Великий и ужасный

Интервью Джорджа Лукаса журналу «Rolling Stone»
«Культ Дарта Вейдера»
Джордж Лукас приоткрывает маску самого великого злодея в истории кинематографа
Гэвин Эдвардс

Rolling Stones«Я достиг того, чего хотел достичь»,— говорит Джордж Лукас. После тридцати лет глубокого погружения в мир вуки, дроидов, Джа Джа — и одного из самых ужасных кинозлодеев всех времен, Дарта Вейдера — он, наконец, завершил свою шестисерийную сагу «Звездных войн» Эпизодом III — «Месть ситхов». «Я очень счастлив, что наконец достиг финишной черты»,— говорит он. Довольный своим новым фильмом, посвежевший после каникул, проведенных на Гавайях, Лукас сидит на кушетке в своем офисе в главном здании комплекса «Ранчо Скайуокер» в графстве Марин, Калифорния — помещении достаточно большом и роскошном, чтобы удовлетворить вкусам Джаббы Хатта. Незадолго до премьеры фильма Лукасу исполнился шестьдесят один год, однако он по-прежнему остается верен своему стилю умеренного спортивного болельщика: джинсы, клетчатая рубашка и кроссовки. Он страдает от сильного кашля, но выглядит так, словно только что совершил победный марафон. (Лукас использовал свой собственный кашель в качестве звукового эффекта для злобного сита, хрипящего дроида — генерала Гривуса). В перерывах между прочисткой своих бронхов и глотками диетической кока-колы он предается размышлениям о сотворении Дарта Вейдера.

Вейдер когда-нибудь являлся вам во сне?

Нет, говоря откровенно, «Звездные войны» мне не снятся. Во время съемок у меня было достаточно кошмаров наяву: например, опасения, что маска не подойдет по размеру, или что парень внутри не сможет дышать и упадет в обморок, или что он в своем костюме не сможет сесть.

Что представляло наибольшую сложность?

Я должен был сделать так, чтобы Дарт Вейдер смог внушить ужас аудитории, никогда не видевшей его лица. Все, что они могли видеть — это черная маска. Я спрашивал себя: «Как мне сделать его зловещим и устрашающим?» Я имею в виду, что он — высокий, одетый во все черное, у него есть плащ и самурайский шлем, но все это необязательно означает, что люди будут его бояться. Его образ должен был выходить за рамки всего этого — вот поэтому мы придумали, что он будет относиться ко всему с холодной безучастностью. В своей жизни он сделал много ужасных вещей и особенно не гордится этим. По сути, он — просто вызывающий жалость человек, у которого была очень печальная судьба.

Когда вышел первый фильм, люди даже не знали, был ли там, внутри, человек. Им казалось, что это — монстр или какой-то робот. Во втором фильме все увидели, что он — человек, а в третьем фильме зрители узнали, что он — отец, и что он такой же человек, как любой из нас — просто у него были кое-какие проблемы со внешностью.

Когда вы создавали этого вселенского злодея, вы уже знали о его трагической истории?

В том первом фильме его превосходство казалось столь убедительным, что в один прекрасный момент вы могли поймать себя на мысли: «Постойте, если он настолько могущественен, то почему он не правит всей вселенной?» Даже имперские командиры пытались им помыкать! Они полагают, что последнее слово всегда остается за Императором; то, что там происходит, может произойти в любом сообществе: все думают о главном боссе и никто не думает о его приспешнике. К тому времени, когда было закончено строительство Звезды Смерти, у них появилось ощущение, что теперь у них есть нечто более могущественное, чем Дарт Вейдер. Ни у кого не возникало вопроса, кто же победит в этом противостоянии между Звездой Смерти и Дартом Вейдером — разумеется, не этот чертов сит. Что придает истории еще больше трагизма — то, что этот всесильный злодей одновременно играет роль лакея.

Он — не Сатана, он просто бегает за угол покупать Сатане сигареты.

