10 вопросов, на которые должна ответить «Месть ситхов»

С сайта MSNBC

1) Лейя. Да, она играла в освободительном движении немаловажную роль, но такое ощущение, что Джордж Лукас никогда точно не знал, для чего она нужна. Это подтверждается тем фактом, что в первоначальных вариантах сценария она не была сестрой Люка.

С течением времени мы узнаем ее историю — она выросла на Алдераане и была воспитана Бейлом Органа как принцесса. Но с приходом Люка Скайуокера ее роль в восстании заметно уменьшается. Возможно, Хан Соло предназначен ей в качестве утешительного приза? Разве это не странно, что дочь Анакина Скайуокера не играет в истории «Звездных войн» более важную роль (не станем упоминать про золотистое бикини во дворце Джаббы Хатта)?

Это действительно озадачивает, потому что Лейя должна обладать способностями к восприятию Силы — по крайней мере, задатками этих способностей. Если нет ничего сверхъестественного в том, каким образом мидихлорианы передаются в наследство от родителей к детям, то Лейя должна обладать точно таким же большим потенциалом джедая, как и Люк.

«Ты обладаешь силой, которую я не понимаю, и которой у меня никогда не будет,» — говорит она Люку в «Возвращении джедая.» На что он отвечает: «Ты неправа, Лейя, ты наделена точно такой же силой. В свое время ты научишься использовать ее так же, как и я.»

И, тем не менее, все, что она получает — неясные видения и ощущения, тогда как Люк проходит посвящение в джедаи. Почему?

anakin&padme

 

2) Вейдер и семья. Когда в точности Вейдер осознал, что Люк — его сын? И почему он не ощущает в Силе своей связи с Лейей — особенно, когда в Эпизоде IV он подвергает ее пыткам?

Первую проблему Лукас решил в DVD-версии «Империи». В оригинале Император описывает присутствие Люка как «большое волнение в Силе», но не связывает его с Вейдером. В новой редакции Император настаивает на том, что Люк — «сын Анакина Скайуокера».

«Как это может быть?» — не верит Вейдер.

«Спросите ваши чувства, Лорд Вейдер, и вы поймете, что это правда.»

Не слишком убедительно. Вопрос остается открытым.

Плюс, если и Люк и Лейя обладали потенциалом джедая сразу после рождения, каким образом Вейдер чувствует одного, но не чувствует другого? По одной из теорий, Вейдер полагал, что Лейя умерла вместе с матерью. Да, но тогда это означает, что Люк выжил, и Вейдер должен был его чувствовать?

Все это приводит нас к вопросу о кончине Падме. Льюк не имеет «никаких воспоминаний» о своей матери. Лейя говорит, что она «умерла, когда я была еще совсем ребенком», но все же помнит «образы, чувства. Она была очень красива и добра, но очень грустна.» В таком случае, вряд ли тогда Падме умерла во время родов. Но она, по-видимому, умерла тогда, когда близнецы были еще маленькими — и, наверное, до того, как Лейю увезли на Алдераан.

График времени рождения близнецов, их разделения и сокрытия очень существенен.

3) Политика. Лукас никогда не скрывал своего презрения к политиканам. Этим чувством пронизан весь фильм «Атака клонов». (Вспомните напыщенные речи диктатора-недоучки Анакина, когда он пытался очаровать Падме). Но политические метафоры у Лукаса выходят весьма неуклюжими, потому что он пытается скрестить своих лордов и рыцарей с республиканской бюрократией.

Невооруженным глазом видно, что Лукас очарован роскошью средневекового королевского двора, но он не представляет, как должна функционировать при этом галактическая политика. На Набу, к примеру, избирают королев, и одновременно назначают сенаторов.

Лукас предпринимает все попытки, чтобы показать нам развращенную демократию, которую держит в узде Дарт Сидиус. Добавьте сюда Торговую Федерацию, Гильдию Торговцев, банкиров и им подобных, продемонстрированных нам в «Призрачной угрозе» и «Атаке клонов», и вас не удивит тот факт, что Республика, в конце концов, пала.

