Автор: Nexu. Дата публикации: . Категория: Пресса.
Имя Джорджа Лукаса связывают с самыми успешными из когда-либо выпущенных на экраны фильмов. Его сага о «Звездных Войнах» побила все кассовые рекорды и сделалась как самым плодовитым, так и самым прибыльным проектом в истории кинематографа. В своей книге «Skywalking» Дейл Поллок ведет летопись этого феномена и исследует явление по имени Джордж Лукас.
19 мая2005 года Дейл Поллок провел онлайновую конференцию с читателями газеты «Вашингтон Пост». На этой конференции обсуждались как жизнь и творческая карьера Лукаса, так и сама сага «Звездных войн». Поллок, декан факультета кинопроизводства в Школе Искусств Северной Каролины, начинал свою карьеру как редактор развлекательных передач для Santa Cruz Sentinel, после чего работал кинокритиком и кинообозревателемв Daily Variety, а уже позже сделался ведущим кинообозревателем Los Angeles Times.
Ричмонд, Вирджиния: В сопроводительном тексте к DVD Эпизода II, в том, что касалось вырезанных сцен, Лукас несколько раз заявил примерно следующее: «хотя нам и нравилась эта сцена,— герои и переживаемые ими чувства,—мы решили, что лучше будет перейти к следующему пункту повествования». Почему они решили, что персонажи и их эмоции имеют второстепенное значение? Откуда взялась эта уверенность? Лукасу намного больше удались персонажи в Эпизоде III, чем в Эпизоде II, но мне интересно знать, почему все же есть такая большая разница между ними и ЭпизодамиIV–VI, где ему удалось на скорую руку создать таких героев, которым мы могли сопереживать. Персонажи никогда не были его сильным местом, но все же отличие довольно существенное.
Дейл Поллок: Я полагаю, что Лукаса стали больше увлекать цифровые технологии и предоставляемые ими возможности, чем герои со своимипереживаниями — здесь Лукаса постоянно преследовали неудачи, начиная с «Американских граффити» и заканчивая Эпизодом III. К первым двум фильмам приквела глубина характеров и сложные чувства, характерные для классической трилогии, совершенно выветрились. Я покане видел «Месть ситхов», так что от комментариев пока воздержусь.
Дейл Поллок: Главный интерес, который Лукас и Lucasfilm питают к своему фан-сообществу, состоит в том, чтобы иметь под рукой преданную аудиторию для всего, что издается под торговой маркой Star Wars. Как известно,он вызывалв суд владельцев неавторизованных веб-сайтови любителей, снимающих фильмы-пародии, и он игнорировал претензии поклонников по поводу недостатков в ЭпизодахI и II. По сути,он все еще делает эти фильмы для себя и своих друзей.
Колумбус, Огайо: Собственное творческое видение Лукаса нельзя оспорить, а его команда по производству спецэффектов просто замечательная… но, наряду с этим, кажется, что к диалогами актерской игре он проявляет гораздо меньше интереса —и многие производители блокбастеров, похоже, следуют его примеру. Спецэффекты вытеснили из высокобюджетных фильмов глубоко проработанные характеры?
Дейл Поллок: Я думаю, это необязательно, что во всех боевиках присутствуют картонные персонажи и чудовищные диалоги. В частности,в таком фильме, как «Троя», была сделана попытка наряду со зрелищными событиями показать и развитие характера героя — даже если делалось это не всегда успешно. Спилберг продолжает снимать фильмы о реальных людях и реальных ситуациях, а режиссеры, подобные Роберту Родригезу с его «Городом грехов» доказывают, что даже персонажей комиксов можно наделить превосходными диалогами. _______________________
Вашингтон, Округ Колумбия: Почему Лукас больше не режиссировални одногоне-ЗВ фильма с тех самых пор, как вышел первый фильм саги?