Совершенно верно. И когда он узнает, что Люк — его сын, то первым его желанием становится найти способ, как заставить сына присоединиться к нему и убить Императора. Это вполне в духе ситов! Он пытается проделать это с каждым, в ком чувствует потенциальную силу; он делает то же самое, что некогда делал сам Император — искал кого-то более могущественного, чем он сам, чтобы тот помог ему править вселенной. Но Оби-Ван помешал осуществлению этих планов, отрубив ему конечности и сбросив в горящую лаву. С тех самых пор Вейдер уже не был столь же силен, как Император — он больше походил на Дарта Мола или на графа Дуку. Он больше не был тем, кем должен был стать. Но вот его сын — совсем другое дело.

Когда вы были ребенком, какие злодеи произвели на вас особенное впечатление?

Мне больше нравились хорошие парни. Хотя я помню одного плохого парня в «Бен-Гуре» — его тащили следом за колесницей. В фильмах Джона Уэйна было много плохих парней, но я не могу вспомнить ни одного из них. В большинстве тех фильмов, которые мне нравились, не было чересчур уж плохих парней. В таких картинах, как «Мост через реку Квай» и «Гражданин Кейн», плохой парень обычно становился хорошим парнем.

Как получилось имя «Дарт Вейдер»?

«Darth» — видоизмененное слово «Dark». А «Vader» — измененное слово «Father». Так что, по сути, это означает «Темный Отец». У каждого из имен есть своя история, хотя иногда я совершал ошибки — например, поначалу я собирался назвать Люка Старкиллером, но вскоре понял, что это имя не соответствует персонажу. Оно больше подошло бы Анакину — но не его сыну. Я сказал тогда: «Слушайте, мы не должны делать это имя чересчур гнетущим — ведь он спасает своего отца».

Я пересматривал на днях «Звездные войны», и мне показалось интересным, как новые фильмы изменили полярность фильмов старых: сейчас кажется, что главным мотивом всей саги была трагедия Дарта Вейдера, а вовсе не триумф Повстанцев.

Да, я сделал несколько серий фильма, который повествует лишь об одном: о Дарте Вейдере. Сначала люди думали, что этот фильм — о Люке. В тех, ранних, фильмах действительно рассказывалось о Люке, спасающем своего отца, поэтому Люк был в центре событий. Но они также рассказывали и о принцессе Лейе и ее борьбе за восстановление Республики — то же самое делала и ее мать. Так что фильм, в действительности — о матерях и дочерях, об отцах и сыновьях.

Зато теперь, вместо всех этих сюрпризов,— которые, на самом деле, никакие ни сюрпризы,— в тот момент, когда во время Эпизода IV вы увидите Вейдера, открывающего дверь, за которой — принцесса Лейя и R2D2, вы спросите себя: «О, мой бог, это же его дочь. Узнают ли они друг друга? „ Раньше вы могли посмотреть все кино, но так ничего и не понять. Вся суть оставалась за кадром. Первые три эпизода — это трагедия, а вторые три можно назвать немного глуповатыми, но все же они воодушевляющие: даже в самых плохих людях, даже в самых отъявленных злодеях всегда найдется капля милосердия. Дарт Вейдер проявляет заботу о своих детях — в сущности, именно ради этого дети и нужны.

Бен Бёртт“Концепция озвучки для Дарта Вейдера была придумана еще на первом фильме; в сценарии Вейдер описывался как некое странное мрачное существо, снабженное чем-то вроде портативной системы жизнеобеспечения. Его неестественное дыхание могло объясняться примесью звуков, издаваемых моторами или приводами; возможно, он был наполовину человек, наполовину робот — нам это было неизвестно. Главное, что я уяснил для себя — при дыхании Дарт Вейдер производит много шума. Когда прототип появился на съемочной площадке, то издавал звуки, похожие на скрип ветряной мельницы; вы могли слышать биение его сердца, он поворачивал голову, и вы слышали, как работают сервоприводы. В каком-то смысле, он больше походил на робота, и он производил так много шума, что мы вынуждены были пересмотреть концепцию».

