«Звездные войны. Эпизод I»: тонкие уловки мастера Лукаса
«Звездные войны. Эпизод I»: тонкие уловки мастера Лукаса
Автор: Nexu. Дата публикации: . Категория: Пресса.
Среди духовных мастеров разных традиций общепринято использовать особые «тонкие» уловки, отвлекая внимание ученика и силы его эго на второстепенные вещи (поскольку именно эго ученика бешено сопротивляется любым начинаниям мастера),— и в это самое время оказывать на него решающее воздействие на бессознательном уровне (вспомним Кастанеду), снимая омрачающие сознание моменты.
Лукас (наряду с Дж. Камероном и Копполой) — один из мощнейших пассионариев в американском кино. Его «работа» — захватить и отвлечь своим фильмом энергию внимания сотен миллионов кинозрителей, и в то же время исподволь высветлить их сознание.И здесь его «за руку»не поймаешь: поди ощути уровень тонкости его образов, если ты не экстрасенс! Однако эта тонкость косвенно заявляет о себе и на внешнем, образном уровне,— духовная, незримая ипостась фильма частично оказывается визуализированной. Об этоми стоит поговорить.
Прежде всего, чем отвлекается внимание зрителей (детей, подростков и молодежив первуюочередь — ведь фильм заявлен Лукасом, как «фильм для мальчиков»):
А — рекламной шумихой вокруг спецэффектов и компьютерных технологий,
Б — военным сюжетом,
В — упором на фантастику,
Г — разноплановым космическим антуражем и визуальной экзотикой (тунисская пустыня, итальянские ренессансные дворцы, 3D-урбанизм),
Д —героями-роботамии киборгами,в том числе и забавными,
Е — жанровыми эпизодами, типичными для видеоигр («стрелялки» обычные и космические, спортивные гонки, подводные приключения с драконами, поединки в духе ниндзя, мелодрама с детско-подростковым уклоном),
Ж — подростково-молодежным стебным юмором, использующим жаргон и диалектизмы (его «звезда» —Джа-Джа — несуразный, комичный, премилый недотепа),
З — конфронтирующими аллюзиями на «грязную» и продажную политику «взрослого мира» (Верховный Канцлер, Торговая Федерация, Сенат звездных республик).
На каком основании все это можно считать лишь приманкой, а не «основным блюдом»? Поясню на примере работы со спецэффектами.На словах Лукас декларирует принципиальное и судьбоносное использование в фильме самых передовых технологий, умалчивая, однако, для чего и как они используются: для реставрации киноэстетики «Звездных войн» образца 1976 года (лазерные мечи, виртуальные декорации, защитные экраны) — то есть для решения задач кино двадцатипятилетней давности! «Эпизод 1» снимался столько же, сколько и «Матрица» братьев Вачовских,— так откуда может взяться десятикратное преобладание числа спецэффектов (по отношению к «рядовому» science fiction), о которых говорит Лукас? Это всего лишь слова, рекламная уловка. Стоит сравнить эстетику «Эпизода 1» с той же «Матрицей», чтобы понять, насколько консервативен и традиционен Лукас (он попросту использует здесь «золотой» диснеевский опыт создания массовых бестселлеров с упоромна глубокийтрадиционализм — помните эти незабвенные диснеевские голландские домики и сказочные замки?). Для Лукасакомпьютер — просто средство сэкономить деньги, снять подешевле, и не более того. Ни о каком влиянии супертехнологий на эстетикув его фильме не приходится говорить.
А теперь — вкратце о том, ради чего, судя по всему, мастер Лукас вновь вернулся к «Звездным войнам». Речь пойдето тех моментах, которым уготовано воздействовать на зрителяна подсознательном уровне, и о подоплеке которых дети и подростки пока не ведаютни сномни духом —хотя быв силу своей недостаточной образованности. Итак.
Мастер Лукас насытил свой фильм (и прежде всего образы рыцарей джедая) реалиями жизни адептов духа — святых, подвижников, аватаров, он создал образы продвинутых учителей (и их учеников разных уровней) и точно воспроизвел их свойства(айшварии) — именно так, как их описывают наиболее авторитетные эзотерические источники всех крупнейших религий, а не оккультная литература и следующиеей вослед фильмы типа «Горца» или телевизионных «Звездных воинов», прошедших по нашим ТВ-каналамв августе 1999-го, не поднимающиеся выше астрального плана —и потомуне ведающиео таких тонкостях.
Ну и что? — скажете вы. А вот что: в кино как форме культуры (наш случай) главное — образ героя, модели его поведения, которые затем усваиваются и служат образцом для подражания миллионам зрителей. В этом смысле перед нами, вне всякого сомнения, великий фильм. Он ненавязчиво (точнее, в скрытом виде, на уровне подсознательной информации) предъявляет своему зрителю высочайшие эталоны поведения и действия.