Но, если демократию столь лелеют в Республике, то почему, когда в Эпизоде II Джа Джа поднялся и предложил вручить Канцлеру особые полномочия, практически не последовало никакой ответной реакции? Потому что за спинами большинства сенаторов стоят Ситхи?

Похоже, что Лукас разрывался между желанием обличить бюрократов и желанием возвеличить принципы демократии.

4) Ситхи. Одно из самых оригинальных изобретений Лукаса и одно из тех, что меньше всего поддаются объяснению. Даже в официальном банке данных на этот счет немного информации.

Большинству зрителей, вероятно, известно, что Ситхи представляют темную сторону Силы — хотя не совсем ясно, почему или каким образом. Мы знаем, что «всегда двое их — учитель и ученик». Попробуем проследить родословную Ситхов.

Сначала мы видим мастера — Дарта Сидиуса — и его ученика, Дарта Мола. После смерти Мола можно предположить, что новым учеником становится граф Дуку (Дарт Тиранус). (Не староват ли Дуку для падавана? — прим. Nexu). В таком случае, по теории «больше двух не собираться», Тиранус должен был каким-то образом сойти со сцены, чтобы уступить место Анакину Скайуокеру. Ведь это Сидиус берет Анакина под свое крылышко и превращает его в Дарта Вейдера.

Тема ситхов очень важна, потому что помогает объяснить мотивацию Вейдера. Но нигде нет объяснений тому, почему ситхи столь ненавидят джедаев и Республику. (Даже в официальной базе данных написано, что орден ситхов «самоликвидировался»).

«Наконец мы сможем отомстить,» — говорит Дарт Мол. Отомстить за что? Это подразумевает, что джедаи подчинили себе ситхов, но в фильмах Лукаса это ничем не подтверждается.

5) Амбиции Вейдера. Когда Вейдер, наконец, узнает, что у него есть наследник, он пытается переманить Люка на темную сторону. Чего же он добивается?

«Мы можем править галактикой как отец и сын,» — предлагает он Люку. Этот факт предполагает, что Вейдер планирует свергнуть Императора Палпатина. Собирается ли он убить его? Это кажется маловероятным. (Да, особенно, если вспомнить, с какой легкостью Вейдер поднял Императора и зашвырнул в жерло реактора, то вообще не понятно, какого черта он ждал так долго — прим. Nexu). Палпатин должен был сыграть какую-то роль в планах Вейдера? Возможно, но роль Императора в «Возвращении джедая» настолько запутанная и неопределенная, что говорить об этом сложно.

Вероятно, что, как только Вейдер узнал о сыне, он захотел, чтобы Люк последовал пути ситхов. А в Эпизоде II мы видели, как Анакин сердился на Оби-Вана за то, что тот сдерживает его. После смерти матери его сердце было переполнено гневом. Но как все это соотносится с жаждой власти?

6) Обучение джедаев. Из истории Квай-Гона и Оби-Вана мы знаем, что каждый падаван должен пройти обучение и испытания, чтобы стать настоящим джедаем. Мы помним, как Анакина раздражали наставления Кеноби.

Но тода выходит, что обучение Люка было весьма поверхностным? В «Империи» он проводит некоторое время на Дагобе в компании Йоды, изучает основные навыки Силы, но затем прерывает обучение, чтобы умчаться в Облачный Город.

И все же, когда начинается Эпизод VI, Люк демонстрирует неплохие навыки джедая. Когда он возвращается на Дагобу, Йода заявляет, что «больше никакого обучения тебе не нужно». А потом Йода заявляет, что, перед тем, как он станет настоящим джедаем, Люк должен сразиться с папой Дартом.

К моменту встречи с Люком после падения Республики прошло двадцать лет. Почему Йода не взял себе падавана? И почему Люк должен был сражаться с отцом? Это выходит далеко за рамки обычного испытания.

Можно ли получить точный ответ на вопрос, когда и как становятся настоящим джедаем?

7) Оплошности джедаев. Да, да, мы знаем, что темная сторона — она везде и во всем. Но это представляется довольно поверхностным объяснением некоторых оплошностей джедаев.