Дейл Поллок: Поскольку на самом деле он ненавидит режиссуру, и режиссировал только фильмы своей трилогии-приквела — да и то потому, что там не требовалась слишком большая работа с актерами,а больше внимания было уделено эффектам. Лично для меня является большой загадкой, почему Лукас так никогда и не решился снять свои собственные фильмы, как он неоднократноклялся — хотя после успеха первых «Звездных войн» он мог позволить себе все, что душа пожелает. Он никогдане давал комментариев по этому поводу, но продолжает заявлять, что когда-нибудь выполнит свои намерения. Но яна этоне очень-то бы расчитывал. _______________________
Бруклин, Нью-Йорк: Несмотря на публичные заявления Лукаса о том, что остаток жизни он намерен посвятить созданию малобюджетных некоммерческих фильмов, как вам кажется: он на самом деле не станет использовать ни в одномиз этих фильмов компьютерные спецэффекты — ну, разве что в качестве фона или чего-то подобного? Как вы считаете?
Дейл Поллок: Как я уже говорил, на самом деле я не думаю, что он приметсяза создание этих небольших, личных или авторских, фильмов. Он не сделал этого вплоть до настоящего времени, и, конечно, не потому, что «Звездные войны» занимали всю его жизнь. Мне кажется, ему нравится существовать в пределах границ Ранчо Скайуокер или его нового комплекса в Пресидио;он сделает телевизионный сериал о «Звездных войнах» а-ля «Молодой Индиана Джонс», а личные фильмы так и останутсяна заднем плане. _______________________
Александрия, Вирджиния: Я слышал, что после «Звездных войн» Лукас хочет снимать фильмы в стиле«арт-хаус», что он всегда собирался сделать. Как вы считаете,у него все еще сохранились режиссерские и редакторские способности, чтобы сделать подобное?
Дейл Поллок: Я не думаю, что у него есть какие-то навыки в работес хорошимиактрами — это касается фильмов любого вида, больших или маленьких. Приглашать таких популярных актеров, как Сэмюэл Джексон, Натали Портман и Кристофер Ли, и уделять им так мало внимания — это равноценно преступлению. Я продолжаю думать, что он не любитрежиссуру —он любит манипулировать компьютерными технологиями, потому что они никогда не возражают и не имеют точку зрения, которая отличалась быот его собственной. _______________________
Северный Кантон, Огайо: Заглядывая в будущее, Лукас намекнул, что он заработал себе право на неудачуи хочет теперь побаловаться с проектами, напоминающими его THX. Есть лиу васкакие-либо идеи относительно того, какими могут стать его следующие проекты?
Дейл Поллок: Не думаю, что он пойдет дальше желания запустить на ТВ два своих сериала по «Звездным войнам». _______________________
Цитата: «Lucas's Arc»: Я отчетливо помню цитату Джорджа Лукаса из специального выпуска Сискела и Эберта под названием «Будущее фильмов в 90-ые». Передача вышла в январе1990 годаи представляла интервью с Лукасом, Спилбергом и Скорсезе. Лукас сказал: «Я —не большой фанат научной фантастики. Проблема научной фантастикой в том, что слишком многих режисеров больше заботит следующее: „Эй! Вы только посмотрите, что я могу сделать!“. Что онизабывают — так это то, что спецэффекты являются всего лишь инструментами, помогающими вам рассказать вашу историю».
Если посмотреть на Специальные Выпуски и трилогию-приквел, то в Лукасе произошла ошеломляющая перемена. Что случилось?Сам Лукас осознает эволюцию своих взглядов?
Дейл Поллок: В последние 10 лет самоанализ не был его добродетелью. Я не думаю, что в томкомментарии — который я никогда прежде до этогоне видел —он позволяет себе поиронизировать. Если вы посмотритена его подход ко всем трем эпизодам-приквелам, то это зрелище будет красноречиво свидетельствовать об одном: «Эй, посмотрите-ка, что я могу сделать со всеми своими технологиями!» _______________________
Арлингтон, Вирджиния: Когда вы работали над своей книгой, предоставился ли вам шанс взять интервью у Лукаса?
Дейл Поллок: Я записал более 70 часов интервью лично с Лукасом, я на протяжении двух недель жил на Ранчо Скайуокер и присутствовална съемках «Возвращения джедая». Кроме этого, я взял интервью примерно еще у 100 других человек, которые росли с ним, работали с ним или занимались с ним коммерцией. _______________________
Цитата: «Your Great Mystery»: …потому что он развелсяи потерял половину своего состояния. Лукас сказал, что ему пришлось снимать приквел ради денег.
