Из чего соткана вселенная?

john mollo solo design

В журнале «Star Wars Insider» № 98 опубликовано интервью с Джоном Молло — художником по костюмам, работавшим над классической трилогией «Звездных войн». Предлагаю это интервью вашему вниманию.

Художник по костюмам Джон Молло (John Mollo) получил первого из сових двух «Оскаров» за работу над «Новой надеждой» — Эпизодом IV «Звездных войн». Родившийся в Лондоне в 1931 году, Молло пошел по стопам своего брата Эндрю (также бывшего художником по костюмам), и решил посвятить себя кинематографу. Его увлеченность и знание военного обмундирования пригодились ему при работе над такими фильмами, как «Charge of the Light Brigade» Тони Ричардсона (1968). В 60–70 годы прошлого столетия Молло написал большое количество книг, посвященных военной униформе, и сам сделал к ним иллюстрации, что принесло ему известность. Он работал историко-военным консультантом на фильме «Николай и Александра» (1971), а также у Стэнли Кубрика на его «Barry Lyndon» в 1975-м.

Fabric of the UniverseКак художник по костюмам, он впервые был упомянут в титрах классических «Звездных войн». Ему предстояло решить массу сложных проблем, которые состояли не только в создании функциональных костюмов для героев-повстанцев, но и в разработке одеяний для имперских злодеев, которые должны были вызывать трепет одним своим видом. Добавьте к этому кучу всевозможного оружия и прочих аксессуаров. Позднее уникальные дарования Молло сослужили службу Ридли Скотту во время его работы над «Чужим», а также пригодились при создании таких проектов, как «Империя наносит ответный удар», космического вестерна «Outland» и фильма Ричарда Аттенборо «Ганди». За последний Молло получил своего второго «Оскара». Молло продолжал работать и в 1980-е, и в 1990-е годы; последним его проектом стал научно-фантастический триллер «Event Horizon» (1997).

Insider: Прошло уже более 30 лет со дня вашего первого приобщения к «Звездным войнам». Думали ли вы когда-нибудь о том, что этот фильм станет столь значимым явлением?

Джон Молло: Конечно же нет. Мы все считали это чем-то вроде шутки. Поначалу у нас у всех были некоторые сомнения на его счет, которые становились все сильнее по мере продвижения работы. Успех фильма стал для нас неожиданностью. Думаю, все просто были в шоке!

Insider: Разработка костюмов для столь необычного «космического» фильма, должно быть, сопряжена с некоторыми особенными трудностями?

ДМ: Это был первый фильм, над которым я работал в качестве художника по костюмам. Я до этого был занят в довольно большом количестве крупных проектов (как технический или как историко-военный консультант), но на этот раз мне впервые довелось побыть в роли настоящего художника по костюмам.

Первое, что я сделал — это отправился вместе с технологом Джоном Барри в лондонский Вест-Энд, чтобы подыскать там кое-какие книги по научно-фантастическому арту. Мы нашли немало иллюстраций американских художников — в том числе картины и наброски Ральфа Маккуарри. Однако мы провели там еще несколько дней, бродя вдоль книжных стеллажей, пытаясь найти на эту тему всё, что только можно, включая работы художников прошлого.

Insider: И что же дальше?

Fabric of the UniverseДМ: Джон (Барри) велел мне отправиться к портным, Берману и Натану. Я брал с собою кого-нибудь одного и одевал его во все возможные наряды, которые имелись у них на складе. Чаще всего это был Дарт Вейдер, потому что нам приходилось посещать отдел мужской одежды, подбирая для него мотоциклетный костюм, отдел одеяний религиозного назначения — чтобы выбрать для него монашеский плащ, отдел средневековья — чтобы подобрать ему забрало, и отдел военного обмундирования — чтобы взять там немецкий шлем эпохи Второй Мировой и противогаз.  Конечно, все эти вещи были подвергнуты доработке, но они нам потребовались для того, чтобы окончательно сформировать стиль его одежды. Надеюсь, у меня остались поляроидные снимки той поры! Когда Джордж увидел их, то сказал: «Вы движетесь в правильном направлении».

Insider: Фирменный образ Хана Соло выполнен на основе рисунков Ральфа Маккуарри?

ДМ: В какой-то степени, да. Джорджу хотелось, чтобы хорошие парни в кино выглядели несколько… разболтанными. Ему хотелось, чтобы они носили пыльные плащи — которые, по-моему, впервые появились в вестернах. Он не хотел, чтобы они выглядели «космическими героями». Помнится, он сказал: хорошо бы, чтобы вообще никто внимания не обращал на эти костюмы. На мой взгляд, это идеальная директива!

Что до Хана Соло, то мы решили, что у него будет двубортная куртка, как у генерала Кастера,— в духе американской кавалерии. Но вместо того, чтобы сделать такие же, как у них, коричневые штаны с желтыми лампасами, мы сшили ему синие брюки с красными полосками.

Insider: Такого сорта минимальная адаптация была обычным делом?

ДМ: Нам доставлял истинное удовольствие процесс создания вещей из разного хлама. В отделе реквизита был один парень, у которого был просто талант превращать разный утиль в что-то оригинальное. От него я впервые услышал словечко «greeblies», которое сейчас стало общеупотребительным.