Мейс Винду, к примеру, уверяет Падме, что Дуку «не мог убить никого. Это не в его природе.» Ага, ага. Совет джедаев прекрасно осведомлен о том, что и джедаи подвержены соблазнам (ситхи тому примером). Так почему им кажется невероятной мысль о том, что кто-то из их ордена переметнулся на другую сторону — тем более, что Квай-Гон сообщал о ситхе?

И они были действительно настолько слепы, что не знали о Сифо-Диасе и его армии клонов?

В Эпизоде II хозяин забегаловки Декстер идентифицирует каминоанский дротик и попутно подкалывает Оби-Вана: «Мне казалось, что вы, джедаи, больше уважаете разницу между знанием и мудростью».

Даже Йода признает, что стандарты снижаются. Он называет высокомерие «пороком весьма обычным среди джедаев.» Так что же, его роль заключается в том, чтобы пассивно наблюдать и сокрушаться? Почему бы не призывать джедаев к ответу?

8) Философия джедаев. В «Звездных войнах» политика — грязная, а в ордене джедаев — полнейшая неразбериха.

Не будем критиковать Лукаса за то, что учение джедаев пронизано философией стоицизма. Но философия Дзен, похоже, постоянно входит в противоречие со взглядами Люка. Скайуокер не боится выказывать свои чувства никому — ни Йоде, ни Бену, ни даже Вейдеру.

В самый напряженный момент, когда на руках у него умирает его мать, Анакин пытается справиться с чувствами, и не находит никакого утешения в философии джедаев. «Быть сердитым — означает быть человеком,» — говорит Падме, чтобы утешить его, потому что Анакина переполняет гнев.

«Я — джедай,— восклицает он.— Но я знаю, что я — лучше, чем они!»

Гнев и жажда мести открывают ему путь к Темной Стороне. Тогда к чему все эти пышные декларации джедаев, если они не способны помочь человеку справиться с обычными человеческими эмоциями?

9) Йода. Учитывая, что он — один из наиболее значимых персонажей саги, то почему Йоду окружает такая таинственность?

Его раса? Неизвестна. (Хотя мысль о планете, населенной йодами, забавна). Кто был его наставником? Неизвестно. Его роль в формировании совета джедаев? Неизвестна.

Мы знаем, что ему почти 900 лет, что означает, что он помнит очень много из истории Республики. И он, наверняка, должен был бы иметь за это время хотя бы несколько встреч с ситхами — и знать о потенциале Темной стороны.
Кто был его падаванами? Одним был Дуку, и, как мы знаем из фильма, Люк был последним — пусть и неофициальным — учеником. Но кому еще Йода передал секреты джедайского учения?

И почему после падения Республики из всех мест он выбрал Дагобу? Было ли это стратегическим решением, или он просто «плыл по воле волн»?

Вместо того глупого телевизионного сериала про эвоков (имеется в виду шедший по телевизору в США в 1980-е годы сериал — прим. Nexu) лучше бы Лукас уделил больше внимания истории Йоды.

10) Источник Силы. Так что же это такое: «страннная старая религия,» как ее представляют в первых трех фильмах, или все дело в биологии и мидихлорианах, тех микроскопических формах жизни, что описаны в следующих двух эпизодах?

Многие из поклонников «Звездных войн» ненавидят мидихлорианы. Я с ними не согласен. Мне понравилась попытка Лукаса привнести в старый фильм немного одухотворенности и волшебства. Но одно дело — бактерии-симбиоты, а другое дело — теория Квай-Гона насчет того, что Анакин был зачат мидихлорианами. Что ж это за Сила такая?

Есть еще одно. Помните, как Йода, Анакин и Оби-Ван предстают перед Люком в образе призраков в «Возвращении джедая»? Интересно было бы узнать, почему одни джедаи — в частности, Йода и Оби-Ван,— после смерти переходят в другую формацию, в то время как другие (например, павшие в битве при Джеонозисе) просто умирают. Кстати, Вейдер в конце «Джедая» не исчезает, но это не мешает ему явиться в облике фантома. Влияние темной стороны?

Метки: Эпизод III