Натюрморт с огнем и дымом

Мустафар Эпизод 3 Звёздные войны

Тодд Вазири — художник-любитель, создатель спецэффектов, которого многие знают по VFXHQ (The Visual Effects Headquarters) — сайту, который он вел с 1995 по 1999 год. Сейчас он работает в качестве специалиста по компьютерному монтажу в компании Industrial Light & Magic. Вазири принимал участие в создании таких фильмов, как «Атака клонов», «Ван Хельсинг», «Халк», «Месть ситхов» и «Война миров». Предлагаю вашему вниманию отрывок из интервью, которое он дал Иэну Фэйлзу из vfxblog.com. Здесь я привожу только те места, которые связаны с работой Вазири над «Звездными войнами».

…Можете сказать мне о самых первых ваших проектах в ILM?

— На «Звездных войнах: Эпизод II» я был в команде Мюрена/Сноу и занимался «линией фабрики» — ну, знаете, тот эпизод, когда Падме и Анакин оказались на Джеонозисе, на фабрике по изготовлению дроидов,— а еще я работал над сценами Войны Клонов, в самом конце фильма. Я до сих пор поражаюсь тому, насколько хорошо нам удалось все сделать — и это при том, что мы были весьма ограничены во времени. После этого я в течение нескольких недель работал над «Пиратами Карибского моря». Потом я приобрел фантастический опыт, работая над «Халком» с Деннисом Мюреном и оператором комбинированных съемок Маршалом Крассером. Попасть в такой проект и участвовать в его воплощении от первого кадра до последнего — это потрясающе. Другим большим опытом стал «Ван Хельсинг» — снова с Беном Сноу и Маршаллом. Я потратил много времени на вводную часть, черно-белую сцену, в которой появляется чудовище Франкенштейна. Я делал сцену, когда логотип кинокомпании «Юниверсал» вспыхивает факелом. Так здорово уничтожать корпоративные эмблемы — я с удовольствием сделаю это еще раз. Да, еще я много занимался сценами с ветряной мельницей и разрушением мельницы.

Какое программное обеспечение вы используете в ILM?

— У нас есть специальная программа под названием CompTime. В последнее время мы также часто пользуемся программой Shake. Помимо этого, сам я лично пользуюсь Adobe After Effect и Commotion. Еще у нас есть наша внутренняя разработка для 3D-моделирования под названием Zeno. То есть, в любое время я могу воспользоваться пятью различными прикладными программами. И обычно я все их и использую.

Вы можете рассказать о вашей работе над «Эпизодом III»? Давайте начнем со сцены на Мустафаре.

— Самыми первыми кадрами, за которые мы взялись, были те, где Анакин и Оби-Ван сражаются на трубе, а внизу течет река лавы. Мы начали с них, чтобы задать общий тон всей сцене и скоординировать нашу работу с остальной командой, занимающейся этой сценой. Нам предстояла трудная задача: изобразить эпическое величие происходящего, но так, чтобы это не походило на месиво.

Из каких элементов состояла сцена с Мустафаром?

— Эта сцена — одна из самых грандиозных вещей, которые я когда-либо делал в ILM, потому что там были задействованы практически все из имеющихся в нашем распоряжении спецэффектов. Там у нас была самая продолжительная миниатюрная съемка в истории ILM: я имею в виду тот эпизод, когда мы снимали макет из гор, окружающих лавовое море. И таких миниатюр у нас было множество. Были еще созданные на компьютере пузырьки, крохотные пузырьки, вскипающие на поверхности раскаленной лавы. Их сотворил Вилли Гейджер, один из художников, занятых на сценах с лавой. Было огромное количество реальных кадров с дымом — чтобы помочь ощутить масштаб. Для съемок на трубе мы использовали плотный черный дым. Его сотворил Аарон Бонар — тот же специалист, который создавал лавовую дамбу.

Потом на компьютере были сделаны все трубопроводы и коллекторы, и «синий экран» с Анакином и Оби-Ваном был заменен, где это было необходимо, на реальные кадры с извержением лавы, снятые Роном Фрайком на вулкане Этна в Сицилии. На мой взгляд, эти кадры с огненной лавой бесподобны. Это было здорово, и это происходило впервые в истории создания спецэффектов,— то, что мы использовали при монтаже снимки вулкана, сделанные в натуральную величину. И мы могли использовать эти снимки где угодно, а не только на общих планах. Мы использовали их на всем протяжении сцены, и такой прием действительно помогает оценить истинную масштабность творящегося вокруг хаоса.

Потом я сложил все элементы воедино с помощью программы трехмерного моделирования и применил к ним искажение от воздействия высокой температуры. Меня немного беспокоил этот момент, так как в фильмах подобный прием никогда не страбатывает достаточно хорошо. Нам пришлось здорово потрудиться над тем, чтобы сцена выглядела так, как нам хочется. Мы добавили летящий по ветру пепел и крохотные тлеющие угольки: в воздухе мерцают яркие вспышки, а на землю оседает черный, закопченый пепел. Там было столько важных мелочей! Разобраться во всем этом было чертовски нелегко; а ведь нужно еще было сделать так, чтобы в итоге все это не походило на кучу навоза.

Что в тот момент представляло для вас наибольшую сложность?

— Вероятно, попытка передать масштабы этого хаоса и напряженность ситуации. В метафорическом смысле, Мустафар — это ад. Это — самая мрачная, самая трагичная сцена во всем фильме: два бывших друга вступают в поединок и в буквальном смысле погружаются все глубже и глубже во мрак. Невероятно сложно передать масштабность и напряженность ситуации, чудовищную опасность, и при этом одновременно акцентировать внимание зрителей на эмоциональной стороне поединка. Когда мы работали над этой сценой, то старались уравновесить ее, чтобы действие не превратилось в сплошной хаос. Иногда в кадре у нас появлялось слишком много визуальных нагромождений, и тогда Роджер Гайетт, ведущий специалист по визуальным эффектам, велел убрать лишнее. Он точно знал, как соблюсти необходимый баланс, когда можно дать волю стихии, а когда — сосредоточиться на персонажах.

Расскажите о сцене, когда Оби-Ван выпрыгивает в ангаре из своего истребителя.

— Интересная сцена, одна из тех, что была отснята Джоном Ноллом. Камера следует за скользящим по полу джедайским истребителем, Оби-Ван выскакивает, активирует световой меч и расправляется с дроидами. Над этой сценой мы много потрудились. Вопрос был только в том, как потом объединить реальные кадры с компьютерным монтажом и заставить все это работать. На компьютере мы проделали просто фантастическую работу. Больше всего усилий было потрачено на волосы, одежду и анимацию. Наша команда постаралась на славу. Сам ангар — это фотография его уменьшенной модели, с которой работали наши ребята из отдела интерьеров. Сам я занимался такими спецэффектами, как искры и световые мечи; еще я работал над всем тем, что происходит снаружи ангара — защитные поля, взрывы, выстрелы зениток. Эта сцена — одна из тех, что были полностью созданы на компьютере. Монтажерам приходилось тратить очень много времени на подобные сцены. Мы должны были сделать все, что возможно, чтобы у зрителя не возникало сомнения в подлинности происходящего, а это чрезвычайно трудно, когда кадр создается буквально на пустом месте.

Метки: Lucasfilm, Эпизод III, ILM, Мустафар