Сиротка Анакин-2: Маска Бога

Как вы, наверное, уже заметили, статьи о «сиротке Анакине» у меня идут не в той последовательности, как у автора. Так уж вышло, что начала я читать этот цикл с заметки номер три, а возвращаться к предыдущим статьям сейчас, вроде бы, уже поздно. Тем не менее, желающие могут посетить сайт автора — aslan.demon.co.uk — и ознакомиться со всеми материалами.

Little Orphan Anakin 4: The Mask of God

Начнем с песенки:

My, my, this here Anakin guy
May be Vader sometime later but right now he's small fry
He left his home and kissed his mummy good bye
Singing «Soon I'm gonna be a Jedi.»
«Soon I'm gonna be a Jedi.»

…В последних кадрах «Возвращения джедая» Люк Скайуокер снимает маску с головы Дарта Вейдера и впервые сталкивается лицом к лицу со своим отцом. Эту сцену можно рассматривать как ключевой символ всей истории.

С точки зрения Люка, данный жест означает превращение Злого Отца обратно в Доброго Отца, папочку-джедая, которого он так мечтал увидеть. В контексте трилогии снятие вейдеровского шлема символизирует поражение Империи — кибернетическая маска, продукт сверхтехнологий, сброшена, и под этой маской обнаруживается обычный человек. С точки зрения аудитории, это искупление грехов Анакина Скайуокера; знаменитый злодей из Эпизодов IV — VI отрекается от Темной Стороны и предстает перед нами настоящим героем всей саги.

Некоторые люди признаются, что были разочарованы, когда обнаружили, что под маской Вейдера скрывался «обычный старик». Но это, конечно, всего лишь точка зрения. Чтобы правильно понимать «Звездные войны», следует считать Анакина и Вейдера двумя разными людьми. Анакин был совращен Темной Стороной Силы: когда это случилось, как говорит Бен, тот хороший человек, что был отцом Люка, перестал существовать. Когда же он возвращается на Светлую Сторону, то Вейдера больше нет, и Анакин становится обычным человеком, грузным мужчиной средних лет. Таким образом, сбрасывание шлема Вейдера также являет собой конец Золотого Века. Начиная с этого момента, все остальные герои собираются сбросить свои маски и продемонстрировать миру, что они суть плоть и кровь.

«Атака клонов» берет сюжетную основу из этой сцены «демаскировки» и пытается бесконечно распространить ее во все стороны. «Эпизод II» находится на грани того, чтобы развенчать всё и вся; ради этого он берется едва ли не на тотальное уничтожение вселенной «Звездных войн».

Так называемые «клоны» — это армия клонированных солдат, возглавляемая Палпатином; в Эпизодах IV–VI эти солдаты превратятся в штурмтруперов. Как выясняется, все эти бойцы — копии одного человека, Джанго Фетта, отца (и, одновременно, донора) Бобы Фетта. Боба Фетт — фигура в классической трилогии весьма одиозная: вне всякого сомнения, он — важная фигура (даже Дарт Вейдер относится к нему с почтением), но о его происхождении и истории его жизни ничего не было известно. Что до штурмтруперов, то они являют собой этакий гротесковый элемент: это слуги Императора, оловянные солдатики, которых герои могут убивать направо и налево, не испытывая раскаяния.

В Эпизодах IV–VI ни Боба Фетт, ни штурмтруперы никогда не появляются в кадре без шлема на голове. В «Атаке клонов» нам показывают их лица. Без своих эффектных одеяний Боба и Джанго представляют собой совершенно невыразительных, серых обывателей, живущих в стерильной каморке и носящих униформу навроде тюремной. В фильме нет ни малейшего намека на существование привязанности между Джанго и его сыном. А солдаты-клоны — это жалкого вида марионетки, проводящие жизнь в учебном лагере, сильно напоминающем мир рабов в «THX 1138». Их характеризуют как «понятливых и послушных»', и, даже после того, как мы увидим их в броне, отделаться от этого первого впечатления очень трудно. Два главных идола классической трилогии были с сочным шлепком низвергнуты со своих пьедесталов прямо в грязь.

