Расширяющаяся вселенная

Эта статья была опубликована в далеком 2002 году в журнале «Страна Игр». Несмотря на свой преклонный (по меркам масс-медиа) возраст она, думаю, все еще представляет интерес для поклонников «Звездных Войн».

РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ВСЕЛЕННАЯ

«Страна Игр», номер #115
Алексей Дубинский

Увидев удивительное — не удивляйся, и оно перестанет быть удивительным.
К. Прутков

Сага — это не жалкий сериал. Великие мифы творят историю, великие идеи ведут цивилизации. «Яви чудо!» — и небеса разверзаются, воды отходят, а твердь льется, как дождь. Гремят голоса, горят глаза, поют небесные хоралы. Волна любви и почитания обволакивает умы и сердца человецев.

Чудо — это то, чего никогда не бывало, чего не может быть. А если нечто уже произошло — то постепенно из чудес переходит в разряд привычных историй, рассказов, баек… Поэтому для любого серьезного культа гораздо важнее любых чудес кропотливая и внешне почти незаметная работа рядовых идейного фронта, миссионеров и крестоносцев. Имена их неизвестны, и имя им — легион. Подобно трудолюбивым муравьям, каждый из них приносит маленькую былинку, из множества которых вырастает нерушимый Храм.

«Звездные войны» — один из ярчайших культов новейшей истории. Лукас явил Чудо миллионам в далеком 1977 году, а затем попытался повторить еще три раза, в том числе совсем недавно. Но по закону девальвации чудес человечество уже к 1980-му году выработало определенный иммунитет к сладкому дурману далекой галактики. Возможно, «Новая надежда» так и осталась бы одинокой яркой звездой на культурном небосводе двадцатого столетия, но Лукас-бизнесмен не дал уйти на покой созданию Лукаса-демиурга. Как и все успешные религии и идеологии, «Звездные войны» устояли на мощнейшей подпитке снизу, от порой почти незаметных, но многочисленных ручейков и источников. Финансовый феномен ЗВ взращен на мерчандайзе. Пусть свидетель Чуда повзрослел — ему не дадут обрасти житейской скептической коркой. Новая гомеопатическая доза ЗВ всегда готова проникнуть в его изнывающие от ожидания вены. Фигурка Дарта Вейдера на монитор, постер с Ханом Соло на стенку, игра для приставки… Но самое главное — книги и комиксы. Именно книги расширяют ойкумену и поддерживают священный огонь под котлами веры. Книги создают новые сущности в головах фэнов, а комиксы помогают дать сущностям конкретную визуальную оболочку. Добавьте аудиокниги и радиопостановки, саундтреки — и в результате получается мультимедийный продукт, фактически — разнесенное по каналам восприятия и по времени кино. Причем за счет игр, кино практически интерактивное. Постоянное слабое воздействие сильнее короткого удара — нельзя не верить в то, что сопровождает тебя почти всю сознательную жизнь. Так что за пятнадцать лет с начала активной кампании по продвижению Expanding Universe фэндом был не только возвращен в исходное состояние 1977 года — он впитал в себя неофитов, порожденных даже не самой сагой, а ее производными.

И пусть этот фэндом делится на непримиримые фракции, пусть пуристы-старообрядцы доказывают, что все, кроме фильмов — от лукавого, маховик уже набрал обороты. Адмирал Траун так же принадлежит вселенной ЗВ, как и Дарт Вейдер. Можно жить в скиту на хлебе и воде, но паства предпочтет веселый город и ресторанные блюда. Джинна не загнать обратно в бутылку, особенно учитывая, что бутылку эту создал сам джинн. Так что давайте вместе наслаждаться теми дворцами, что он строит на свободе.

Ни дня без строчки

В наших краях мертвого мерчандайза книги из серии «Звездные войны» окружены многочисленными мифами. Так уж сложилось, что вся информация о Star Wars Universe исходила из пиратских видеокопий фильмов, непонятного происхождения «новеллизаций» этих копий, чуть ли не записанных с экрана на бумагу, и пиратских же копий компьютерных игр — старенького X-Wing и, конечно же, триумфального TIE Fighter. Поэтому существование каких-то многочисленных комиксов, а тем более полноценных книг, посвященных не вошедшим в фильмы событиям, воспринималось с подозрением. Кто их пишет? Как? Зачем? И если сегодня сам факт существования книг, благодаря появлению русских переводов, ни у кого уже сомнений не вызывает, то вопрос «как же относиться к книгам правильному фэну Звездных войн?» для многих пока не решен. Попробую внести ясность и покой в ваши мятущиеся души. ^_^

