Евангелие от Лукаса

Многие критики не без оснований считают выпуск «Скрытой угрозы», ни много ни мало, эпохальным событием. Без потери общности можно утверждать, что именно в «Звездных войнах» просматриваются концептуальные черты кинематографа недалекого будущего. На них и остановимся.

«Скрытая угроза» буквально насыщена сценами в искусственных средах. Это столица Набу с величественной архитектурой и потрясающими интерьерами дворцовых покоев, таинственный подводный город Гунган, квазибедуинские кварталы Татуина, небоскребы Корусканта.

Использовались цифровые технологии и для моделирования природных явлений. Сегодня компьютерным художникам подвластны такие традиционно сложные объекты, как огонь, дым, прозрачные и жидкие материалы (вода, стекло и т. п.). Все они, так же как эффекты взрывов, создаются на основе точнейшего физического моделирования. Если кадры гонок на Татуине едва ли впечатлят любителей компьютерных игр, то съемки подводного города Гунгана — пожалуй, самое крупное достижение в области создания искусственных сред. Что же касается моделирования пустынных пейзажей и песчаных бурь, встречающихся в «Скрытой угрозе» (и еще больше в «Мумии», где штормы Сахары используются в 140 планах), то оно стало хрестоматийным примером и непосвященными принимается за чистую монету. Иными словами, в моделировании сложных сред, несомненно, сделан прорыв, и в ближайшее время можно ожидать повышения реалистичности подобных съемок.

Впрочем, в ближайшем будущем, вероятно, останется место и для традиционных техник спецэффектов. Так, в съемках столицы Набу использован настоящий коктейль из самых различных техник. Для отдельных планов дворца была создана миниатюрная модель; внутренний интерьер с бесконечными пространствами синтезирован на компьютере; панорама дворца получена путем комбинирования двух- и трехмерных элементов. Водопады и вовсе создавались с помощью довольно старой техники «текучей соли» (pouring salt).

Большой упор сделан на обильное использование зеркальных металлических поверхностей (интерьеры помещений, космические корабли), что стало возможным только благодаря компьютерной технике. Ведь в «зеркальные сцены» помимо рассчитанных отражений приходилось добавлять отражения отсутствующих объектов. Так, в сцене битвы джедаев с загадочным злодеем Дафом Молом (Darth Maul) актеры целиком «наложены» на виртуальный зеркальный интерьер.

Особенно удивляет «Эпизод I» числом изощренно проработанных виртуальных персонажей, коих более шестидесяти: Джар Джар Бинкс, Ватто, Босс Насс, Себульба и многие, многие другие. На фоне техногенных дроидов они воспринимаются как реальные и неповторимые индивидуальности.

Фантастические персонажи, так же как и искусственные среды, создавались по всем законам науки (в основном зоологии и антропологии). Вплоть до того, что при синтезе моделей обитателей Набу, Татуина и Корусканта использовалась рассчитанная зависимость сочленения таза и бедренной кости от доминирования в экосистеме воды или песка. Космические корабли разных цивилизаций намеренно повторяют контуры их представителей, претворяя своеобразный принцип антропоморфности. Столь серьезный подход обеспечил удивительно естественное восприятие внеземных цивилизаций (местами фильм напоминает передачу «В мире животных»).

Правда, и здесь опять же при определенных успехах компьютерной анимации не обошлось без кукол (в частности, в некоторых сценах использованы макеты дроидов), а также костюмированных актеров. Но это уже скорее исключение, чем правило.

Сам процесс…

Использование компьютерных технологий в корне меняет сам процесс создания фильма. Еще в 1992 году Лукас говорил о преимуществах цифрового киномонтажа и применил его на практике — в телесериале «Хроники молодого Индианы Джонса» («The Young Indiana Jones Chronicles») с крайне скудным бюджетом.

Несколько лет назад в ILM стали говорить о переходе от нелинейного монтажа (non-linear editing) к нелинейному кинопроизводству (non-linear filmmaking). То есть работа идет итеративно и одновременно над всеми кадрами будущего фильма. Сам Лукас сравнивает такой процесс с лепкой, когда в руках профессионалов фильм постепенно приобретает законченные черты.

