Автор: Nexu. Дата публикации: . Категория: Пресса.
Что характерно для Джорджа Лукаса, так это то, что он всегда честно признает влияние, оказанное мифологией и восточными культурами на его работы – особенно на «Звездные войны». Сходство между самураями феодальной Японии и рыцарями-джедаями Старой Республики всегда было очевидно – особенно в том, что касается визуального подобия одеяний. В данной статье будет сделана попытка проследить некоторые из общепризнанных влияний и представить читателю возможность увидеть, какую важность представляет японская культура и историяв лукасовской интерпретации современного мифа.
1. Рыцарство
Западные рыцари Самураи Рыцари-джедаи
Концепция класса рыцарей-защитников в «Звездных войнах» имеет свои параллели как в западной, так и в японской культуре. В большинстве случаев, рыцарские братства были сформированы с целью участия в завоевательных походах или защиты имущества лорда и его земель; рыцари вставали на защиту слабых и пропагандировали культ утонченных манер. (Должна заметить, у автора несколько идеалистическое представление о средневековом рыцарстве – Nexu).
Принципы, положенные в основу западного рыцарства, были довольно простыми. Было принятоза правило, что рыцарь в феодальной Европе должен придерживаться неких стереотипов в поведениии стиле жизни. Обычно принадлежавший к благородному сословию (часто это был младший из сыновей лорда), рыцарь обучался своей профессии с самого детства. Ему преподавали искусство верховой езды, военное ремесло, а также иногда литературу и музыку. Рыцари должны были выказывать учтивость при общении с дамами, защищать земли своего лорда и сопровождать его в крестовых походах.
В истории существовало много рыцарских орденов, от вымышленных Рыцарей Круглого Стола до Тамплиеров (или Рыцарей-Храмовников – Nexu). Если история Рыцарей Круглого Стола была не более чем фантазией, то вполне реальный Орден Тамплиеров был основан группой рыцарей-крестоносцев из Франциии Германии.В то время как в историяхо рыцарях Круглого Стола сами рыцари представали перед нами людьми, свято хранившими верность долгу, Тамплиеры прошли путь от защитников христианских святынь на Ближнем Востоке до наемных служителей французской короны. В итоге французский король так сильно задолжал Храмовникам, что намеренно обвинил их в ересии колдовстве, предал казни и завладелих имуществом.
Крайне действенный способ, чтобы не платить по счетам…
В феодальной Японии суть обязанностей самурая была точно такой же,за исключением того, что вопросу преданности лорду клана придавалось гораздо больше значения. В то время как в Европев порядке вещей была такая ситуация, когда рыцарь уходил от одного сюзерена и давал присягу тому, кто заплатил больше, самурай приносил клятву верности одному-единственному господину за всю свою жизнь. Прекратить действие этого договора могла лишь смерть самого лорда или самурая. Самурай, нарушивший клятву, был достоин лишь презрения и покрывал свою семью несмываемым позором.
В японской литературе существует множество историй о том, как самураи исполняли долг чести, защищая своих лордов. Одна из таких легенд повествует о сорока семи самураях, которые были опозорены и лишены работы за то, что предали и обреклина смерть своего господина; они потратили много лет на то, чтобы отомстить за памятьих сюзеренаи восстановить свою честь, и ради этого сложили свои головы. Подобно западным рыцарям, защищающим честь Церкви, самурай защищал честь своего клана.
В рыцарях-джедаях из «Звездных войн» смешались благородные традиции Европы и Японии. Правда, нет ни церквей,ни кланов, которые следует защищать; вместо этого джедаи отстаивают принципы Старой Республики. На первый взгляд, братство джедаев напоминает орден типа Рыцарей Круглого Стола, но, если взглянуть поглубже, то окажется, что с самураямиу них общего намного больше. И джедаи,и самурай предпочитали не обременять себя тяжелой броней, вроде той, которую носили средневековые европейские рыцари. Джедаи и самурай полагались, главным образом, на свое искусство обращения с мечом,будь то световой меч или катана. И не забудьтео духовном родстве их идеологий: единение с Силойу джедаеви преданность клану у самураев.Из всего этого следует, что джедаи являются, по меньшей мере, наследниками самурайских традиций.