Русские переводы

Больное место. Не знаю, где надо брать переводчиков и редакторов, чтобы перевести «Rogue Squadron» как «Разбойничий эскадрон». Легким движением элитная истребительная эскадрилья альянса превращается в толпу конных махновцев. После такого на мелочи вроде персонажей «Пятого элемента», невесть каким образом попавших в русский текст «Призрачной угрозы», внимания можно не обращать. Фэны в массе своей однозначно считают переводы плохими. Впрочем, на эти стенания издательства традиционно не обращают ни малейшего внимания. «Пипл хавает». Поэтому во избежание разочарований и заблуждений могу лишь порекомендовать читать в оригинале. Заодно и знания языка освежите.

Короткий ответ: книги надо читать.

Почему? Читайте дальше…

Итак, каков же механизм появления на свет красочных томиков с заветными словами Star Wars на обложке? LucasFilm на несколько лет передает лицензию на выпуск книг определенному издательству (в этой роли засветились прежде всего Del Rey, Bantam, Dark Horse и ныне покойное West End Games), редакторы которого подыскивают будущих авторов. В LucasFilm на основе представленных фрагментов вещей, ранее написанных этими авторами решают, кто из толстоевских наиболее достоин чести подхватить знамя Star Wars. После этого выбранный писатель присылает в LucasFilm краткий сюжет книги на нескольких страницах, который также утверждается самыми высокими инстанциями. И только после этого на несколько недель автор запирается у себя на ранчо и начинает глаголом жечь сердца людей.

Стоит обратить внимание на тот факт, что хотя написание книги идет в постоянном и плотном контакте с редакторами, они никогда не указывают, что писать. Их задача — указать, о чем НЕ писать. Поскольку порой идет работа сразу над несколькими книгами, о содержании которых никто, кроме авторов, не знает (не говоря уже о держащемся в строжайшем секрете сюжете очередного фильма), подобная координация жизненно необходима.

Поэтому книги — это в значительной мере плод коллективного творчества. Джорджа Лукаса, придумавшего вселенную «Звездных войн», многочисленных художников, дизайнеров и писателей, наполнивших ее жителями, пейзажами и предметами, и только потом — непосредственно автора данной конкретной книги. Не случайно все придумки, использованные в очередной книжке, автоматически становятся интеллектуальной собственностью LucasFilm. Адмирал Траун принадлежит Лукасу, а не Зану. Недавнее официальное саморазоблачение тайны личности Макса Фрая, кстати, было вызвано именно стремлением избежать подобной ситуации.

Кстати, о Лукасе. По словам писателей, они с ним практически не встречались и ни разу не говорили. Лукас не читает вышедших книг, лишь просматривает уже упоминавшиеся сюжетные заявки. Но при этом с удовольствием листает готовые комиксы.

Немного об авторах. Все они подбираются издательствами и имеют достаточный опыт, новички книг про ЗВ не пишут. При этом вовсе не обязательно быть обладателем «Хьюго» и «Небьюлы» вместе взятых — достаточно ремесленного уровня профессионализма. Как правило, все авторы уже имели опыт работы в «чужих вселенных» — писали книги про «Дюну» или «Бэттлтек», или «Х-файлы», или «Стар Трек», или еще кучу неизвестных у нас сериалов. Очевидно, это особенное свойство творчества — уметь работать в жестко заданных рамках созданной другими вселенной.

И все же авторы очень разные, и книги у них тоже получаются разные. Любитель военной истории Зан породил стратегического гения Трауна, проработавший много лет в игровой индустрии Стэкпол практически «экранизировал» в своих книгах линейку космосимуляторов LucasArts, соавтор Артура Кларка Кьюби-МакДауэл ударился в политику, а пионервожатый (boyscout leader) Андерсон выдал на-гора целую вагонетку приключений юных джедаев.

Жанры также представлены самым широким спектром. Тут и классический боевик, и космическая опера, и дамский роман, и детектив, и даже комедия. Впрочем, в чистом виде любой из этих жанров попадается редко, скорее, просто превалирует в той или иной книге. Потому что не может быть «Звездных войн» без космических полетов, без Силы, без приключений духа и тела.

Сага продолжается…

Все придумки, использованные в очередной книжке, автоматически становятся интеллектуальной собственностью LucasFilm.

Лукас не читает вышедших книг, лишь просматривает уже упоминавшиеся сюжетные заявки. Но при этом с удовольствием листает готовые комиксы.

Метки: Расширенная Вселенная