однако, Ваапад стоит у самой кромки падения на Темную Сторону, поскольку для проведения атак использует гнев и другие отрицательные эмоции. Только мастерство Винду и его преданность Свету не позволяют ему попасть под влияние Темной Стороны; вот почему Ваапад считается опасным и используется столь редко. Два других известных практика Ваапада, Сора Балк и Депа Биллаба, склонились на Темную Сторону.
В KOTOR 2, события в котором разворачиваются примерно за 4000 летдо Войны Клонов, Juyo является одним из используемых боевых стилей — даже при том, что он не былдо конца сформирован. Это доказывает, что Juio был весьма эффективным боевым стилем еще за тысячи лет до того, как Мэйс Винду превратил его в Ваапад.
Дарт Мол использовал разновидность Juyo (не Ваапада, поскольку Ваапад создал Винду и никогдане преподавал его ситхам) вкупе с другими боевыми искусствами.
Иные стили ведения боя
Следующие формы не входятв число семи главных стилей; их можно рассматривать как неофициальные. Все они, как правило, основаны на другихстилях —за исключениемСтиля Зеро (Zero), который подчеркнуто избегает конфликта всегда, когда только возможно.
Сокан (Sokan)
Разработанный древними рыцарями-джедаямиво время Великой Ситской Войны, Сокан объединил в себе тактику подвижности и увертокс хореографиейIV боевого стиля. Сокан отличают быстрые удары световым мечом по жизненно важным органам противника в сочетаниис ловкими кувырками и стремительными перемещениями. Противоборствующие стороны использовали специфику ландшафта, чтобы заманить соперника в такое место, где можно с наибольшим эффектом применить Сокан.
Оби-Ван использовал элементы Сокана во время схватки с Анакиномна Мустафарев Эпизоде III: Оби-Ван искал подходящую возвышенность, чтобы воспользоваться более удобным расположением и одолеть Анакина, используя его слабые места.
Шиен (Shien)
Чтобы применить стиль Шиен, джедай должен держать световой меч горизонтально. Конец клинка указывает на соперника; световой меч описывает дугу, и в это время джедай быстрым движением перебрасывает меч из одной руки в другую.В игре «Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords» мастер Зез-Кай Эль преподает Изгнаннику этот стиль, если Изгнанник выбрал путь джедая-защитника или джедая-охранника. (Не путайте данный стиль со стилем V: Shien / Djem So).
Джар'Кай (Jar'Kai)
Джар'Кай позволял джедаю сражаться сразу двумя мечами, по одному в каждой руке, как можно видеть в «Атаке клонов», когда Анакин Скайуокер сражается с мастером Макаши графом Дуку. Один клинок использовался для нападения, другой — для защиты (для отражения ударов) или жев качестве дополнительной возможности для атаки. Иногда джедаи пользуются вместо обычного светового меча укороченым (который порой именуют «световым кинжалом»), который держат в «нерабочей» руке для равновесия. Эта техника, возможно, получила свое вдохновение от боевого стиля кендо «нито-рю»,в которой также одновременно используются длинный и короткий мечи, или от японского Hyoho Niten Ichi-ryu, известного тем, что там применяется техника боя на двух мечах. В книге «Yoda: Dark Rendezvous» мастер Марук (Maruk) сказал: тем, кто практикует бой на двух мечах, приходится всецело полагаться на своё оружие.
Многие из джедаев пытались овладеть искусством Джар'Кай, желая получить хотя бы зачаточные навыки двухклинковой атаки, но лишь немногие из мастеров светового меча полностью постигли эту премудрость. Серра Кето (Serra Keto), Сора Балк, Асажж Вентресс, Комари Воса (Komari Vosa), Дух Силы Дарта Ревана, А'Шарад Хетт (A'Sharad Hett), Джоклад Данва, Темный Джедай Бок (Boc), Темный Андерлорд (Dark Underlord) и Рука Императора Дженг Дрога (Jeng Droga) — все они были практиками Джар'Кай. (Граф Дуку хотя и применяет время от времени сразу два световых меча, не любит«многклинковость»,—во всяком случае, так написано в книге «Лабиринт зла»).
Следует отметить, что Джар'Кай —не единственный стиль, где используются два световых меча. Мэйс Виндуво время своей миссии по спасению Депы Биллабы с Харуун-Кэла, время от времени пользовался одновременно и своим мечом, и мечом Депы, оставаясь верным стилю Ваапад.
Стиль «Зеро»
Не будучи, по существу, боевым стилем, стиль «Зеро» нес в себе идею о том, что джедай всегда должен знать, когда нужно вынимать световой меч, а когда — найти иной способ решения проблемы. Стиль был придуман мастером Йодой для того, чтобы джедаи избегали соблазна начать «Агрессивные переговоры», вместо этого используя другие джедайские трюки — вроде хорошо известного ментального трюка.
Dun möch
Ситы, всегда стремящиеся к полному превосходству над личностью противника, используют все возможные средства —в том числе, и свою собственную доктрину боя на световых мечах. Dun möch сочетался с колкостями, насмешками и шутками, отпускаемыми в адрес противника и позволяющими выявить его слабые стороны, сомнения или противоречия. Другой вариацией Dun möch было использование Силы для того, чтобы швырять в противникаво время боя большие тяжелые предметы, отвлекающие его внимание и способные нанести серьезные увечья. Дарт Вейдер использовал такой прием против Люка в «Империи». Граф Дукуи Дарт Сидиус применяли его против Йоды в «Атаке клонов» и «Мести ситхов», соответственно.
Бросок меча
Порой джедаи или ситы, чтобы поразить объект, находящийся вне досягаемости, используют особый прием, называемый «броском светового меча». Когда световой меч запущен в цель, клинок вращается быстро, подобно пропеллеру, и, при попадании в цель, разрубает ее на части. Квалифицированные мастера применяют Силу, чтобы управлять траекторией светового меча и заставлять его возвращаться обратно в руку.