В качестве второго противопоставления традиционной западной мифологии, Лукас ввел в «Звездные войны» сильные женские персонажи – Амидалу в приквелеи Лейюв классической трилогии. Это соответствует японским легендам о решительныхи образованных женщинах высокого ранга, которые были обучены военным искусствам и были способны постоять за себя.
Из того, что известно об Амидале, королеве Набу, становится ясно, что она не собирается быть пассивным участником событий и позволять своим защитникам, джедаям, выполнять всю работу. (Статья была написана в 1999 году — Nexu). В первом трейлере «Скрытой угрозы» нам показывали королеву, которая носит чужую маску ради собственной безопасности и ради безопасности своего осажденного мира. Во втором трейлере Амидала принимает на себя более активную роль; мы видим, как она участвует в побеге, отдает приказы и пытается найти политическое решение для той ситуации, в которой оказалась ее планета.
Принцесса Лейя Органа, которую мы знаем по классической трилогии «Звездных войн», и которая прячет планы «Звезды смерти» и ведет перестрелку со штурмтруперами, была предшественницей экранных героинь вроде Эллен Рипли («Чужой») и Сары Коннор («Терминатор»). Лейя также участвовала в своем собственном спасении, принимая на себя ответственность за решенияи меняя ход событий. В повстанческом Альянсе за ней сохранялась репутация политического и военного лидера, а сама она с готовностью принимала участие в опаснейших миссиях. Активность Амидалы и Лейи совершенно не сочетаютсяс традиционной ролью принцесс западного толка: эти принцессы зачастую были неграмотны, и единственнымих предназначением было вступление в брак ради заключения выгодных политических союзов.
Хотя, по японским традициям, для женщины много знать считалось вредным, никого не шокировало, если женщина была образована. Первый литературный труд, к которому можно применить понятие «романа», был написан женщиной из средневековой Японии. Женщинам,— преимущественно высокого ранга,— разрешали получать образование и обучаться военному искусству. Для такой «принцессы клана» не было ничего необычного в том, чтобы сражаться на мечах бок о боксо своими братьями.
Одна японская легенда повествует о принцессе Тсеру, дочери лорда одного из кланов эпохи Эдо, которая приблизительно соответствует европейскому Ренессансу. Принцесса Тсеру была квалифицированным военным профессионалом и специализироваласьво владении«нагинатой» — это было длинное, похожее на копье, оружие, увенчаное на концечем-то вроде топора. Тсеру публично призывала обучать женщин военному искусству и, по слухам, сама преподавала им эти навыки. Легенда гласит, что в конце концов Тсеру вышла замуж за сёгуна Японии, Токугава Йошимуне, хотя поначалу и отказываласьот этого брака, не желая становиться разменной монетой в политическом союзе между ее семействоми сёгуном. Насколько мы можем судить, параллели между Тсеру и Амидалойс Лейей гораздо более очевидны, чем между ними и, скажем, Джиневрой или Белоснежкой.
3. Атмосфера «Звездных войн». Куросава тут как дома.
Предыстория Костюмы
Лукас вспоминает, как он, обучаясь в школе киноискусств, открыл для себя Куросаву:
«Я был очень заинтригован большинством из его фильмов, потому что это были фильмы о самураях,о феодальной Японии. Сам процесс просмотра представлял собой какое-то экзотическое действо…, и мне показалось особенно интересным то, что никто ничего не объяснял.Вы просто оказывались втянутыми внутрь этого мира; разумеется, если вы что-то знали о феодальной Японии, то для вас это имело смысл. Если же нет, то это напоминало созерцание некоего экзотического, причудливого мира с непонятными обычаями и странным мировоззрением. Как мне кажется, это оказало на меня большое влияние, когда я впоследствии работал в жанре научной фантастики: я смог отказаться от аксиомы, что каждый свой шаг нужно непременно объяснять или самому пытаться понять, что есть что… Вы просто вживаетесь в эту среду, и всё.Это походитна жизнь антрополога: вы приходитев это непонятное для вас общество, сидите там и наблюдаетеза происходящим. (Интервью с ДжорджемЛукасом —27 сентября1996г. Цитируется по книге «Star Wars: The Magic of Myth», Mary Henderson, Bantam Books, 1997г.)