Вплоть до последнего момента Джордж Лукас вносил изменения в сцены фильма. Причем все переделки обходились гораздо дешевле, чем если бы они снимались на кинопленку. Вот только одно из свидетельств: однажды, когда уже вовсю шли съемки битвы джедаев с Дафом Молом, Лукас просмотрел результаты и сказал, что Мол должен иметь не обычный (как у джедаев), а двойной лазерный меч. Пересъемка отняла всего несколько дней.

Одним из ноу-хау студии ILM является система превизуализации, созданная Дэвидом Дозорецом (David Dozoretz) и Лукасом несколько лет назад. С ее помощью можно достаточно быстро (хотя и грубо) обсчитывать планы и обмениваться ими между рабочими станциями. Ведь работа над " Звездными войнами " велась в нескольких студиях. Съемки начались в Англии; оттуда отснятый материал в зашифрованном виде оперативно передавался в США по ISDN-каналу. Команды, работавшие в разных местах, постоянно обменивались между собой готовым материалом, и даже озвучивание фильма проходило в режиме итерации.

Наброски компьютерных сцен показывались и актерам, с тем чтобы они могли подстроить свои действия под цифровое окружение. И здесь кроется еще одна весьма актуальная проблема компьютерного кинематографа — проблема взаимодействия реальных актеров с искусственными средами и персонажами. Увы, даже в " Звездных войнах " оно не везде идеально (хотя и компенсируется подчеркнутыми контактами). Психологическая дистанция между актерами и их виртуальным окружением пока еще заметна. Вероятно, в будущем появятся какие-то технологические усовершенствования, чтобы актерам не приходилось сниматься «на ощупь».

С одной стороны, использование компьютерных съемок позволяет распараллелить процесс (в частности, в «Скрытой угрозе» основная работа была распределена между тремя командами), с другой стороны, предъявляет жесткие требования к организации и планированию съемок. Недаром при работе над фильмом была заведена специальная база данных, где хранилась полная информация о состоянии каждого из планов, доступная в любой момент.

Вкратце — о съемочных технологиях. Несомненно, с течением времени кинематограф полностью перейдет на цифровые съемки. Уже сейчас успехи цифровой видеотехники более чем очевидны. Интересно, что Джордж Лукас, по-видимому, и собирался снять «Эпизод I» целиком «в цифре». Во всяком случае, в интервью, данном в 1997 году журналу «Wired», он пообещал перейти на «цифру» через 2–3 года.

Однако в конце концов пришлось использовать обычную пленку — как минимум по двум причинам. Во-первых, чтобы избежать проблем с прокатом. Во-вторых, широкоэкранный формат тогда практически не поддерживался в цифровой видеотехнике. Тем не менее, цифровое оборудование использовалось для черновой съемки некоторых кадров, что давало экономию времени и средств. Помимо этого кадры, отснятые цифровой видеокамерой, нашли место и в окончательном варианте. Пример — сцена заседания Сената. Небольшая группа актеров сначала была заснята «на цифру», а затем реплицирована и размещена по виртуальному залу.

В заключение нельзя не сказать об обратной стороне технологического прогресса. В «Скрытой угрозе» Лукас явно увлекся технической стороной фильма, что нарушило равновесие между формой и содержанием (некоторые из последних голливудских лент грешат этим в еще большей мере). Сюжетная линия «Эпизода I» скорее похожа на пунктир (в ленте нет даже любовного мотива, неотъемлемой части типичного блокбастера). Нравственная и воспитательная составляющая (не говоря уже о философской) довольно схематичны. Если так пойдет дальше, то о кино XXI века только и скажешь: «цифровое», «компьютерное», «виртуально-реальное». Не более.

P. S. За рамками статьи осталась весьма интересная тема звукового сопровождения. Труд звукооператоров «Скрытой угрозы» также таит в себе немало новейших цифровых техник. Так, голоса многих персонажей были сделаны с помощью компьютерной техники (при русском дубляже, сделавшем фильм Лукаса чем-то похожим на пиратски русифицированный квест, все это вместе с оригинальными голосами актеров, увы, утеряно). Наиболее яркая работа со звуком безусловно остается за сценой гонок на Татуине, где переплелись и виртуальные звуки и звукозапись, сделанная на автодроме.

СЕРГЕЙ БАРИЧЕВ, www.computerra.ru
Опубликовано: 28.9.1999
(с сокращениями)
Авторская орфография сохранена

Метки: критика, Джордж Лукас