(Отрывок из интервью Бена Бертта, включенного в состав «Star Wars Trilogy: The Definitive Collection Laserdisc Box Set». С сайта FilmSound.org)


В классических трагедиях часто используется финальная сцена, когда с глаз героя спадает пелена.

Да, а еще в настоящих греческих трагедиях дети обычно представляют проблему. Они убивают своих родителей, но это, в большей степени, аллегория: таким способом передается желание молодого поколения исправить грехи поколения предыдущего.

Что вы скажете об эволюции образа Вейдера? Первоначально он по внешнему облику больше приближался к бедуину…

Нет, это в большей степени относится к тускен-райдерам. Дарт Вейдер, по существу, всегда был Дартом Вейдером. Когда он впервые был упомянут в сценарии, то он описывался, как человек в шлеме с дыхательной маской — он не мог дышать после той самой схватки с Оби-Ваном. И я показал это описание дизайнеру Ральфу Маккуарри. Он сделал несколько различных рисунков, но все они имели в своем составе одно: человек в плаще, с портативным аппаратом искусственного дыхания, маской, самурайским шлемом и нагрудником, напичканным электроникой.

Как появился самурайский шлем?

Я познакомился с самурайскими фильмами в школе киноискусств. В результате я увлекся японской культурой; свой первый фильм, THX 1138, я собирался снимать в Японии. Потом реальность одержала верх.

Насколько тот костюм ограничивал актера в движениях?

На самом деле, в нем вообще невозможно было двигаться. Мы должны были продолжать работу над ним и сделать так, чтобы в нем можно было передвигаться. К тому времени, как мы добрались до первой схватки на световых мечах, мы осознали, что много сделать нам не удастся. Поэтому я согласился с тем, что это будет схватка между стариком и получеловеком-полумашиной. Но джедаи, как предполагалось, были весьма активными. Поэтому для следующей сцены мы разыскали по-настоящему отличного каскадера, одного из лучших фехтовальщиков в Англии. Марк Хэмилл тоже хорошо владеет мечом. К заключительному фильму Хайден (Кристенсен) и Оби-Ван — то есть, я имею в виду, Юэн,— подошли очень ответственно; они тренировались месяцами напролет. Их мечи сделаны из углеродного волокна: нам потребовалось немалое их количество, потому что Хайден и Юэн бились так самоотверженно, что клинки гнулись. Это напоминает уроки танцев; только здесь, если вы совершите ошибку, вы можете по-настоящему пораниться.

Вы когда-нибудь встречали кого-то, кто был подсоединен к аппарату искусственного дыхания? Дыхание Вейдера звучит столь ужасающе.

Нет. Идея состояла в том, что Вейдера едва не убили, и поэтому его дыхание гораздо более шумное, чем у кого-бы то ни было и напоминает дыхание чудовища. Я нанял Бена Бертта, чтобы он сделал звуковые спецэффекты, еще до того, как закончил писать сценарий. Перед тем, как отправиться снимать кино, я вручил ему огромный список необходимых задач: «R2 нужен свой голос, нам нужны лазеры, которые не походили бы ни на что из ранее встречавшегося, и я не хочу, чтобы двигатели звездолетов звучали так же, как двигатели ракеты или реактивного самолета. А этот парень дышит при помощи аппарата искусственного дыхания, так что разберитесь с этим». Когда я вернулся, у него была целая библиотека звуков. Он придумал этот аппарат искусственного дыхания, этот звук был комбинацией других звуков, и все это производило жуткое и очень волнующее впечатление, и я сказал, «Вот оно».

Rolling Stone Interview of George Lucas
The Cult of Darth Vader
George Lucas takes us behind the mask of the greatest villain in movie history
By GAVIN EDWARDS
URL оригинальной статьи: www.rollingstone.com/news/story/_/id/7314866

Метки: Джордж Лукас, Дарт Вейдер