Ложь и пророчества

Статья 2000 года с сайта space.com. Статья несколько невнятная, но какие-то интересные моменты в ней определенно можно отыскать.

Во вселенной «Звездных войн» Джорджа Лукаса главнейшая часть джедайского могущества заключена в предвидении — как применительно к обычной жизни, так и к политике. Как говорил Квай-Гон, способность видеть будущее есть главный источник сверхъестественных джедайских рефлексов и, соответственно, основа для их боевого стиля.

Ситы также демонстрируют великолепные рефлексы и впечатляющие боевые навыки. Когда Квай-Гон описывает Дарта Мола как индивидуума, «хорошо обученного джедайским искусствам», можно предположить, что тот использует способность концентрироваться на предвидении будущего столь же успешно, как и свою способность проделывать акробатические джедайские трюки в стиле Джеки Чана.

По определению сценария, предвидение (или пророчество) — это движущая сила, которая приводит в действие всю историю. Речь идет о пророчестве насчет Избранного — того самого, что вовлечет Анакина в конфликт между ситами и джедаями, в конфликт, который составляет основное содержание всей саги «Звездных войн».

Все дело в методе

Однако в точности неясно, как именно джедаи получают сведения о будущем.

Хотя в саге нам не показывают ни одного примера того, как они совершают ритуальный обряд, ожидая предзнаменования, или как они курят фимиам, можно увидеть, что они прилагают осознанные усилия для получения информации о будущем.

Йода закрывает глаза, мало чем отличаясь в этом от Люка, обучающегося на «Соколе» управляться со световым мечом — имеется в виду, что, по крайней мере, иногда и, по крайней мере, для Йоды, обращение к будущему является актом воли, преднамеренным действием, предпринимаемым ради того, чтобы открыться силе предвидения.

С другой стороны, джедаев порой посещают спонтанные, «незаказанные» видения будущего. Квай-Гону вдруг неожиданно является откровение о том, что Оби-Ван «станет великим рыцарем-джедаем».

Эти прозрения, хотя и явно пророческого толка, кажется, более связаны с предчувствиями обычных персонажей-неджедаев, чем с уникальными джедайскими качествами.

Опрометчивые действия и сюрпризы

Идет ли речь о догадках Хана или о пророческой «горячей линии связи с Силой», везде предсказания, кажется, напрямую связаны с изучением характера объекта.

В представлении древних греков, судьба человека напрямую зависит от его характера. В самой первой сцене «Скрытой угрозы» Квай-Гон предсказывает результат переговоров с Торговой Федерацией на основании анализа характера ее лидеров. («Эти представители Федерации трусливы»).

В этом же самом фильме Дарт Сидиус удивлен атакой гунганов — не потому, что он не смог предвидеть этого, а потому, что подобные действия не свойственны для характера юной королевы Амидалы («Для нее это было опрометчивым шагом»).

За рамками изучения характеров по-настоящему детальное предвидение будущего в фильмах встречается очень редко — хотя и нельзя сказать, что оно полностью отсутствует. Видения Беспина, посетившие Люка, возможно, составляют самую важную часть этого, поскольку приводят к разрыву между Люком и его наставником.

Марионетка, лишенная логики

Есть два персонажа, которые особенно стремятся к роли пророка и активно пытаются убеждать остальных в своих прорицательских талантах. Речь идет, конечно же, об Йоде и Императоре.

За Йодой — подавляющее количество пророческих заявлений, сделанных во всех четырех фильмах (статья написана в 2000 году — Nexu).

Говоря об Анакине, он отмечает — в свойственном ему стиле игнорирования правил синтаксиса — «неясно мальчика этого будущее».

Поколение спустя он дразнит Люка пророческими обещаниями о могуществе джедаев, давая ему соблазнительный посыл — «Сила откроет тебе многое».

Молодой Оби-Ван научился уважать прорицательские таланты Йоды и предупреждал Квай-Гона о том, что «мастер Йода говорил, что [он] должен побеспокоиться о своем будущем».

Прочие члены Совета Джедаев не говорят о будущем, как о чем-то таком, что обладает непреложной силой,— так, как делает Йода. Беседуя с Анакином, они, главным образом, выражают обеспокоенность эмоциональным состоянием мальчика, предполагая, что в его характере сокрыт ключ к его — и их — судьбе.

