Япона мать «Звездных войн»

Что характерно для Джорджа Лукаса, так это то, что он всегда честно признает влияние, оказанное мифологией и восточными культурами на его работы – особенно на «Звездные войны». Сходство между самураями феодальной Японии и рыцарями-джедаями Старой Республики всегда было очевидно – особенно в том, что касается визуального подобия одеяний. В данной статье будет сделана попытка проследить некоторые из общепризнанных влияний и представить читателю возможность увидеть, какую важность представляет японская культура и история в лукасовской интерпретации современного мифа.

1. Рыцарство

Западные рыцари
Самураи
Рыцари-джедаи

Концепция класса рыцарей-защитников в «Звездных войнах» имеет свои параллели как в западной, так и в японской культуре. В большинстве случаев, рыцарские братства были сформированы с целью участия в завоевательных походах или защиты имущества лорда и его земель; рыцари вставали на защиту слабых и пропагандировали культ утонченных манер. (Должна заметить, у автора несколько идеалистическое представление о средневековом рыцарстве – Nexu).

Принципы, положенные в основу западного рыцарства, были довольно простыми. Было принято за правило, что рыцарь в феодальной Европе должен придерживаться неких стереотипов в поведении и стиле жизни. Обычно принадлежавший к благородному сословию (часто это был младший из сыновей лорда), рыцарь обучался своей профессии с самого детства. Ему преподавали искусство верховой езды, военное ремесло, а также иногда литературу и музыку. Рыцари должны были выказывать учтивость при общении с дамами, защищать земли своего лорда и сопровождать его в крестовых походах.

В истории существовало много рыцарских орденов, от вымышленных Рыцарей Круглого Стола до Тамплиеров (или Рыцарей-Храмовников – Nexu). Если история Рыцарей Круглого Стола была не более чем фантазией, то вполне реальный Орден Тамплиеров был основан группой рыцарей-крестоносцев из Франции и Германии. В то время как в историях о рыцарях Круглого Стола сами рыцари представали перед нами людьми, свято хранившими верность долгу, Тамплиеры прошли путь от защитников христианских святынь на Ближнем Востоке до наемных служителей французской короны. В итоге французский король так сильно задолжал Храмовникам, что намеренно обвинил их в ереси и колдовстве, предал казни и завладел их имуществом.

Крайне действенный способ, чтобы не платить по счетам…

В феодальной Японии суть обязанностей самурая была точно такой же, за исключением того, что вопросу преданности лорду клана придавалось гораздо больше значения. В то время как в Европе в порядке вещей была такая ситуация, когда рыцарь уходил от одного сюзерена и давал присягу тому, кто заплатил больше, самурай приносил клятву верности одному-единственному господину за всю свою жизнь. Прекратить действие этого договора могла лишь смерть самого лорда или самурая. Самурай, нарушивший клятву, был достоин лишь презрения и покрывал свою семью несмываемым позором.

cfvehfqВ японской литературе существует множество историй о том, как самураи исполняли долг чести, защищая своих лордов. Одна из таких легенд повествует о сорока семи самураях, которые были опозорены и лишены работы за то, что предали и обрекли на смерть своего господина; они потратили много лет на то, чтобы отомстить за память их сюзерена и восстановить свою честь, и ради этого сложили свои головы. Подобно западным рыцарям, защищающим честь Церкви, самурай защищал честь своего клана.

В рыцарях-джедаях из «Звездных войн» смешались благородные традиции Европы и Японии. Правда, нет ни церквей, ни кланов, которые следует защищать; вместо этого джедаи отстаивают принципы Старой Республики. На первый взгляд, братство джедаев напоминает орден типа Рыцарей Круглого Стола, но, если взглянуть поглубже, то окажется, что с самураями у них общего намного больше. И джедаи, и самурай предпочитали не обременять себя тяжелой броней, вроде той, которую носили средневековые европейские рыцари. Джедаи и самурай полагались, главным образом, на свое искусство обращения с мечом, будь то световой меч или катана. И не забудьте о духовном родстве их идеологий: единение с Силой у джедаев и преданность клану у самураев. Из всего этого следует, что джедаи являются, по меньшей мере, наследниками самурайских традиций.

