Нераскрытая угроза

В чем состоят главные ошибки «Скрытой угрозы»?

1. Чрезмерная увлеченность компьютерными технологиями

Я ничего не имею против компьютерной анимации (я сам — профессиональный компьютерный аниматор). Но у меня создается ощущение, что «Скрытая угроза» впала в наркотическую зависимость от «фокусов» Industrial Light & Magic, вместо того, чтобы больше сосредоточиться на повествовании — особенно это относится к Джа Джа Бинксу. Чтобы проверить это, попробуйте представить любую сцену с его участием без него — на сюжете это нисколько не отразится. У большинства зрителей Джа Джа вызывал только лишь раздражение.

В предыдущей трилогии (Эпизоды IV-VI) комедийный элемент обеспечивали R2-D2 и C-3P0. Но они были не только комическими персонажами: Арту и Трипио составляли неотъемлемую часть сюжета, а на экране у них было много «неюмористических» моментов. Однако комический элемент в «Скрытой угрозе» представляет из себя, скорее, раздражающую интермедию,— второстепенное ответвление сюжета,— вставленную в последний момент для того, чтобы «приподнять настроение». Хотя следует отметить, что большая часть негативного отношения к Джа Джа вызвана отвратительным закадровым дубляжом Ахмеда Беста (Лукасу не следовало его приглашать!).

Будучи профессиональным компьютерным аниматором, я могу подтвердить, что «органические» компьютерно-генерируемые персонажи пока еще не выдерживают сравнения с более традиционными масками из латексной пены, механическими протезами и гримом. Компьютерные герои кажутся, на первый взгляд, очень правдоподобными благодаря наложению света, мэппингу, технике motion-capture и т. д., но их анимация остается до некоторой степени «компьютерно-генерированной», и эта неестественность обнаруживается очень быстро. Сравните классический «Терминатор» с перенасыщенным компьютерными эффектами «Терминатором II», и вы обнаружите, что, по иронии судьбы, сиквел выглядит более устаревшим.

2. Вундеркинд

Похоже, что больше всего претензий у меня к юному Анакину Скайуокеру. Вопреки распространенному мнению, я не считаю, что виной тому — плохая игра Джека Ллойда. Просто в сценарии показан такой юный Анакин, который слишком хорош, чтобы быть реальным.

Трудно представить, что Анакин мог:

1. Быть опытным механиком и ученым-изобретателем.
2. Быть виртуозным пилотом-сорвиголовой, сумевшим выиграть опасную гонку во имя жизни и свободы.
3. Обладать способностями к Силе, превосходящими способности Йоды.
4. …и, вдобавок ко всему, иметь благородное сердце.

И все это в столь нежном юном возрасте, когда ему было всего девять лет!

Следовало бы сместить акцент в сторону предстоящего падения Анакина, ставшего жертвой собственного гнева и высокомерия. В доказательство можно привести тот факт, что большинство тех зрителей, что не являются фанатами «Звездных войн», никогда не увязывали этого юного героя с Дартом Вейдером из предыдущих фильмов. В центральной сцене новеллизации Терри Брукса юный Анакин, вспыхнув от ярости, набрасывается с кулаками на родианского парнишку (Гридо.— Nexu), чем обнаруживает темные стороны своей души. Этот короткий, но важный фрагмент должен был войти в фильм, поскольку здесь содержится намек на то, что Анакин не в силах совладать со своим гневом (чему, в конечном итоге, придется научиться Люку), или на то, что его искушала Темная Сторона.

Это — серьезная ошибка, преподносить нам историю падения Анакина так, будто он был абсолютно невинной жертвой. А как же насчет присущей каждому из нас «темной стороны» души и свободного выбора (возможности выбирать самостоятельно, кем быть — добрым или злым)? Очевидно, Лукас хочет, чтобы мы любили Анакина так же, как мы любили наивного юного Люка, но это — ошибка!

3. Что случилось с Йодой?

Никто даже не пытался утверждать, что марионетка Йоды, используемая в «Скрытой угрозе» — точно та же самая, что снималась в фильме «Империя наносит ответный удар» (в противном случае, кукле пришлось бы перенести серьезную пластическую операцию, чтобы стать пригодной к употреблению после 16 лет хранения на полке).

Его глаза стали гораздо больше, взгляд сделался более уверенным, а радужные оболочки на сей раз оказались намного светлее, чем раньше. Его брови теперь более явно выражены, а нос вздернут и похож на свиной пятачок. Что забавно, морщинистые борозды на его черепе проступают более детально, чем в «Империи», хотя в «Угрозе» Йода моложе. Добавление более плотного волосяного покрова тоже было глупой идеей. (30 лет для Йоды примерно эквивалентны нашим 2,5 годам). Когда вы достигаете возраста в 900 лет, то нет никаких видимых различий между тем, что есть сейчас, и что было 30 лет назад.

Вдобавок ко всему, почему в этом эпизоде Йода выглядит столь эмоционально напряженным и раздраженным, в то время как в более ранних фильмах он спокоен и сдержан? Похоже, что в нем осталось очень мало от той внутренней гармонии, спокойствия, самообладания и даоистской мудрости, которые он излучал в Эпизодах V и VI. Он больше напоминает напыщенного болвана, обожающего слушать собственные проповеди,— но никак не духовного наставника рыцарей-джедаев.