Эти шедевры выходили из чего угодно — например, из наборов для склеивания пластиковых моделек. Нагрудные коробки для пилотов-повстанцев мы сделали из прикленных друг к другу двух пластиковых коробочек из-под семечек. Трубка, которая оттуда выходит, была сделана из сливной трубки для ванной. Я приобрел 50 таких трубок у водопроводчика в Борхэмвуде (городок неподалеку от Elstree Studios, где в 1976 году снимали «Звездные войны»).  Маленькая эмблема для фуражек имперских офицеров была куплена в другом магазинчике Борхэмвуда. Это было что-то вроде ролика, взятого из сердцевины патефона — только начинка была вынута. Мы заказали для себя 500 экземпляров этой детали. (Имеется в виду бляшка на фуражках имперских офицеров, а не имперский логотип, который, кстати, тоже придумал Джон Молло. Он разработал его, подбирая в произвольном порядке фигуры, используемые в фортификационных планах XVIII столетия. Эмблема для повстанцев тоже придумана им — но уже «чисто из головы», без использования сторонних материалов. Об этом написано в разделе Q&A этого же номера Star Wars Insider.— Nexu).

Insider: А что насчет имперских знаков отличия?

Fabric of the UniverseДМ: Это всего-навсего кнопки из магазина электротоваров на Финчли Роад! Они изначально были синими и красными. Повстанцы получили круглые, а Имперцы — прямоугольные. Думаю, интернет полон споров на тему того, что представляют из себя эти знаки отличия. Честно сказать, я уже и не помню, потому что вряд ли у меня в голове была какая-то система, когда я создавал их. Думаю, чем старше был офицер, тем больше плашек у него было!

Insider: А что вы можете сказать о принцессе Лейе?

ДМ: Поначалу ее одеяние было очень простым. Этот образ основывался на информации, которую мы получили из Штатов. Серебряное колье я отыскал в ювелирной лавке на Фулхэм Роад.


(Примечание редактора: колье было выполнено финской фирмой Lapponia Jewelry, а модель разработал Бьорн Векстрём. Это колье, являющееся часть его коллекции «космическое серебро», называлось «The Planetary Valleys». Оно и сейчас еще производится).

Insider: В конце оригинального фильма все главные персонажи одеты в довольно похожие костюмы. Например, Люк отчасти смахивает на Хана…

ДМ: Верно. Кажется, Люк одет в желтую лыжную куртку — обычную магазинную «альпийскую» куртку или что-то в этом роде. В кадре оказалось довольно много людей, одетых похожим образом; мы разговаривали об этом с Джорджем. Это наводит на мысль, что он (Люк) перестал быть парнишкой-фермером и приобрел больше черт Хана Соло.

Insider: А как придумывались костюмы для пилотов?

ДМ: Это были костюмы гонщиков, которые мы купили на развале. Повстанцы получили оранжевые, а пилоты СИД-истребителей — такие же, но черные. Шлемы для них были переделаны из шлемов штурмтруперов.

Insider: Над какими костюмами было сложнее всего работать?

ДМ: Те, которые я разрабатывал самостоятельно, руководствуясь незначительными указаниями из Штатов, были самыми несложными: костюмы имперских офицеров,  пилотов-повстанцев и, в какой-то степени, костюмы для пилотов «крестокрылов».  Все остальное — одежду для гражданских лиц, тети Беру и массовки — мы делали на основе обычной одежды, которую брали у Бермана.

Чубакка, наверное, стал самой сложной задачей. Он был облачен в цельный вязаный костюм из розовой ангоры, к которому мастер по изготовлению париков пришил шерсть. По сути, это был один сплошной парик. Кажется, мы сделали пару таких. Это было по-настоящему здорово!

Insider: Принимали ли вы участие в создании других существ или костюмов для инопланетных обитателей?

ДМ: Мы одевали всех посетителей кантины. Стюарт Фриборн (главный художник-гример) выполнил головы этих существ, а мы сделали для них костюмы. По большей части, все они были из магазина готовой одежды; правда, мы сделали одеяние из лайкры для «марсианских девушек» (сестры Тонника). Это был плод совместных усилий.

Insider: То же самое касается и штурмтруперов?

ДМ: Да. Сами штурмтруперы, конечно, были придуманы Маккуарри, но у них был свой гардероб. Их передали в наше распоряжение, чтобы мы «собрали их в одно целое» и облачили в них статистов. Это была та еще работка. Костюмерная напоминала заводской цех по сборке автомобилей: детали поступали одна за другой, а люди соединяли их вместе.

Сейчас кое-какие из тех вещиц перекочевали в наши дни и используются в костюмах полицейского спецназа. Вы смотрите телевизор, и создается впечатление, будто эти люди вышли прямиком из «Звездных войн». Да, все эти вещи пришли к нам из научно-фантастических фильмов; но тогда, много лет назад, ни один помощник костюмера не считал, что занимается чем-то серьезным!

«Fabric of the Universe»
Star Wars Insider #98

Метки: костюмы, Эпизод IV