Дейл Поллок: В действительности, я не думаю, что мотивом тут выступали деньги. Я такжене думаю, что это вообще когда-то было главным побуждением для того, что он делал, хотя он, без сомнения, практичный и серьезный бизнесмен. Его желание снять этот приквел связано с навязчивой идеей увидеть свои мечты на экранеи привести историю к такому виду, который он изначально предполагал. Возможно, он и корыстный — но не алчный. _______________________
Александрия, Вирджиния: Джа Джа Бинкс — один из самых ненавистных персонажей в истории кинематографа, и для многих он является свидетельством того, что «неправильно» в сегодняшнем Джордже Лукасе. Почему никто не отважился заявить: «Этот персонаж настолько раздражает, что просто слов нет!». Как вы думаете,можно ли считать усечение роли Джа Джа в следующем после «Скрытой угрозы» фильме свидетельством того, что Лукас все-такине совсем невосприимчив к критике извне?
Дейл Поллок: Я думаю, Лукас столь же невосприимчив к критике извне, как и всегда.Его не заботит ничье мнение, кроме мнения узкого круга близких ему друзей. На мой взгляд, Джа Джа должен был присутствовать только в одном фильме (по крайней мере, я помню, что этот персонаж упоминался лишь в одном story outline'е, любезно предоставленном мне Джорджем), потому что в другие он не вписывался.В «Звездных войнах» персонажи приходя и уходят.Вуки в ЭпизодеIII мы увидим лишь мимоходом. _______________________
Балтимор, Мэриленд: Дейл, действительно ли вам удалось взять интервью у некоторых актеров, работавших с Лукасом над «Звездными Войнами»? Что они думают о его режиссуре и взаимоотношениис актерами?
Дейл Поллок: Я брал интервью практически у каждогоиз них; все они были очень любезны и испытывалик Джорджу самые теплые чувства, что означает, что они были не совсем откровенны в том, что касается его недостатков в работес актерами.Они были несколько обескуражены теми весьма скупыми инструкциями, которые он далим — это даже стало предметом шуток среди актерского состава. Я понимаю — никто не хочет оскорблять гуся, несущего золотые яйца. _______________________
Колледж Парк, Мэриленд: Лукас производит впечатление человека весьма непостоянного —об этом можно судить на основании его недавней ревизии классической трилогии. Почему он так упорно настаивал на изменении того, что и без того нравилось зрителям? Я знаю, что из-за технических ограничений того времени фильмы вышел в светне такими, какими он хотелих видеть,но разве он на самом деле не понимает, что поклонникам нравятся оригинальные фильмы в их оригинальном состоянии?
Дейл Поллок: Его не волнует, что представляет ценность для поклонников, он думает только о своем собственном видении и расстраивается по поводу того, что в 1970-х и 1980-х годах не было таких технологий, благодаря которым это видение могло бы воплотиться. Он — весьма самодостаточная личность, он считает всю сагу «Звездных войн» своим личным творением, поэтому она должна соответствовать его высоким стандартам. Он оставляетза собой право вернуться назад и по велению своей прихоти изменить любой элемент любого из шести фильмов. Величайший кинорежиссер с индивидуальным творческим почерком. _______________________
Колледж Парк, Мэриленд: Мне кажется, что одна из причин, почему последний фильм был не слишком хорошо принят зрителями —это то, что Джордж Лукас отошел от идей Джозефа Кэмпбелла. В классической трилогии «Звездных Войн» присутствовали все архетипы, пересичленные в книгах Кэмпбелла. Что вы думаете по этому поводу?
Дейл Поллок: Это подходило для героя Люка в классических «Звездных войнах», но менее пригодно для проработки характера Анакина; тут идеи Кэмпбелла не слишком подходят, потому что Кэмпбелл занимается исследованием пути героя, а не того, как этот герой становится злодеем. Я думаю, Лукас удачно воспользовался идеями Кэмпбелла для объяснения характера Силы и для описания «поездки героя», которую Люк совершает в Эпизоде IV, но к остальной части саги это менее применимо. _______________________
Нью-Йорк: Если Лукас столь мало заинтересован в режиссуре, как вы несколько раз упоминали, то почему он не нанялкого-нибудь сделать за него эту работу в приквеле?Так происходило при работе над Эпизодами V и VI, так почему быне сделать то же самое и для приквела?
