25 мая 1977 года Америка сошла с ума, посмотрев первую часть «Звездных войн». И вот уже почти 30 лет сага Джорджа Лукаса продолжает оставаться для милионов почитателей лучшим фильмом всех времен и народов.А ведь тогда на экраны кинотеатров вышла никому не нужная, по мнению критиков, сказка.
Продюсеры, которым Лукас показывал сценарий, говорили одно и то же: фильм не сделает кассы, зрителям нужен реализм и характерные герои, а у тебя все просто — публике это не понравится.Но бесперспективная фантастическая история в одночасье превратилась в блокбастер, резко изменив весь кинематограф семидесятых.
В течение двух месяцев «провальный» проект Лукаса окупился, оставив далеко позади предыдущего чемпиона — «Челюсти». В первую неделю показа «Звездных войн» начало саги заработало $3,5 миллиона, а на сегодняшний день сериал выручил более $1,5 миллиардов только на кино-и видеопрокате, плюс вдвое больше —на продаже различного рода компьютерных игр, игрушек, костюмов и прочей белиберде.
Идея снять этот фильм вынашивалась Лукасом больше 15 лет, якобы еще со времен учебы, когда он работал над своим студенческим проектом «Электронный лабиринт ТНХ 1138: 4ЕВ». Тогда Джордж посмотрел фильм Акиры Куросавы «Скрытая крепость», который его поразил и стал отправной точкой для написания истории о Люке Скайуокере. Но только в 1971 году эта идея оформилась на бумаге.Все «Звездные войны» уложились в 12 листов под роскошным названием «История Мэйса Винду, преподобного Джедай-бинду, родственника Исиби Си-Джи Тейпа, ученика великого Джедая».
Сюжет вкратце живописал о том, как принцесса Лейя Агилайя летела к Звезде Смерти спасать своего брата Люка Старкиллера. Хан Солои Оби-Ван Кеноби представляли тогда одного персонажа, а весь актерский состав Джордж планировал привезти из Японии. Позже режиссер поменял местами Лейю и Люка, разделили Кеноби и Соло,на роль Кеноби мечтал взять любимого актера Куросавы Тоширо Мифуне, а на месте Хана Соло ему виделся негр.
Лукас стал писать наброски сценария «Звездных войн» в январе 1973-го.
«Я работал восемь часов в день, пять дней в неделю, перписывая, шлифуя, оттачивая диалоги до тех пор, пока не почувствовал, что это именно то, что нужно,— вспоминал Лукас.— А хотел я создать нечто про приключения в открытом космосе в стиле Флэша Гордона. Хотел, чтобы у меня были герои и негодяи.И обязательно — крутая звездная битва».
Многообещающий автор обладал большой долей авантюризма, продвигая свой проект тогда, когда жанр научной фантастики для кассовых сборов считался мертвым.
Идея ремейка старых фильмов о Флэше Гордоне, очень популярных в 30-е годы, вскоре отпала. Лукас узнал, что авторские права будут слишком дорого стоить. Терять свою творческую свободу на съемкахне хотелось, поэтому он решилпридумать свое.
По замыслу, «Звездные войны» включали в себяне одну трилогию, а целыхтри — всего девять фильмов. Марк Хэммил, сыгравший роль Люка, вспоминал в одном интервью, что собственными глазами видел название первоначального сценария, которое звучало следующим образом: «Приключения Люка Скайуокера, взятые из Журнала Уиллзов. Сага номеродин — Звездные войны». Стараниями продюсеров оно сократилось на девять слов. Так же Хэммил утверждал, что в ранней версии сценария Люк Скайуокер был женщиной, чьей миссией было спасение родного брата со Звезды Смерти.
«Было очень странно видеть на плакате блондинку с лазерным мечом в руке.Хан Соло должен был стать намного старше и с бородой. Честное слово, я видел картинки с бородатым Ханом и остроухимЧубаккой»,— говорил актер.
Так почему же Лукас стал снимать с четвертого, а не с первого эпизода? Вопрос непраздный и сегодня, когда почти закончена уже третья серия предисловия к основной саге. Если верить актеру, Джордж чувствовал, что четвертый эпизод самый надежный, и у него наибольшие шансы удовлетворить публику.
