Автор: Nexu. Дата публикации: . Категория: Пресса.
Очередная статья со space.com.В ней, как и в двух предыдущих, джедаи предстают не в самом выгодном свете, но это отнюдь не значит, что я подбирала материалы подобной направленности намеренно. Просто starwars.com давно не баловал нас интересными новостями… да и послушать мнение противоположной стороны тоже иногда интересно. Хотя почему противоположной? Многим поклонникам ЗВ ситы и Империя нравятся гораздо больше, чем джедаи и Повстанцы.
Почему в Старой Республике так много джедаев? Ответ прост: захват рынка.
В «Скрытой угрозе» джедаи — это не просто абстракция. Несмотря на все свои религиозные обертоны, Орден — это организация, точно в такой же степени, как и любая иная, подверженная влиянию времени — и, если повнимательнее присмотреться к сценамв Совете,не чуждая идеологическому инакомыслию.
Эпизод I открывается сценой, где нам показывают двух рыцарей-джедаев, вмешивающихся во внутренние дела Республики. И, хотя Квай-Гон Джинн и Оби-Ван Кеноби утверждают, что являются всего лишь беспристрастными послами, Торговая Федерация неимоидиан кое в чем права: джедаи демонстрируют лояльность определенной фракции в Сенате,а именно — фракции канцлера Вэлорума.
Совет послал Квай-Гонаи Оби-Вана, чтобы «вмешаться» в блокаду Набу.
Тирания большинства
Любая организация без должной конкуренции неизбежно скатывается либо к упадку, либо к тирании — либо и к тому, и к другому сразу. В самом начале «Угрозы» Орден Джедаев — организация ни в коем случае не тираническая, но он, по всем ощущениям, действительно находится на путик разложению.
Совет — состоящий, возможно, из наиболее просвещенных гуманоидов Галактики,— заседает внутри огромной башни Ордена на Корусканте, держась на значительном удалении (в физическоми философском смысле) от остального населения галактики.
Джедаи закрывают глаза на существование практически узаконенного рабовледения в непосредственной близости от границ Республики, пока это не нарушает сиюминутных расчетливых интересов Квай-ГонаДжинна,—но дажеи после этого Совет Джедаев вряд ли предпримет хоть какие-то шаги ради освобождения рабов на Татуинеи других планетах. Это не входитв сферуих интересов.
Возможно, законы Республики запрещают подобное вмешательство. Но разве светские законы могут удерживать рыцарей Силы от желания положить конец страданиям?
И разве не показателен тот факт, что Совет только тогда позволил Квай-Гонуи Оби-Вану вернуться на Набу, когда начал подозревать, что за событиямина этой планете видна рука сита. Свидетельства злодеяний — «наши люди умирают, сенатор» — достаточно убедительны для того, чтобы отказаться принимать их в расчет. Но, несмотря на это, джедаи видят перед собой только одну цель: вычислить тайных заговорщиков в Сенате, отыскать свидетельства присутствия адептов конкурирующей религии — последователей Темной Стороны.
Приглядись к своей собственной тени
Беспечность подобного масштаба несет в себе семена разрушения.
К тому времени, когда члены Совета сталкиваются лицом к лицусо своим истинным врагом —в образеПалпатина — они настолько увлечены поиском свидетельств существования сита, что, когда в действительности находят их, то не могут распознать. «Скрытая угроза» так и остается незамеченной, пока Йода и Мейс Винду проводят время за богословскими беседами о природе ситов.
Если проводите всю вашу жизнь, отгородившись от людейи тех вещей, которые вы отвергаете по причине их принадлежности к «Темной Стороне», то как вы узнаете их, когда обстоятельства заставят вас высунуть голову из своей Башни из Слоновой Кости?
Сила — это не награда, которая дается нам за усердие.Она помогает нам понять природу вещей.
Врожденная особенность
Исходя из всего вышесказанного, нет ничего странного в том, что ситы захотели упрочить свое влияние и использовали для этого Орден Джедаев, пребывающий в состоянии упадка. «Сила стремится к равновесию»,— мудрствовал Мейс Винду.
Если Шми Скайуокер говорила правду, то мидихлорианы — будь они частью Силы или чем-тоеще — спонтанно создали Анакина, как своего воина и защитника. Такая теория предполагает, что в саге «Звездных войн» неизбежное падение Анакина и его последующее искупление, возможно, в большей степени обусловлено судьбой, чем искушением. Возможно, всему виной обычная биология.
В этом случае, постепенное скатывание Анакина на путьситов — это не просто случайность; это — вирусная инфекция.
Те, кто сами ничего не умеют, хотят учить других
Как говорят, дорожка на Темную Сторону является более легкой, чем путь джедаев —но она также ближе к взрослому образу мышления и реалиям каждодневного мира. Мастера ситов не имели такой роскоши, как возможность отнимать у родителей детей, имеющих способности к восприятию Силы. Ситы тратили столетия на то, чтобы оказаться на шаг впереди джедаев, и необходимость няньчиться с детьмистала бы для них серьезным препятствием на этом пути.
Хотя мысль о том, как Дарт Сидиус таскал у себяза спиной крошку Дарта Мола, и несетв себе оттенок некоего подобия очарования, на самом деле все, скорее всего, было не так.
Вместо этого, если взять за образчик Палпатина/Сидиуса, ситы явно предпочитают брать себе учеников из взрослого мира. В полную противоположность им, Совет Джедаев отвергает даже самого способного к Силе мальчишку по причине того, что он "слишком стар " — иначе говоря, он уже слишком испорчен светским миром, который не совместимс образом жизни джедая.
