Очевидное — невероятное: Эпизод III в свете ньютоновской физики

На сайте Intuitor.com есть раздел, посвященный «неправильной» кинематографической физике. Авторы занимаются тем, что препарируют голливудские блокбастеры и подвергают публичному осмеянию все обнаруженные научные ляпы. Такой известный фильм, как «Звездные войны», разумеется, не мог не привлечь их внимания. Предлагаю вам ознакомиться со статьей, посвященной Эпизоду III.

…Эпизод III открывается классической киношной сценой космического сражения, доведенной до абсурда. Не беда, что во всех фильмах о «Звездных войнах» использовалась нереалистичная модель воздушных боев времен Второй Мировой, где маленькие шустрые самолеты атаковали неповоротливых монстров. Не беда, что эти летательные аппараты совершали маневры исключительно со скоростью времен Второй Мировой, а их пилотов ждала смерть во время чрезмерных перегрузок. Не будем также вспоминать о том, что, когда оборонявшиеся взрывали судно, направляющееся в их сторону, это было равносильно самоубийству: обломки должны были продолжить движение и угодить прямо в них. Однако даже при всей нереалистичности этой киношной физики оригинальные фильмы «Звездных войн» могли похвастаться особенным очарованием, которого нет у Эпизода III.

Дым над Корускантом
Лукас явно переусердствовал, пытаясь втиснуть в начальную сцену Эпизода III вариации на тему практически всех кинематографических батальных сцен, показанных за последние 60 лет. Среди них, конечно, имеются и фирменные эпизоды морских сражений времен Второй Мировой войны. Однако на этот раз маленькому космическому суденышку приходится пробиваться сквозь расползающиеся клубы дыма, остающиеся после выстрелов зенитной артиллерии. Они висят в космосе подобно маленьким черным облачкам. Нужно признать, что черный дым действительно помогал «пристреливаться» зенитчикам времен Второй Мировой — они отмечали по нему положение разорвавшихся снарядов. Однако как это могло помочь им в абсолютной черноте космоса? И потом, почему облака дыма продолжали висеть на месте? Частицы дыма обладали бы вектором скорости, направленным наружу, и, как гласит первый закон Ньютона, они продолжили бы на постоянной скорости двигаться в этом направлении, пока на них не подействовала бы какая-либо сила, способная замедлить это движение. На Земле этой силой является сопротивление воздуха. В открытом космосе этого не существует. В-третьих: используя совершенные системы прицеливания вкупе с высокоскоростными снарядами, способными перемещаться по прямой и не испытывающими сопротивление воздуха… как при всём при этом можно было не попадать по цели? Каждая атака на большой космический корабль была бы равносильна самоубийству. Однако ляпы в стиле Второй Мировой — это только начало.

Летающие дроиды - Эпизод 3 Звёздных войн

После этого появляется механизированая версия зловещей птицы из классического фильма Альфреда Хичкока «Птицы» (1963): это, кстати, не военный фильм. За ней следует нападение крошечных дроидов, которые облепляют истребитель Оби-Вана Кеноби (Юэн Макгрегор) и пытаются прогрызть в нем дырки. Сцена напоминает атаку часовых из фильма «Матрица». В голову приходит следующая мысль: пули гораздо дешевле, чем дроиды; почему бы не выпустить рой пуль, который наделал бы дырок в космическом корабле с тем же успехом?

Затем мы видим атаку в духе пиратских сражений. Два больших космических судна останавливаются рядом на расстоянии броска камня и ощетиниваются пушками. Хорошо уже то, что это пушки в стиле XX-го столетия, заряжающиеся с казенной части, а не через жерло, как в былые времена.

Пиратские суда в Эпизоде 3 Звёздных войн

Не сомневаюсь, что апологеты, прибегнув к различным публикациям о «Звездных войнах» на эту тему, тотчас пустятся в пространные объяснения касательно того, что эти орудия вовсе не в стиле XX-го столетия, однако факт есть факт: орудия выстреливали пустыми артиллерийскими снарядами; у них имелась отдача; при контакте с целью во время выстрела происходил взрыв.

Традиционные орудия смогли бы прекрасно действовать в открытом космосе — за исключением того, что они будут служить в качестве толкателей. Во время выстрела силы отдачи было бы достаточно даже для того, чтобы сдвинуть с места большой линейный корабль. Помните о том, что здесь нет воды, удерживающей корабль на месте. Если бы вектор силы отдачи совместился с центром массы корабля, то корабль начал бы прямолинейное движение, направленное в сторону этого вектора. Это движение называют поступательным перемещением. Если бы вектор силы отдачи не совпал с центром массы, то корабль начал бы соврешать поступательное перемещение с одновременным вращением. Массированый обстрел корпуса мог запросто привести к тому, что корабль начал бы крутиться и двигаться в направлении, противоположном курсу.Сохранять при этом текущую позицию — не говоря уже о том, чтобы вести ответный огонь,— было бы проблематично.

На Земле сопротивление воздуха приводит к тому, что после выстрела снаряд существенно замедляет свою скорость. У снарядов, выпущенных в открытом космосе, таких проблем не было бы. Они, конечно, не достигали бы цели столь же быстро, как лазерные выстрелы, однако двигались бы намного быстрее, чем на Земле. При использовании современных компьютерных технологий снаряды могли иметь встроенные механизмы самонаведения, помогающие удерживать цель даже в случае е перемещения. И нет никакой необходимости в том, чтобы вести обстрел со столь близкого расстояния.  По сути, это было бы чрезвычайно опасно. Взорванный корабль унес бы за собой и всех находившихся рядом.