2. Принцесса в опасности? Как бы не так!

Королева Амидала
Принцесса Лейя Органа
Принцесса Тсеру

В качестве второго противопоставления традиционной западной мифологии, Лукас ввел в «Звездные войны» сильные женские персонажи – Амидалу в приквеле и Лейю в классической трилогии. Это соответствует японским легендам о решительных и образованных женщинах высокого ранга, которые были обучены военным искусствам и были способны постоять за себя.

Из того, что известно об Амидале, королеве Набу, становится ясно, что она не собирается быть пассивным участником событий и позволять своим защитникам, джедаям, выполнять всю работу. (Статья была написана в 1999 году — Nexu). В первом трейлере «Скрытой угрозы» нам показывали королеву, которая носит чужую маску ради собственной безопасности и ради безопасности своего осажденного мира. Во втором трейлере Амидала принимает на себя более активную роль; мы видим, как она участвует в побеге, отдает приказы и пытается найти политическое решение для той ситуации, в которой оказалась ее планета.

Принцесса Лейя Органа, которую мы знаем по классической трилогии «Звездных войн», и которая прячет планы «Звезды смерти» и ведет перестрелку со штурмтруперами, была предшественницей экранных героинь вроде Эллен Рипли («Чужой») и Сары Коннор («Терминатор»). Лейя также участвовала в своем собственном спасении, принимая на себя ответственность за решения и меняя ход событий. В повстанческом Альянсе за ней сохранялась репутация политического и военного лидера, а сама она с готовностью принимала участие в опаснейших миссиях. Активность Амидалы и Лейи совершенно не сочетаются с традиционной ролью принцесс западного толка: эти принцессы зачастую были неграмотны, и единственным их предназначением было вступление в брак ради заключения выгодных политических союзов.

Хотя, по японским традициям, для женщины много знать считалось вредным, никого не шокировало, если женщина была образована. Первый литературный труд, к которому можно применить понятие «романа», был написан женщиной из средневековой Японии. Женщинам,— преимущественно высокого ранга,— разрешали получать образование и обучаться военному искусству. Для такой «принцессы клана» не было ничего необычного в том, чтобы сражаться на мечах бок о бок со своими братьями.

Одна японская легенда повествует о принцессе Тсеру, дочери лорда одного из кланов эпохи Эдо, которая приблизительно соответствует европейскому Ренессансу. Принцесса Тсеру была квалифицированным военным профессионалом и специализировалась во владении «нагинатой» — это было длинное, похожее на копье, оружие, увенчаное на конце чем-то вроде топора. Тсеру публично призывала обучать женщин военному искусству и, по слухам, сама преподавала им эти навыки. Легенда гласит, что в конце концов Тсеру вышла замуж за сёгуна Японии, Токугава Йошимуне, хотя поначалу и отказывалась от этого брака, не желая становиться разменной монетой в политическом союзе между ее семейством и сёгуном. Насколько мы можем судить, параллели между Тсеру и Амидалой с Лейей гораздо более очевидны, чем между ними и, скажем, Джиневрой или Белоснежкой.

3. Атмосфера «Звездных войн». Куросава тут как дома.

Предыстория
Костюмы

Лукас вспоминает, как он, обучаясь в школе киноискусств, открыл для себя Куросаву:

«Я был очень заинтригован большинством из его фильмов, потому что это были фильмы о самураях, о феодальной Японии. Сам процесс просмотра представлял собой какое-то экзотическое действо…, и мне показалось особенно интересным то, что никто ничего не объяснял. Вы просто оказывались втянутыми внутрь этого мира; разумеется, если вы что-то знали о феодальной Японии, то для вас это имело смысл. Если же нет, то это напоминало созерцание некоего экзотического, причудливого мира с непонятными обычаями и странным мировоззрением. Как мне кажется, это оказало на меня большое влияние, когда я впоследствии работал в жанре научной фантастики: я смог отказаться от аксиомы, что каждый свой шаг нужно непременно объяснять или самому пытаться понять, что есть что… Вы просто вживаетесь в эту среду, и всё. Это походит на жизнь антрополога: вы приходите в это непонятное для вас общество, сидите там и наблюдаете за происходящим. (Интервью с Джорджем Лукасом — 27 сентября 1996г. Цитируется по книге «Star Wars: The Magic of Myth», Mary Henderson, Bantam Books, 1997г.)