Действительно ли внешний мир является столь противоречащим основным принципам джедайской философии и их обычаям?Возможно ли это? Разве Сила не окружает и не проникает сквозь все вокруг — или только сквозь то, что достаточно чисто и непорочно, чтобы удовлетворить изысканные вкусы членов Совета?
Служа Силе или Совету — но не им обоим
Ученики ситов служат одному мастеру. Могущество ситов объясняется тем фактом, что они отказались от формализованной системы джедаев.
В частности, обучение джедая включает в себяне только постижение наук, но и — независимо от того, насколько тонко это делается, и какими благими намерениями при этом руководствуются преподаватели,— заучивание правил и предписаний Ордена Джедаев.
Для идеологической обработки джедаев требуются сильные преподаватели. К сожалению, история доказывает нам, что Оби-Ванне был хорошим учителем.
Когда Кеноби взял Анакина к себев ученики,он только что сам получил право приобщиться к джедайскому рыцарству. Но он явноне достиг того уровня, чтобы обучать студента, в крови которого такое количество мидихлориан, что может посрамить даже мастера Йоду. Его опрометчивое обещание, приведет, в конечном счете, к гибели всех джедаев.
Почему, в таком случае, Совет позволяет Кеноби продолжить обучение Анакина? Возможно они расчитывают, что он потерпит неудачу.
Для начала следует сказать, что сам Йода, несмотря на высокие показатели мидихлориан у Анакинаи положительные результаты его тестов, никогда не хотел его обучать: он объяснял это тем (возможно, совершенно откровенно), что мальчик был «слишком стар» — иными словами, он слишком долго подвергался влиянию эмоций и личных привязанностей.
С точки зрения Йоды, оба они —и Кеноби,и Скайуокер,— заразились ересью во время общения с непокорнымКвай-Гоном. Поэтому легко вообразить, что Йода одобрил обучение лишь по одной причине: он расчитывал, что слабый преподаватель не сможет позволить Анакину в полной мере развить свой потенциал.
Последствие «Йодавидения»
В самом центре джежайской паутины есть тот, кто держит в руках все нити. Мы отмечаем это по выразительным уклончивым взглядам Винду, или по тому испуганному волнению в голосеОби-Вана, когда он говоритоб уровне мидихлориан в крови Анакина.
По иронии судьбы, тот, кто дергает джедаев и сенаторовза ниточки, сам больше похож на марионетку.Это — Йода.
Квай-Гон говорит Шми Скайуокер, что, если бы Анакин жил в Республике, джедаи уже давно обнаружили бы его. Как хорошо известно любому тоталитарному вождю, юные умы гораздо легче поддаются обработке — по причине слепой преданности, отсутствия крепких связей с внешним миром и неспособности объективно мыслить.
Йода отвергает Анакина,—а позжеон точнотак же пытается отвергнуть и Люка,— потому что, по его утверждению, мальчик слишком стар, чтобы учиться. Тем не менее, оба кандидата становятся способными форсъюзерами — каждый в своем роде. В таком случае, проблема возраста — это проблема «профессиональной» пригодности, или проблема управляемости?
Росший вне сферы влияния Республики, Анакин в тот период своей жизни, когда в человеке формируется личность, пропустил необходимую «про-джедайскую» идеологическую обработку. Для джедаевон представляет угрозу тем, что имеет собственное мнение. По ирониисудьбы,— если можно употреблять слово «ирония» там, где замешена Сила,— это именно то, что, в итоге,и уничтожит Орден.
«Достаточно, мастер»
Квай-ГонДжинн — известный оппозиционер. Известны случаи, когда он бросал вызов Совету; более того —он отказалсяк нему присоединиться.
Когда он вызволяет мальчика из рабства, открыто игнорируя и правила Джедаев, и законы республиканской дипломатии, то действует ли он из своих собственных побуждений — или им управляют мидихлорианы?
Является лион истинным реформатором, или просто исполнителем воли неких высших сил, но Квай-Гон встречает смерть, не изведав джедайских благодатей. Его тело сохраняет свою материальную структуру. Оно не исчезает.
Кажется, что мидихлорианы продолжают руководствоваться своим безукоризненно отработанным планом, целью которого является полное уничтожение всех джедаев в Галактике; Сила, стремящаяся к равновесию, желает избавиться от устаревшегои вышедшегоиз моды джедайского Ордена.
К сожалению, в ближайшем времени этот процесс восстановления баланса Силы примет галактические масштабы, приведя к катастрофическим беспорядкам и краткосрочному появлению на космической сцене тиранической Империи Палпатина.
Круг замкнулся
Падение джедаев — только первая половина этого космического уравнения компенсации. Главная роль Анакина не заканчивается ликвидацией Ордена Джедаев — потребуются годы, чтобы восстановить равновесие Силы.
Люк прерывает порочный круг ошибок Йоды, согласившись выступить против Вейдера. Когда он способствует возвращению Анакина, а его отец уничтожает Императора, Люк становится последним из джедаев.
Несмотря на то, что теперь он автоматически сделался мастером, у Люка отсутствуют те убеждения и идеология, которые были у Йоды.Он вполне может восстановить Орден Джедаев; и, хотя его рыцари, скорее всего, будут менее могущественными, упадок в ближайшее время им не грозит.
В это же время, за проявлениями Силы, ранее строго делившимися надвое трещиной, пролегавшей между ситами и джедаями (или инструкциями Совета Джедаев), наконец признана их универсальная природа.
Истинной равновесие Силы — это игровое поле, свободное от манипуляции любого могущественного лидера —будь то Император или Йода. В природеСилы — пронизывать и охватывать собою всё вокруг — темноту и ее противоположность, сита и джедая, нечестивца и праведника.
Did the Jedi Have It Coming? By Tom Janulewicz 22 April 2000 space.com