Когда Йода в «Мести ситхов» прокладывал себе путь в Храм Джедаев, он использовал эту технику, чтобы убить напавшего на него клонтрупера.
Когда Люк Скайуокер в «Возвращении джедая» запрыгнул на мостик, Дарт Вейдер метнул свой световой меч и перерубил опоры моста; некоторые считают, что Вейдеру не хватало ловкости, проворства или Силовой мощи, чтобы самому заскочить на мостик. Другие полагают, что это была искусная демонстрация Силы, чтобы повергнуть в смятениеи запугать неопытного противника. Согласно третьему мнению, Вейдер, памятуя о печальном итоге его сражения с Оби-Ваномна Мустафаре, решил не искушать судьбу дважды и не соваться под меч тому, кто стоит выше.
Траката
Этот боевой стиль применялся лишь одним или двумя, самыми могущественными, джедаями. Во время боя джедай держит световой меч в руке, но не активирует его. Он уклоняетсяот атак или защищается, применяя только Силу. Наиболее квалифицированные из джедаевв промежутках между атаками противника предпринимают Силовое контрнаступление. Дождавшись нужного момента, они быстрым движением включают-выключают меч, вонзая световой клинок в тело соперника. Враг неизбежно получает серьезное ранение или погибает. Эта техника чрезвычайно сложна в использовании,и джедай, избравший ее, должен быть очень могущественным форсъюзером. Еще, как считается, этот стиль —из арсенала Темной Стороны, поскольку убийство здесь происходит исподтишка; кроме этого, Тракату можно использовать и вне поединка, чтобы избавиться от кого-то, стоящего поблизости. Несмотря на то, что лучшее применение Тракате можно найти в поединкена световых мечах, эту технику можно использовать и для отражения бластерных выстрелов.
«Нестандартный» (The unorthodox)
Некоторые приемы выпадают из контекста традиционных, практикуемых джедаями боевых стилей. Персонажи вроде генерала Гривуса из ЭпизодаIII могут использовать более свободные движения. Цель его стремительных атак состоит в том, чтобы сбить с толкуи смутить мастеров классической школы. Гривус весьма преуспел в подобных трюках за счет гибкости своих сочленений, компьютерной реакции и добавочной пары рук. Только самые опытные и умелыеиз джедаев могли противостоять его атакам. Например, Гривус мог взять в каждуюиз своих четырех рук по мечу, выставить две руки вперед и, быстро вращая ими в воздухе, соорудить импровизированный щит. Подобный трюк Гривус использовал против Оби-Ванана Утапау,но Кеноби сумел справиться с ним, выждав удобный момент и отыскав слабое место в обороне.
Другой уникальный стиль владения световым мечом — стиль Ади Галлии (ставшей жертвой Гривуса): она держала меч клинком назад (стиль тыльной стороны руки).
Движения и удары
Во всех семи боевых стилях применяются старинные термины, которые джедаи используют для описания задач, путей достижения цели и тех результатов, которые могут быть получены в ходе боя на световых мечах.
Чо маи (Cho mai)
Термин cho mai используется, чтобы описать отсечение руки противника, держащей оружие. Этот удар говорит о том, что нанесший его джедай стремится нанести противнику минимальное повреждение; cho mai также свидетельствует о высоком мастерстве джедая.
Cho mak
Отсечение конечности противника, например, ноги гуманоида.
Cho Sun
Этим термином описывается движение, приводящее к отсечению той руки противника, которая держит оружие.
Sai cha
Термин sai cha используется, чтобы описать тот редкий случай, когда джедай казнит своего противника. Этот прием предназначен для наиболее опасных соперников — тех, кому джедаи не могут позволить остаться в живых.Sai cha —это то, что Анакин Скайуокер сделал с графом Дуку в Эпизоде III.
Sai tok
Прием, порицаемый джедаями из-за его ситхской природы, разрубает противника на две части, отделяя ноги от туловищав районе талии. Оби-Ван Кеноби, будучи падаваном, сделал это с Дартом Молом в «Скрытой угрозе».
Shiak
Shiak — это акт милосердия, закалывание смертельно раненого врага.
Shiim
Нанесение противнику небольшой царапины краем лезвия светового меча. Также считается признаком отчаяния или бессилия в борьбе против более могущественного врага.
Sun djem
Sun djem — атака, целью которой является выбить оружие из рук противника. Ее проводят, когда не хотят нанести сопернику физический ущерб.
Приёмы
Jung
Поворот на 180 градусов.
Jung ma
Этот термин используется, чтобы описать маневр разворота на 360 градусов,во время которого накапливается энергия для атаки на врага.
Kai-kan
По сути, это не прием,а трюковая постановка известного, обычно древнего и очень опасного поединка на световых мечах, который могут исполнить только хорошо обученные джедаи.
Sai
Термин, используемый для описания движения, которое джедаи выполняют в случае проведения атаки по ногам. Джедай подпрыгивает вверх, используя Силу, и контратакует сверху, используя ускорение свободного падения для увеличения мощности удара.
Shun
Этот термин используется тогда, когда джедай совершает поворот на 360 градусов, используя собственную руку в качестве рычага и получая дополнительную скорость для атаки.
* * *
Источники:
Fighting with Lightsabers, by John Clements
The Seven Forms of Lightsaber Combat — Star Wars Insider, Issues 62 and 68
Jedi fighting styles
Lightsaber Techniques
Lightsaber Combat Styles
Star Wars: Attack of the Clones The Visual Dictionary, Lightsaber Combat (page 62)
Star Wars: Revenge of the Sith The Visual Dictionary