С выходом классической трилогии Лукаса мы поначалу получили лишь малую толику информации. Мы знали, что есть грозная Империя, зловещие агенты и принцесса, пытающаяся восстановить свободу в галактике. И это – все, что нам было известно. Поскольку «Звездные войны» не имели никакой связи с реальной жизнью, мы должны были отбросить любые понятия исторических параллелей и, как выразился Лукас, «просто сидеть и наблюдать за происходящим». Мы столкнулись с миром дроидов и бластеров, с императорами, моффами, X-Wing’ами и AT-AT. Всё выглядело столь же экзотическим и таинственным, как в шедевральном кино Акиры Куросавы под названием «Ran». Если вы когда-либо видели «Ran», то наверняка знаете, что это – свободное переложение «Короля Лира» Уильяма Шекспира. Но на этом все сходство заканчивается. Что же до «Звездных войн», то вы, однажды познакомившись с ними, стремитесь узнать больше об истории этого сообщества и о том, какие силы им движут.

Одеяния рыцарей-джедаев очень похожи на японские кимоно и нижние поддевки. Эти одеяния в стиле кимоно можно видеть как в классической трилогии, так и в приквеле – намек на то, что одежда джедаев оставалась неизменной на протяжении поколений. Даже Йода, которому во время «Возвращения джедая» было 900 лет, носит миниатюрный вариант джедайского кимоно.

Семь СамураевШлем Вейдера, его броня и одежда весьма напоминают самурайскую броню. Этот самый шлем, который Вейдер использует еще и как дыхательную маску, скопирован непосредственно с маски «mempo» и шлема «kabuto» средневекового самурая. Броня японских воинов предназначалась больше для того, чтобы устрашать врага, чем обеспечивать защиту во время сражения. Сталь в Японии была очень дорога и редка и использовалась, прежде всего для изготовления мечей. Лишь малая толика сэкономленного металла могла быть использована в броне, в отличие от тех тяжелых пластин, которыми обвешивали себя европейские рыцари эпохи позднего средневековья. Шлем kabuto часто изготавливался кожи, с последующим наслоением металлических пластин, которые ближе к шее расходились в стороны, придавая головному убору форму совка. Почти все эти шлемы обладали хорошими аэродинамическими характеристиками, что могло оказаться полезным для самурая, скачущего верхом.

Вейдер тоже носил черную одежду, в том числе и длинные штаны широкого кроя. Этот предмет одежды был весьма распространен в средневековой Японии. Воины часто носили штаны широкого кроя, длиною до самого пола, которые полностью скрывали ноги и во время схватки на мечах мешали противнику по положению ваших ног предугадывать следующее ваше движение. Что касается приквела, то в дизайне костюмов для королевы Амидалы также отдана дань японскому стилю. Ее можно наблюдать облаченной в кимоно, с макияжем в стиле театра кабуки и сложными прическами. Все эти элементы присутствовали в моде феодальной Японии; их можно увидеть и сегодня, в японских фильмах или сериалах.

Падме Амидала

4. Заключение.

И своими собственными признаниями, и визуальным рядом своих фильмов, Джордж Лукас подтверждает и подчеркивает влияние японской культуры на свои работы. Проникновение в нашу жизнь культуры, столь отличной от нашей собственной, но все же неуловимо знакомой, помогает нам сопоставить галактику «Звездных войн» с чем-то таким, о чем мы имеем, по крайней мере, какое-то представление.

Turning Japanese?
The Influences of Japanese Culture on «Star Wars»
Submitted by Jody Reeves
3/26/99

(Фотографии позаимствованы из других источников)

Метки: история создания