Орден Джедаев: золото и мишура

Очередная занятная статья с сайта space.com. Кто-то с ней согласится, кто-то — нет, но, в любом случае, прочесть ее будет интересно.

Световой меч…Немногие станут отрицать, что преимущество в виде Силы позволяет джедаям ощущать себя крутыми парнями.

В «Скрытой угрозе» потребовалось всего лишь два джедая, чтобы нанести значительный ущерб военному кораблю Торговой Федерации; по видимому, именно подвиги подобного рода и снискали им большую часть славы и уважения в Старой Республике.


Несмотря на все имеющиеся в арсенале джедаев силовые приемы и трюки со световыми мечами, джедайская доктрина запрещает самим рыцарям использовать «приемы Силы» в корыстных целях — по крайней мере, в теории.

Лукасу нравится буддистская идея относительно подавления личного желания, поэтому Квай-Гон неоднократно указывает на «веление Силы» как на некий мотиватор, заменяющий собой индивидуальные побуждения. Даже в разгар боя Квай-Гон призывает своих учеников «прислушаться к течению Силы»; или, как говорил Оби-Ван из классической трилогии, «отключи сознание и положись на инстинкт».

Все это — теория, а на практике джедаи, кажется, испытывают определенные проблемы с претворением своего учения в жизнь.

Единственный джедай, который, кажется, совершенно искренне следует этой идее — Квай-Гон, и его жизнь трагическии обрывается после того, как ему позволили взять на обучение Анакина, мальчика, который, в конце концов, уничтожит весь джедайский Орден.

Но и в этом случае, и во многих других случаях, мы видим джедаев, которыми повелевают желания: Квай-Гон желает обучать Избранного; Йода хочет сохранить прежнее положение Совета Джедаев в Республике; молодые Оби-Ван и Люк стремятся войти в гармонию с Силой.

Когда эти личные мотивы входят в конфликт с планами Силы, Сила всегда побеждает. И, что печально, Сила нуждается в джедаях гораздо меньше, чем они нуждаются в ней.

Храм — он выше всех, даже выше Сената

Несмотря на то, что мозги джедаев запудрены идеей о том, что они должны следовать Силе — куда бы они их ни вела,— сами джедаи, пребывая на пике своего социального влияния (во времена «Скрытой угрозы»), тратят гораздо больше времени на обсуждение положений своего учения, чем на что-либо еще.

В то время как Палпатин набирает силу, джедаи все больше отдаляются от реалий Старой Республики, отчуждаясь от остального населения и возвышая себя над массами.

Джедаев выбирают в очень раннем возрасте и разлучают с их семьями, окончательно разрывая — или, по меньшей мере, ослабляя,— те кровные узы, которые в обычной жизни связывают людей друг с другом.

Фильмы умалчивают о том, позволено ли джедаям создавать семью — единственным свидетельством любви джедая для нас является история Анакина Скайуокера, но все мы знаем, куда это его в итоге приведет. (Кстати, если принимать во внимание литературу Расширенной Вселенной, то у Ки-Ади-Мунди, представителя расы Cerean, было несколько жен и детей, что не помешало ему стать джедаем и членом Совета.— Riila)

Мирские дела, кажется, находятся вне сферы их жизненных интересов, если только их джедайское обоняние не уловит вонь ситов — иначе говоря, запах ереси. Вне Храма джедаи также предпочитают общаться исключительно между собой, лишь изредка обращая внимание на прочих, обделенных Силой живых существ — да и то, по большей части, для того, чтобы обвести их вокруг пальца, обольстить или манипулировать ими ради достижения своих целей.

Откровенный расизм молодого Оби-Вана — наиболее характерный пример этого высокомерно-пренебрежительного отношения: можно, конечно, ненавидеть Джа Джа, однако называть этого персонажа «более низкой формой жизни» — это вряд ли достойно просвещенного мудреца.