И в каждом случае Йода получает совершенно неправильные сведения о будущем — особенно в том, что касается Люка и Дарта.

Джедай-мастер/Джедай-раб

Интересно будет отметить, что предсказания Йоды почти всегда сопровождаются комментариями по поводу того, насколько трудно на практике предугадывать будущее — «всегда в движении оно».

Конечно, может быть, и так, однако подобные реплики позволяют ему избегать ответственности всякий раз, когда его предсказания оказываются ложными (а так случается почти всегда) — и, одновременно, служат напоминанием для любого, с кем он разговаривает, кто тут настоящий джедай-мастер.

Тотчас после того, как Люку является видение Беспина, Йода намеренно пытается помешать Люку следовать собственным путем к противостоянию с Императором.

Особенно шокирует его требование, чтобы Люк позволил своим друзьям умереть — ради того, чтобы он вместо этого смог нанести поражение Императору и Вейдеру. Здесь встает зловещий вопрос о том, каким образом мастер смог пережить резню джедаев (вероятно, за счет остальной части Совета Джедаев); за этим также видится попытка устранить конкурирующее влияние на Люка со стороны семьи и друзей, которые не позволяют Йоде заполучить полный контроль над Люком.

К тому же, это совершенно нелогично с точки зрения сохранения истощающихся ресурсов — то есть, потенциальных рыцарей-джедаев. Один из тех самых друзей Люка, которых Йода обрекает на смерть — Лейя, «другой Скайуокер», последняя надежда Ордена Джедаев, если с Люком выйдет неудача.

Неудача — понятие растяжимое

Йоду, джедайского пророка, уравновешивает великий ситский прорицатель, Император Палпатин. В фильме «Империя наносит ответный удар» и, особенно, в «Возвращении джедая», Палпатину удается предвидеть (либо благодаря традиционным методам шпионажа, либо благодаря пророческим свойствам) практически каждый шаг, совершаемый Повстанцами — особенно, их «внезапное нападение» на новую Звезду Смерти близ Эндора.

Помимо этого, Император манипулирует Дартом Вейдером, подкрепляя свои предсказания демонстрацией способностей в угадывании будущего. Дарт явно опасается этих его способностей и даже утверждает, что «Император предвидел» его попытку избавиться от своего наставника при содействии Люка.

Тем не менее, успешно занимаясь этим на протяжении полутора фильмов, в финальном противостоянии Палпатин терпит полное фиаско.

Он не одинок — и Йода, и лишившийся плоти Оби-Ван одинаково удивлены результатом: они ошибочно предполагали, что вернуть Вейдера уже невозможно.

Подобный просчет можно объяснить, используя трактовку Фрэнка Герберта о том, что одни пророки невидимы для других пророков. Тем не менее, как я указывал в другой статье, остальные джедаи (имеются в виду Люк и Дарт — Nexu) демонстративно самоустранились от битвы за Эндор и от любого прямого влияния на сражение, уединившись на новой Звезде Смерти.

Есть и более простое объяснение всем этим ложным пророчествам. Возможно, ни Йода, ни Император не могут предсказывать будущее с достаточной степенью вероятности — или, по крайней мере, делают это не лучше, чем любой джедай-непрорицатель (или даже неджедай).

Что удивительно, джедай, наиболее точно из всех предвидевший дальнейшую судьбу Анакина — а, значит, и всего Ордена Джедаев,— это Квай-Гон, который призывает не думать о том, что должно произойти, а сосредоточиться на текущем моменте. Наставление в духе дзен-буддизма — и, в итоге, оказавшееся правильным. Как и было предсказано (или смоделировано при помощи механизмов, приводящих пророчество в действие), Анакин в конце концов восстанавливает равновесие в Силе.

Квай-Гон даже позволяет собственному ученику, Оби-Вану, подтрунивать над своими неудачными предсказаниями. «В одном вы оказались правы, учитель — переговоры были недолгими».

Lies and Prophecy in the Star Wars Saga
By Douglas Boyce
Special to SPACE.com
03 June 2000

Метки: Эпизод I, джедай, Йода