Дейл Поллок: Потому что он был ужасно недоволен тем, во что превратили его товрческую концепцию Ирвин Кершнер и Ричард Маркуанд в «Империя наносит ответный удар» и «Возвращении джедая», соответственно. Он чувствовал, что не может поручить работу над приквелом ни одному режиссеру со стороны,и чтоон должен принести «жертву», самостоятельно занимаясь режиссурой своих проектов — чтобы подтвердить чистоту своих намерений. _______________________
Дейл Поллок: Я — большой поклонник его воображения, его достижений и того влияния, которое он оказываетна кинопроизводство, технологию кинопроцесса, озвучки, монтажа и создания спецэффектов. И в меньшей степени я — поклонник его как человека, отчасти из-за его стремления всем управлять. _______________________
Джон Кэбин, Мэриленд: Съемки «Скрытой угрозы» и истории, рассказывающие о закулисной возне во время съемок, должны были заставить задуматься о том, что, прежде чем фильм вышел на экраны, имелись кое-какие серьезные организационные недоработки. Люди, за спиной Джека Ллойда обзывающие его «Манекен Скайуокер» (английское слово mannekin созвучно имени Анакин — Riila), Лайам Нисон, угрожающий покинуть съемочную площадку — вот лишь некоторые из множества бытовых инцидентов, готовых вылиться в тотальный конфликт. Можно ли объяснить провал «Звездных войн» плохим руководством со стороны Лукаса?
Дейл Поллок: Я думаю, от особенный метод, которым эти фильмы сделаны, способен вызвать напряжение у любого актера, особенно у актера классической школы — вроде Лайама Нисона (или Алека Гиннесса, единственного актера из состава «Звездных войн», который отказался дать интервью для моей книги, потому что, как выяснилось, он не мог сказать о Лукасе, как о режиссере, ничего хорошего). Играть перед синим или зеленым экраном, взаимодействовать с объектами, которых там нет, говорить с персонажами, которых пока не существует — все это представляет трудность для любого актра, особенно когда режиссер оказывает не слишком большую помощь. _______________________
Олни, Мэриленд: Вы полагаете, что Лукас всегда был «самодостаточной» личностью, как вы его описываете? Или это успех классической трилогии вскружил ему голову, превратив в пресыщенного человека?
Дейл Поллок: Нет, я думаю, что он всегда был центром своей собственной вселенной. Это можно рассматривать как способ самовыживания, но я полагаю, что это также способствовало крушению его брака. Это только мое мнение, но я представляю себе все именно так.
Вашингтон, Округ Колумбия: Говоря о недостаткеу Лукаса режиссерского таланта,— по сравнению со многими другими областями, в которыхон является достаточно способным,— мне интересно было бы знать, что настоящие режиссеры думают о работес ним.Всем нам известно, что Лукас и Спилберг (по крайней мере, на публике) — очень хорошие друзья. А что насчет других — тех, кто работал над фильмами, в которых Лукас играл значительную роль как вдохновитель идей и производитель?Кершнер — самый очевидный пример, но не единственный.
Дейл Поллок: И Кершнер, и Маркуанд — оба они обижались на то, что Лукас вмешивается в их методы работы, а Лукас обижался на то, что они возмущаются. Кершнер до сих пор считает, что на «Империи» он режиссировал лучший фильм «Звездных войн» —и лично я с ним согласен. Я также думаю, что очень немногие из профессиональных режиссеров хотели бы заняться режиссурой Эпизодов I–III, учитывая репутацию Лукаса как человеска, стремящегося к полному творческому контролю над своим детищем. _______________________
Нью-Йорк: Как и когда Лукас решил, что Кершнер загубил «Империю»? Я спрашиваю, потому, что: 1) многие (в том числе и я) полагают, что это — лучший фильм; 2) после этого, тем не менее,он снова нанял другого человека, чтобы срежиссировать «Джедая».