С выходом классической трилогии Лукаса мы поначалу получили лишь малую толику информации. Мы знали, что есть грозная Империя, зловещие агенты и принцесса, пытающаяся восстановить свободу в галактике.И это – все, что нам было известно. Поскольку «Звездные войны» не имели никакой связи с реальной жизнью, мы должны были отбросить любые понятия исторических параллелей и, как выразился Лукас, «просто сидеть и наблюдатьза происходящим».Мы столкнулисьс миром дроидов и бластеров,с императорами, моффами, X-Wing’ами и AT-AT.Всё выгляделостоль же экзотическим и таинственным, как в шедевральном кино Акиры Куросавы под названием «Ran». Если вы когда-либо видели «Ran», то наверняка знаете, что это – свободное переложение «Короля Лира» Уильяма Шекспира. Но на этом все сходство заканчивается. Что же до «Звездных войн», то вы, однажды познакомившись с ними, стремитесь узнать больше об истории этого сообщества и о том, какие силы им движут.
Одеяния рыцарей-джедаев очень похожи на японские кимоно и нижние поддевки. Эти одеянияв стиле кимоно можно видеть как в классической трилогии, так и в приквеле – намек на то, что одежда джедаев оставалась неизменной на протяжении поколений. Даже Йода, которому во время «Возвращения джедая» было 900 лет, носит миниатюрный вариант джедайского кимоно.
Шлем Вейдера, его броня и одежда весьма напоминают самурайскую броню. Этот самый шлем, который Вейдер использует еще и как дыхательную маску, скопирован непосредственно с маски «mempo» и шлема «kabuto» средневекового самурая. Броня японских воинов предназначалась больше для того, чтобы устрашать врага, чем обеспечивать защиту во время сражения. Сталь в Японии была очень дорога и редкаи использовалась, прежде всего для изготовления мечей. Лишь малая толика сэкономленного металла могла быть использована в броне,в отличиеот тех тяжелых пластин, которыми обвешивали себя европейские рыцари эпохи позднего средневековья. Шлем kabuto часто изготавливался кожи, с последующим наслоением металлических пластин, которые ближе к шее расходились в стороны, придавая головному убору форму совка. Почти все эти шлемы обладали хорошими аэродинамическими характеристиками, что могло оказаться полезным для самурая, скачущего верхом.
Вейдер тоже носил черную одежду, в том числе и длинные штаны широкого кроя. Этот предмет одежды был весьма распространен в средневековой Японии. Воины часто носили штаны широкого кроя, длиною до самого пола, которые полностью скрывали ноги и во время схватки на мечах мешали противнику по положению ваших ног предугадывать следующее ваше движение. Что касается приквела, то в дизайне костюмов для королевы Амидалы также отдана дань японскому стилю. Ее можно наблюдать облаченной в кимоно,с макияжемв стиле театра кабуки и сложными прическами. Все эти элементы присутствовали в моде феодальной Японии; их можно увидеть и сегодня,в японских фильмах или сериалах.
4. Заключение.
И своими собственными признаниями, и визуальным рядом своих фильмов, Джордж Лукас подтверждает и подчеркивает влияние японской культуры на свои работы. Проникновение в нашу жизнь культуры, столь отличной от нашей собственной, но все же неуловимо знакомой, помогает нам сопоставить галактику «Звездных войн» с чем-то таким, о чеммы имеем, по крайней мере, какое-то представление.
Turning Japanese? The Influences of Japanese Culture on «Star Wars» Submitted by Jody Reeves 3/26/99 (Фотографии позаимствованы из других источников)