Бесцеремонное заявление Квай-Гона о том, что он «прибыл сюда не для того, чтобы освобождать рабов», также внушает беспокойство. Хотя Лайам Нисон произносит эту фразу с оттенком сожаления в голосе,— первый знак того, что учение, которому он следует, начинает вызывать в нем разочарование? — это наглядно демонстрирует нам приоритеты Ордена.

Расплата за высокомерие

Эта джедайская политика постепенного самоустранения от общественной жизни прослеживается на всем протяжении саги «Звездных войн».

В «Угрозе» джедаи предстают перед нами как могущественные помощники Канцлера, практически элитные войска тайной полиции.

Несколько десятилетий — и фильмов — спустя все оставшиеся в живых форсъюзеры, как джедаи, так и ситы, собрались на второй Звезде Смерти, фактически отстранившись от участия в происходящем снаружи сражении — и от участия в дальнейшем развитии событий.

Вскоре после того, как Йода (который отошел от активной жизни еще поколение назад), покинул свое тело, сам Люк признает, что он больше не может оставаться со своими «друзьями на лесной луне».

Ради пользы Повстанцев, последний джедай — человек, который привел Повстанческий Альянс к его первой главной победе над Империей — должен присоединиться к своим коллегам-форсъюзерам в их уединении.

Его отец следует таким же не подающимся логике маршрутом. На Набу, невзирая на то, что он не обучался должным образом ни летному делу, ни джедайскому ремеслу, он уничтожает корабль-матку Торговой Федерации, нарушая тем самым все планы ситов. Годы спустя он, вполне способный принять непосредственное участие в битве при Явине, ограничивает свое внимание одним лишь Люком — «я захвачу лидера».

В итоге он присоединяется к Люку и Палпатину на Звезде Смерти. История оставила бывших «хранителей мира и правосудия в Старой Республике» и их темных антагонистов забавляться с мечами, в то время как снаружи бушует реальная битва.

Галактика для всех и каждого

В этом свете Ландо, Хан, Лейя и даже неприметный Ведж Антиллес превращаются из второстепенных персонажей саги в любопытную альтернативу джедайской братии.

Ландо и Хан — игроки, привыкшие полагаться на смекалку и везение и одинаково преуспевающие как в торговле, так и в бою.

Оби-Ван и Йода говорят о Лейе как о возможной замене Люку, но она одерживает победу на Эндоре посредством любви и борьбы, дипломатии и хитрости. Ее «ментальные трюки» очень тонки и предназначены, в основном, для того, чтобы завоевать расположение эвоков — такой подвиг может совершить любой, даже не владеющий мастерством джедаев.

Ведж также представляет определенный интерес, поскольку одним из главных критериев при оценке джедайского потенциала является способность к пилотированию. Гонки на Татуине для Квай-Гона стало достаточно, чтобы убедиться, что в Анакине «что-то есть». Поколение спустя Оби-Ван слышит о пилотских навыках Люка.

С другой стороны, Ведж является таким же превосходным пилотом, как и все джедаи, но вносит свой весьма осязаемый вклад в дело борьбы против Империи, обходясь без использования каких-либо эзотерических знаний.

В действительности, нам следует помнить, что и Анакин, и Люк завоевывают свой первый и главный успех — как умелые пилоты и как игроки на галактической политической арене — еще до того, как они приступают к своему обучению. После Явина Люк начинает совершать неразумные, не поддающиеся логике поступки; Анакин следует примерно в том же направлении.

Кроме того, какую выгоду предоставляет подобное обучение в долгосрочной перспективе? Любой может иметь «плохие предчувствия», и, в то же время, продолжать быть частью остального мира, тогда как членство в Ордене Джедаев, похоже, только дистанцирует «элиту Силы» все дальше от реального течения событий.

Короче говоря, «древняя религия и архаичное оружие не заменят хорошего бластера у тебя на бедре» — разве не так?

Their Fire Has Vanished: Power, Elitism and the Fall of the Jedi
By Douglas Boyce
29 April 2000
space.com

Метки: джедай, философия