Дейл Поллок: Кершнер сказал, что, после опыта с «Империей», он никогда больше не будет работать с Лукасом — и я думаю, что Лукас чувствовал то же самое. Он чувствовал, что Кершнер привнес в «Империю» слишком много эмоционального, сделал слишком большой акцент на борьбе Вейдера и недостаточный —на Люке.Это просто был не тот фильм, который он хотел сделать (думаю, многие из нас довольны, что он егоне делал). _______________________
Денвер, Колорадо: Как вы полагаете, какие приквельные истории Лукас держал в голове, когда создавал классическую трилогию «Звездных войн»? Было ли это просто какой-то общей концепцией, или вы считаете, что в головеу него было что-токонкретное — например, роли Квай-Гона, Дарта Мола и т. д.?
Дейл Поллок: У него были весьма подробные конспекты, в каждом было по 5–8 страниц.Я читалих все — общим количеством в 12 фильмов: по крайней мере, столько было запланировано. Самые детальные резюме были разработаны для Эпизодов I–VI.Он говорит, что больше не собирается снимать полнометражные фильмы о «Звездных войнах», но я продолжаю думать, что он изменит свое мнение, потому что мне известно, что он работал над историями, которые должны были последовать за тремя классическими фильмами. _______________________
Вашингтон, Округ Колумбия: Мне кажется, что заявление Лукаса о том, будто он написал Эпизоды I–III ещедо того, как сочинил сценарии к старымфильмам — вранье и вздор,и что до 1999 годау него были лишь очень грубые наброски тех историй. Что вы думаете?
Дейл Поллок: Я никогда не видел настоящие сценарии Эпизодов I–III, однако имелись очень детализированные конспекты, с именами некотрых персонажей — хотя и не всех.Я думаю, что он началс серединыиз-за нудной завязки действия, свидетелями чего мы все стали в ЭпизодахI и II. Если быон началс этого, сейчас нам нечего было бы обсуждать. _______________________
Поклонник Дэвида Финкера: Лукас явно не в числе ваших (да и моих тоже) фаворитов, но ктоиз сегодняшних режиссеров вам нравится, кем вы восхищаетесь? Кто, на ваш взгляд, смог бы сделать приквелы гораздо интереснее?
Дейл Поллок: Я думаю, такой режиссер, как Пол Хаггис, который написал сценарий к фильму «Малышка на миллион долларов» и недавно закончил режиссировать «Crash», смог бы проделать отличную работу над одним из эпизодов.То же самое можно сказать и о Роберте Родригесе, Дэвиде Финкере и дажео Ридли Скотте (лучше уж это, чем скучные Крестовые походы!). За боротом осталось множество молодых режиссеров, которыми он мог руководить как продюсер, но он не хочет отдавать никому даже столь малую часть контроля над управлением. _______________________
Арлингтон, Вирджиния: Умоляю, скажите —вы можете вкратце описать сюжет тех трех неснятых синопсисов, которые вам довелось прочесть?
Дейл Поллок: Чтобы прочесть их, мне пришлось подписать соглашение о соблюдении конфиденциальности, так что, боюсь, сделать этого я не могу. _______________________
Александрия, Вирджиния: Новость о том, что будет сниматься телевизионный сериал по «Звездным войнам», всплыла совершенно неожиданно. Это кажется немного странным, насколько я знаю Лукаса. В условиях телевидения спецэффекты, которые он используетв фильмах, станут непомерно дороги, к тому же, остается возможность того, что зрители — как в случае с «Молодым Индианой Джонсом» — примут фильм довольно прохладно. Почему решено делать телешоу взамен трех других фильмов?
Дейл Поллок: Фильмы слишком дорогостоящи, окупаются слишком долго и слишком дорого обходятся его компании. Телевидение дает быстрый результат, оно дешево и предоставляетв его распоряжение библиотеку фрагментов, которые он может использовать. Это также позволит ему раз за разом испытывать различные технологические новшества и решать, что годится, а что — нет. Плюс ко всему, особого таланта от негоне потребуется. _______________________
washingtonpost.com: Какой была реакция Лукаса на "Skywalking? "
Дейл Поллок: Он возненавидел эту книгу, потому что она — правдива, потому что там нет никаких передергиваний, и потому что в ней проводится подробное исследование (то есть, книга не основывается исключительно на лукасовском взгляде на жизньи вселенную).Я думаю, ему неприятно было читать собственными глазами то, что он говорито людях. Ирония в том, что во время написания этой книги я переживал, что чересчур льщу ему, и люди будут обвинять меня в том, что я целую ему задницу. Я был поражен горячностью его реакции, потому что для меня, даже 21 год спустя, книга представляет весьма гармоничный его портрет. _______________________
Вашингтон, Округ Колумбия: Осуществляет лион подобный контроль и над книгами? Некоторые из авторов, кажется, шагают совершенно не в ногуи сосредотачиваются только на своих временных рамках — но не на всей вселенной «Звездных войн».