Подобные развенчания и срывание романтической «мишуры» происходят и дальше в фильме. Все первые 20 минут «Атаки клонов» нам демонстрируют кадры падения: с окутанных облаками высот Корусканта в злачные места нижнего города. На Корусканте к джедаям обращаются чуть ли не «Ваша Светлость»; но, стоит им спуститься на несколько этажей ниже, как джедаи превращаются в простых копов, и относятся к ним соответственно. «Здесь преступник; это дело джедаев»,— говорит Анакин, прокладывая себе путь сквозь толпу. Неужели именно в таком качестве рассматривали в эпоху Золотого Века легендарных рыцарей-джедаев?

…Когда Люк входит в кантину, она представляет собой салун а-ля «Дикий Запад», наполненный разного рода отребьем; большинство из них приговорены смертной казни во всех 12 системах, а отпетый контрабандист в стиле Клинта Иствуда расправляется с обидчиками, не вставая из-за стола. Эквивалентная сцена в «Атаке клонов»: ночной клуб, видеоэкраны, демонстрирующие спортивные игры, наркоторговец, предлагающий посетителям дурь. Император, который в «Возвращении джедая» предстает перед нами в виде Темного Лорда с лицом, сокрытым в тени надвинутого на глаза капюшона, в «Атаке Клонов» — коварный политикан. Когда мы впервые встретились с Йодой, он был таинственным отшельником, некогда обучавшим самого Оби-Вана. В «Атаке Клонов» мы мельком увидели то, на что, вероятно, походило это «обучение»'. Премудрый старец, несущий свет истины? Да Йода, скорее, похож на пожилого учителя, присматривающего за первоклашками. И так происходило обучение джедаев в Золотом Веке?

(Конечно, Лукасу пришлось ввести в фильм сцену обучения Йодой юнлингов не просто так. Йода был заявлен наставником Оби-Вана еще до того, как был придуман Квай-Гон; поэтому позже, при создании трилогии-приквела, и пришлось придумать, что Йода обучал ВСЕХ детей).

В «Атаке клонов» даже главная, психологическая составляющая фильма превращена в фарс. Путь, который проходит Вейдер, пока Темная Сторона окончательно не поглощает его, похоже, спровоцирован юношескими капризами и истерикой. «Он никогда не позволяет мне ничего делать. Он всегда критикует меня. Это несправедливо!» Браво.

Посмотрев «Новую Надежду», мы представляли себе, что Старая Республика — та, в которой жили Бен и Дарт Вейдер,— романтическая эпоха, гораздо более грандиозная и эпическая по масштабу, чем вселенная классической трилогии. (Старая Республика была легендой; никто никогда не задавался вопросом, как она была устроена, всем было достаточно лишь одного слова — Республика). Но та республика, которую мы видим в «Атаке клонов», выглядит чрезвычайно банально: небоскребы и храм джедаев, препирающиеся политиканы, захудалые ночные клубы, вокзалы, кофейни и автомобильные пробки. «Звездные войны» 70-х были сказкой; новая же трилогия — обычное научно-фантастическое кино. Корускант — это Нью-Йорк, заполненный летающими автомобилями, а Мос-Эйсли был похож на Шангри-Ла.

Посмотрев «Скрытую угрозу» и «Атаку клонов», мы ощущаем ностальгию по романтическому прошлому, по тем временам, когда «все было просто и ясно — до тех пор, пока не нарушилось равновесие Силы и не наступили мрачные дни». Но это романтическое прошлое — это годы жизни Люка Скайуокера, эпоха, которая, по сути, находится в будущем. Как выясняется, Золотой Век Старой Республики — это эпоха цинизма и предательства, а Темные Времена, напротив — героический век. Именно это и хотел сказать Лукас, заявляя, что «долгожданная эра всеобщего благоденствия придет на смену темным временам»? Возможно, там действуют иные законы физики, и прошлое Люка, фактически, расположено в будущем?

Возможно, нет ничего странного в том, что ушедший Золотой Век находится в будущем — ведь, по сценарию, события этого футуристического научно-фантастического фильма происходили «давным-давно».

Метки: Анакин