И, конечно, вступительная битва не обошлась без типичной в таких случаях сцены спасения, где компания из джедая и храброго робота — а как же иначе! — попадает на борт подбитого корабля, чтобы спасти одного нечестного политикана: Палпатина. (Разумеется, этот политикан — совершеннейшая мразь). После продолжительных поединков в стиле самурайских фильмов этот звездолет, получивший ужасные повреждения, переворачивается вверх брюхом и падает вертикально вниз на планету, вокруг которой он еще недавно совершал орбитальное движение (что случилось с его первой космической скоростью?). Все, кто находится на этом судне, скользят по направлению к его нижнему концу. Ну хорошо: возможно, в «далекой-далекой галактике» настолько хорошо овладели силой притяжения, что перекачивают ее туда-сюда под полом этого космического корабля, как горячую воду в системе центрального отопления; но, если так, то почему направление этой искусственной силы тяжести относительно уровня пола должно измениться во время падения корабля на планету? Вектор искусственной силы тяжести всегда оставался бы перпендикулярным поверхности низа — вне зависимости от положения судна.

Падение корабля - Эпизод 3 Звёздных войн

Что касается силы притяжения самой планеты, то имейте в виду, что она действует с одинаковой силой и направлением как на объекты, находящиеся на орбите, так и на объекты, падающие вертикально вниз. И там, и там наблюдатель, находящийся на борту судна, не может ее ощущать, потому что в обоих случаях судно находится в состоянии свободного падения: в одном случае он падает вертикально вниз, в другом — совершает падение, находясь на устойчивой орбите.

Во время снижения горящий корабль разваливается на две части, однако не стоит переживать: искалеченный гигант чудесным образом преодолел атмосферу и приземлился в ближайшем космопорте, умудрившись не превратиться в огненный шар — чудо, если учесть, что все щиты на судне были уничтожены еще до того, как он совершил посадку. Попробуйте проделать то же самое с космическим челноком на Земле — результат был бы вполне предсказуем.

После битвы повествование сосредотачивается вокруг Анакина Скайуокера (Хайден Кристенсен), соблазненного Темной Стороной и превратившегося в Дарта Вейдера, одетого в черный костюм и носящего шлем. Что же является главной причиной для его полнейшего морального упадка? Оказывается, ему приснился плохой сон. Ради бога: дайте этому парню плюшевого мишку и велите хорошенько встряхнуться. Последней каплей, переполнившей чашу, оказывается момент, когда Анакин отрубает руку одному из своих товарищей-джедаев и, тем самым, дает возможность потенциальному злодею, императору Палпатину, вышвырнуть несчастного джедая из окна небоскреба. Сцена сопровождается молнией — а то как же. Данное событие заставляет Анакина погрузиться в глубины нравственного конфликта. Что ему делать? Конечно, опуститься на колени, присягнуть на верность убийце и обманщику, будушему злобному Императору, а после этого собственноручно убить всех детей в Храме Джедаев. И мы говорим о человеке, который проходил обучение при Йоде? Предполагается, что это тот самый человек, который вернет себе доброе имя в Эпизоде VI?

Анакин отправляется на окраину Галактики, к покрытой лавой планете, чтобы продолжить там кровавую резню. Оби-Ван Кеноби выслеживает его, намереваясь положить конец предательству Вейдера; однако всё сводится к затянутой сцене битвы, происходящей на каких-то обломках, плавающих посреди лавы. Планета, покрытая лавой — это как сауна по сравнению с другими локациями, однако тепловое излучение в центре лавового потока было бы настолько сильным, что смогло бы воспламенить одежду. Тем не менее, два джедая могут сражаться там снова и снова, не испытывая ни малейшего желания глотнуть газировки.

В конце концов, Анакин, (теперь называемый Дартом Вейдером) получает мучительные ранения и лежит при смерти, едва не сожженный заживо (очевидно, теплового излучения всё-таки хватило для того, чтобы его одежда вспыхнула — но только после того, как он был побежден в схватке). Он был спасен злым Императором, который — издали почувствовав страдания Вейдера — в течение нескольких минут совершил путешествие на край Империи, чтобы спасти своего новообретенного протеже и облачить его в фирменную черную броню. В это самое время умирает при родах жена Вейдера, Падме Амидала (Натали Портман). Она умирает в окружении самого превосходного и высокотехнологичного медицинского оборудования, какое только можно представить. Причина смертельного недуга — разбитое сердце. Найдут ли когда-нибудь средство от этой беспощадной болезни?

И вот мы добрались до того момента, который давно ждали: возвращение самого ужасного из кинозлодеев всех времен и народов, Дарта Вейдера в его знаменитом черном шлеме. И что мы получаем? «Нееееееееет!» Ну хорошо, мы — фанаты. Для нас фильмы про «Звездные войны» — это как наркотик. Нам хотелось увидеть Эпизод III, несмотря на то, что после Эпизодов I и II особо ожидать было нечего. Но если — прости, господи! — Лукас вдруг снимет еще одни «Звездные войны», а Темная Сторона наших фанатских душонок вновь будет подбивать нас к тому, чтобы их посмотреть, мы должны собрать све свои силы и прокричать: «Неееееееет!»

Источник: www.intuitor.com
(Скриншоты из DVD «Месть ситхов»)

Метки: Эпизод III, физика