Дейл Поллок: Он не контролирует содержимое книг, но только лишь потому, что они не представляют ЕГО точку зрения. Что касается авторов, то он предоставляет им больше свободы — хоть и в ограниченных рамках. Тем не менее, ни по одной из этих книг никогда не будет снят фильм. Это та область, где заканчивается территория авторов и начинается территория, предназначенная исключительно для Лукаса. _______________________
Вашингтон, Округ Колумбия: Если честно, то я не читал «Skywalking». Вы написали книгу потому, что вы — большой поклонник, или по какой-то другой причине?
Дейл Поллок: Я написал это, потому что Crown Publishers попросило меня написать неавторизованную биографию и, к моей большой удаче, Лукас согласился. Больше он никогдане сделает подобной ошибки. _______________________
Deathstar, Северная Каролина: Итак, этот телевизионный проект. Вам об этомчто-нибудь известно? Это похоже на «Star Trek»-манию в обратном порядке: сначала кинофильм, потом телесериал. Возможно ли, что это обесценит впечатление, полученное нами от фильмов?
Дейл Поллок: Я знаю только то, что я недавно читал о телевизионном проекте, но сама новость не является сюрпризом для меня. Точно так же было, когда он говорил, что никогда не станет снимать других фильмов об ИндианеДжонсе — результатом стал «Молодой Индиана Джонс». Я продолжаю думать, что он изменит свое решение и снимет еще 3 фильма, начинающиеся с Эпизода 7. _______________________
Гринсборо, Северная Каролина: Лукас когда-либо воздавал должное Джозефу Кэмпбеллу за то влияние, которое он оказал на «Звездные Войны»?
Дейл Поллок: Да, в моей книге и во многочисленных интервью. Он также принимал участие в специальной радиопередаче Билла Мойерса, посвященной Кэмпбелу. Он никогдане забывал благодарить Кэмпбелла. _______________________
Эшбурн, Вирджиния: В книжных магазинах, в отделах научной фантастики, всегда можно найти множество романов о «Звездных войнах». Кто сочиняет эти истории и имеет ли Джордж Лукас к этомукакое-то отношение?
Дейл Поллок: В моем представлении, отдельные авторы предлагают свои идеи Лукасу, который дает им и финальной рукописи, подготовленной к печати, свое одобрение. Обычно он поступал именно так, хотя, возможно, сейчас что-то изменилось. Но все права на эти романы принадлежат Lucasfilm. Авторам платят фиксированный гонорар; насколько мне известно, они не получают лицензионных отчислений с продаж. _______________________
Силвер Спринг, Мэриленд: Как бывший глава AFI, считаете ли вы, что Лукас должен войти в историю кинематографа? Можете ливы поставить его на одну доску с режиссерами его поколения — то есть, со Спилбергом, Карпентером, Иствудом? Возможно, он, в своем роде, гений? Или же он, желая обеспечить работой ILM, больше интересуется технологиями, чем реальным кинопроизводством своих собственных проектов?
Дейл Поллок: Я считаю, что Лукас — величайшая фигура в истории кинематографа, благодаря тому вкладу, что он внесв усовершенствование процесса редактирования, создания спецэффектов и цифровых технологий, благодаря тому, что он создал новый тип фильма — блокбастер, и благодаря его способности приводить в возбуждение зрителей по всему земному шару. До него никто этого не делал, никто не делал этого более успешно, чем он, и ни один кинопроизводитель никогда не обладал правами на свое собственное творение, когда оно завоевывало такой успех на рынке.Я сомневаюсь, что кто-нибудь сможет приблизиться к немув любойиз этих областей, поэтому я ставлю его на один пьедестал со Спилбергоми Копполой — людьми, оказавшими наиболее сильное влияние на кинопроизводство последней четверти 20-ого столетия.