Рыцари джедая задают эталон человека, при этом выглядят почти как «простые парни» из рядовогоэкшн-фильма.Это — отличительная черта будды, «просветленного», или инсан-и камил (араб.), «человека совершенного». Например, они зачастую одеты почти как монахи (именно этот «принцип почти» здесь и далее деликатно и тонко обманывает эго зрителя, по инерции полагающего, что перед ним самые обычные киноперсонажи — светские герои без глубокой веры и значимых духовных ориентиров): белая холщовая рубаха как образ чистого духа и длинная темная ряса сверху как знак смирения. Они используют свое оружие только для защиты (что типично для религиозных школ самозащиты). Во время поединков они почти полностью отрешены от происходящего,—а это признак исчезновения «я» и растворения сознания в Едином, что и выражаетсяв отсутствии эмоциональных реакций и мимики.
Фильм предлагает целый веер различных эталонов на выбор: для начинающих (Анакин), для продвинутых учеников (Оби-Ван Кеноби), для завершающих Путь (Ки Гон Джин), для достигших (Йода и др.). Случай с учителем Йода особенно показателен: его «мультяшная» внешность и забавная речь сбивают восприятие, не давая осознать, что на экране — образ непогрешимого наставника. Однако показательно, что Лукас на главные роли не взяламериканцев — видимо, как не отвечающих(хотя бы внешне) эталонам подлинной духовности.
Оби-Ван Кеноби со своей короткой стрижкой и косицей выглядит как заправский санъясин (в индуизмеи буддизме — человек, принявший на себя строгие религиозные обеты). Анакина после принятия в ученикик Кеноби стригут точно так же — эта стрижка не случайна,а ритуальна.Это воины-защитники, почти неуязвимые полубоги. Они непосредственно ощущают баланс тонких (то есть духовных) сил в своем окружении в данный момент, но именно этот баланс реально определяет то, что затем происходит на физическом плане. Отсюда —их интуицияи предвидение.
Анакин рожден без участия земного отца (чувствуете параллель?), непосредственно от «медихлорианов» — микросуществ, которые живут в клетках живой ткани. Достаточно научиться слышать их голос, чтобы всегда поступать правильно и не ошибаться. Замечу, что Лукас здесь слегка материализует, но в целом довольно точно воспроизводит известный в большинстве эзотерических школ факт, что наш кокон (то есть духовная ткань) составлен из мириадов крошечных «тонких» живых существ, как бы атомарных сознаний. Колония этих существ и образует дух человека. Фильм не просто содержит, но и демонстрирует это учение в действии — как реальную, действенную, сверхэффективную практику жизни, как основу бытия джедаев.
Итак, Лукас достаточно умен, чтобы не противопоставлять себя и свое кино всему, что любят сейчас подростки — космические странствия, киборги, военные сюжеты, поединки и прочее.Не собирается он и открыто декларировать такие вещи, как духовный путь, аскеза, медитация, молитва, айшварии, ци, дао, вера в Единогои прочее.Он отнюдьне рассчитывает, что его зритель держит на своем столе Дао-дэ-цзин, Дхаммападу, Бхагавадгиту, Алмазную сутру, Тибетскую книгу мертвых, гностические евангелия, суфийские притчи и т. п.Он поступает проще: мастерски упаковывает все это в нашу любимую банку из-под чипсов и подбрасываетв ближайшую кино- или видеопалатку. Пожалуй, Лукас делает беспроигрышную ставку — не на взрослыхи даже не на молодежь, а на детейи подростков —на них еще есть надежда. Именно им он предлагаетв зрелищной упаковке «Звездных войн» эссенцию духовного пути, почерпнутую им из эзотерических источников и воспроизводимую, как жизненная практика учения и бытияджедаев,— известно, что дети и подростки воспринимают не эстетику и «искусство», а модели поведения симпатичных им персонажей —и перенимают их по принципу «обезьянки». Думаю, именно эта начинка и обеспечит " Звездным войнам « Лукаса долгую безоблачную жизнь в статусе мировой „классики“ подросткового кино и колоссальный,не преходящий десятилетиями успех во всем мире.
Пожалуй, можно сказать, что эпопея Лукаса — это в некотором роде переложение евангелия для всех тех, кто не в состоянии воспринять религиозные идеи монотеизма в их традиционной форме, это дайджест извечных истин и сокровенных знаний, апеллирующий к подсознанию тех, кто на уровне своего сознания не имеет духовных ориентиров, варясь в котле развлекательных форм массовой американизированной кинокультуры. Именно поэтому Лукас искусно использует киножанр, понятный и доступный миллионам людей на планете, фактически занимаясь уже не только режиссурой, но и мессианством.Его опыт искусной и во многом безупречной проповеди вечных истин — скорее, призыв к действиюи отличный образец для подражания, чем предмет критических споров, эстетических разборок и технологических экскурсов.
Звездные войны. Эпизод I»: тонкие уловки мастера Лукаса АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ, computerra.ru Опубликовано: 23.11.1999 (авторская орфография сохранена)