Наконец, кинокомпания 20th Century Fox согласилась снимать проект. Лукас и Курц клятвенно заверили студию, что основной развлекательный элемент фильма — специальные эффекты — поразят воображение зрителей.
Дэвид Прауз, приглашенный Лукасом на роль главного злодея Дарта Вейдера, говорил потом: «Я был очень рад, когда мне досталась роль негодяя. Но потом увидел всю ту амуницию, которую должен был на себянапялить —и погрустнел».Его костюм весил более 20 кг.
Ответственный за миниатюрныеи оптические эфекты Джон Дикстра организовал новую студию на складев калифорнийской долине Сан-Фернандо, назвав ее Industrial Light & Magic. По сей день она в лидерахв области производства спецэффектов в кино.
Костюмер Джон Моллоу и его команда должны были «настрогать» огромное количество костюмов, придуманных дизайнером Джоном Бэрри. Их стараниями были также сделаны планеты, звездолеты, пещеры и коридоры Звезды Смерти.
Джон Стиерс делал механику. Он собрал дюжину роботов и андроидов, включая знаменитого R2D2, который стоил ни многони мало$100 000 толькоза разработкуи проектирование.А ведь эта модель была не единственной. Сначала остановились на варианте, когда роботом управляли по радио, позже стали сажать внутрь карлика Кенни Бейкера. Радиоуправляемые модели относились к ведомству Джона Стиерса, а вто Кенни Бейкеру приходилось нелегко. Изнутри было почти невозможно услышать инструкции Лукаса. «Батареи и работающие моторчики создавали такой шум внутри корпуса, что услышать говорящих снаружи было просто невозможно. Поэтому я просто катался туда-сюда по съемочной площадке»,— вспоминал Бейкер.
По ходу съемок Лукас столкнулся с еще одной проблемой. Неожиданно был урезан бюджет. Фильм висел на волоске — без 360 сценсо спецэффектами его ждал провал, поскольку почти половину из 121 минуты фильма занимают именно они.
Пришлось экономить на всем. Съемочная группа перебралась в Англию, отказалась от радиоуправляемых моделей, и Бейкер прочно занял свое место внутри R2D2. Гигант Питер Мейхью (рост 2 м10 см) влез в шкуру Чубакки. В Тунисе пришлось разукрасить слонов, чтобы сделать из них инопланетных животных, а потом часами водить их строем по пустыне. Но главная тяжесть экономии легла на плечи Джона Дикстры и его компании в старом амбаре, где помещалась студия спеэффектов. Они срочно создали новую концепцию комбинированных съемок, когда несколько кинокамер снимают макет с разныхточек — это позволяло добиться объемного восприятия. Прежде чем был снят первый кадр сражения у Звезды Смерти, создали детальный рисованый сценарий, собрали цифровую камеру. в которую понапихали все новинки тогдашней компьютерной индустрии, склеили миниатюрные модели истребителей. И родился шедевр, известный сегодня как космический бой между повстанческими истребителями класса X-Wingи имперскими маневренными истребителями класса TIE.
В непринужденной дружеской обстановке Лукас устроил черновой просмотр своим друзьям и сокурсникам.По словам Брайана де Пальмы, все присутствующие с трудом понимали, что происходило на экране.Он еще шутил: «Что это за прическау твоей Принцесы? Словно баранки на ушах.А первый кадр с этим черным, это же твой отрицательный герой в фильме, неужели нельзя было сделать более впечатляюще?» Лукас совсем по-детски обижался и пытался оправдаться. На помощь пришел Стивен Спилберг: «А мне нравится. Он может сделать сто миллионов». Это потом его замечательное чутье на коммерческий успех перестанет удивлять. А тогда все дружно посмеялись. И Лукас тоже.
Двадцать лет спустя в Голливуде,на церемонии вручения «Оскара», ведущий Билли Кристал пошутил: "Добро пожаловать к нам —в единственный кинозал в Америке,не показывающий сейчас трилогию «Звездных Войн». Все присутствующие засмеялись.