4. Мидихлорианы

Нет слов. Я, например, нахожу, что трактовка мидихлориан — совершенно идиотская! Рассмотрение Силы как некоей биологической сущности полностью уничтожает всю концепцию Силы как философской дисциплины, почти что псевдорелигии, и низводит ее до уровня микроба или гена. Ранее Силу пытались объяснить как своего рода параллельную буддизму философию, систему верований, в которой «сознание первично, а материя — вторична», в которой дух главенствует над плотью. Согласно теории мидихлориан, отныне великими могут стать лишь те, в ком от рождения наличествовали определенные генетические признаки (Звучит аристократически высокомерно!). Подобный подход делает ненужной предпосылку, что «любой может чего-то добиться, если приложит достаточно усилий», и делает этот фантазийный элементгораздо менее правдоподобным для зрителей, в особенности — для юных мечтательных фантазеров.

5. Гонка и сцены сражения гунганов

Не поймите меня неправильно, обе эти сцены являются захватывающими дух и очень впечатляющими. У меня челюсть отваливалась неоднократно, когда я видел эти сцены, но… Но каждый эпизод отнимает ужасно много экранного времени, хотя не содержит в себе никаких важных моментов, повествующих о расцвете и падении Анакина Скайуокера или о падении Старой Республики; в то же время, сцены, повествующие об упрочении положения Сенатора Палпатина или о том, как Совет Джедаев отверг юного Анакина, гораздо более важны, но, к сожалению, им уделяют несравнимо меньше внимания. Гонку и битву гунганов, кажется, ввели в фильм намеренно: для того, чтобы отвлечь зрителя от серьезности сюжета, пустить пыль в глаза спецэффектами и угодить тем зрителям, которые не являются фанатами «Звездных войн» и не следили за развитием истории от одного фильма до другого.

6. Анакин, создающий C-3P0

Галактика Звездных Войн с течением времени все уменьшается в размерах; она стала уже слишком маленькой, чтобы выглядеть правдоподобной. Анакин, создающий Трипио — это уже явная натяжка. Идея относительно того, что Анакин смастерил C-3P0 и получил во владение R2D2, а потом эти же два дроида «случайно» сделались собственностью его сына, совершенно нелепа — не говоря уже о том, что она просто смешна!

Я считаю, что в трилогии-приквеле R2D2 и C-3P0 вообще не должно было быть. Вспомните, как много внимания в классических «Звездных войнах» (Эпизод IV) уделено представлению этого комического дуэта дроидов. Когда в будущем зрители будут смотреть фильм в обратном порядке, то есть, от первого эпизода до шестого, впечатление будет неоднозначным. Знакомство с Арту и Трипио в Эпизоде IV покажется странным и неуместным, поскольку в Эпизоде I их уже представили зрителю.

7. Совет Джедаев

За исключением мастера Йоды, весь остальной Совет Джедаев выглядит чересчур молодо и чересчур экзотично, на мой взгляд. Сравните блестящую работу сэра Алека Гиннесса, сыгравшего джедая-патриарха, мастера Оби-Вана Кеноби, и вы сразу увидите, сколь бледно смотрятся члены Совета на его фоне. Кроме Сэмюэля Л. Джексона, на этом почтенном собрании обнаруживается не слишком много гуманоидов. (Автор забыл Депу Биллабу и Ади Галлию, но, нужно признать, разглядеть их в фильме практически невозможно.— Nexu). В качестве представителей иных миров они выглядят несколько упрощенно. Больше всего эти джедаи напоминают забракованные образцы инопланетян из фантастических телесериалов вроде «Star Trek: Deep Space 9». Эта группа из представителей разных культур представляет из себя нечто вроде «политкорректного» президентского кабинета Билла Клинтона.

Тронный Зал Совета Джедаев также больше похож на футуристический корпоративный зал заседаний с аэродинамическими конструкциями в виде «парящих в воздухе кресел», расположенный внутри гигантского небоскреба, из окон которого открывается вид на Корускант с высоты птичьего полета. В Совете Джедаев должно было быть больше зрелых, почтенных, мудрых пожилых существ мужского пола с длинными белыми бородами и клобуками на головах; интерьер следовало сделать в стиле древних храмов, который ассоциировался бы со старинной, вызывающей благоговейный трепет джедайской религией. (Если вы помните, великий Мофф Таркин в Эпизоде IV именует джедаев древней религией).

8. Маркетинг

Я не утверждаю, что маркетинг «Скрытой угрозы» вышел провальным — напротив, он чрезвычайно хорошо достиг своей цели. Но это как раз и является проблемой. Проблемой большей части фильмов, чересчур увлеченных маркетингом.

Чем больше вы стараетесь угодить всем и каждому, тем вернее, что вы не угодите вообще никому — и «Скрытая угроза» тут не исключение. Я имею в виду: для кого этот фильм предназначался изначально — для фанатов, для обезличенной массы зрителей или для производителей игрушек? Если для поклонников саги, то почему, в таком случае, не было сделано больше акцента на Анакине, на его возвышении, вместо того, чтобы потратить впустую огромное количество времени, представляя нам новых персонажей, имеющих мало общего с центральной темой? Джордж Лукас сильно рискует, пренебрегая интересами преданных поклонников и заигрывая с теми, кто может обеспечить ему более высокие прибыли.

Where Episode I Went Wrong:
Ways in which The Phantom Menace went serioulsy wrong
(с незначительными сокращениями)

Метки: критика, дроиды, Анакин, Йода