Тодд Вазири —художник-любитель, создатель спецэффектов, которого многие знают по VFXHQ (The Visual Effects Headquarters) — сайту, который он вел с 1995 по1999 год. Сейчас он работаетв качестве специалиста по компьютерному монтажу в компании Industrial Light & Magic. Вазири принимал участие в создании таких фильмов, как «Атака клонов», «Ван Хельсинг», «Халк», «Месть ситхов» и «Война миров». Предлагаю вашему вниманию отрывок из интервью, которое он дал Иэну Фэйлзу из vfxblog.com. Здесь я привожу только те места, которые связаны с работой Вазири над «Звездными войнами».
…Можете сказать мне о самых первых ваших проектах в ILM?
— На «Звездных войнах: Эпизод II» я былв команде Мюрена/Сноу и занимался «линией фабрики» — ну, знаете, тот эпизод, когда Падме и Анакин оказались на Джеонозисе,на фабрике по изготовлению дроидов,—а ещея работал над сценами Войны Клонов, в самом конце фильма. Я до сих пор поражаюсь тому, насколько хорошо нам удалось все сделать —и это при том, что мы были весьма ограничены во времени. После этого я в течение нескольких недель работал над «Пиратами Карибского моря». Потом я приобрел фантастический опыт, работая над «Халком» с Деннисом Мюреном и оператором комбинированных съемок Маршалом Крассером. Попасть в такой проект и участвоватьв его воплощении от первого кадра до последнего — это потрясающе. Другим большим опытом стал «Ван Хельсинг» — снова с Беном Сноу и Маршаллом.Я потратил много времени на вводную часть, черно-белую сцену, в которой появляется чудовище Франкенштейна. Я делал сцену, когда логотип кинокомпании «Юниверсал» вспыхивает факелом. Так здорово уничтожать корпоративные эмблемы — я с удовольствием сделаю это еще раз. Да, еще я много занимался сценами с ветряной мельницей и разрушением мельницы.
Какое программное обеспечение вы используетев ILM?
— У нас есть специальная программа под названием CompTime. В последнее время мы также часто пользуемся программой Shake. Помимо этого, сам я лично пользуюсь Adobe After Effect и Commotion.Еще у нас есть наша внутренняя разработка для 3D-моделирования под названием Zeno. То есть,в любое время я могу воспользоваться пятью различными прикладными программами. И обычноя все их и использую.
Вы можете рассказать о вашей работе над «Эпизодом III»? Давайте начнем со сценына Мустафаре.
— Самыми первыми кадрами, за которыемы взялись, были те, где Анакин и Оби-Ван сражаются на трубе,а внизу течет река лавы. Мы началис них, чтобы задать общий тон всей сцене и скоординировать нашу работу с остальной командой, занимающейся этой сценой. Нам предстояла трудная задача: изобразить эпическое величие происходящего, но так, чтобы это не походилона месиво.
Из каких элементов состояла сцена с Мустафаром?
— Эта сцена — одна из самых грандиозных вещей, которые я когда-либо делал в ILM, потому что там были задействованы практически все из имеющихсяв нашем распоряжении спецэффектов. Там у нас была самая продолжительная миниатюрная съемка в истории ILM: я имеюв виду тот эпизод, когда мы снимали макет из гор, окружающих лавовое море. И таких миниатюр у нас было множество. Были еще созданные на компьютере пузырьки, крохотные пузырьки, вскипающие на поверхности раскаленной лавы. Их сотворил Вилли Гейджер, один из художников, занятых на сценахс лавой.Было огромное количество реальных кадров с дымом — чтобы помочь ощутить масштаб. Для съемокна трубемы использовали плотный черный дым. Его сотворил Аарон Бонар —тот же специалист, который создавал лавовую дамбу.
Потом на компьютере были сделаны все трубопроводы и коллекторы, и «синий экран» с Анакиноми Оби-Ваном был заменен, где это было необходимо, на реальные кадры с извержением лавы, снятые Роном Фрайком на вулкане Этна в Сицилии.На мой взгляд, эти кадры с огненной лавой бесподобны. Это было здорово, и это происходило впервые в истории создания спецэффектов,— то, что мы использовали при монтаже снимки вулкана, сделанные в натуральную величину. И мы могли использовать эти снимки где угодно, а не толькона общих планах. Мы использовали их на всем протяжении сцены, и такой прием действительно помогает оценить истинную масштабность творящегося вокруг хаоса.
Потом я сложил все элементы воедино с помощью программы трехмерного моделирования и применилк ним искажение от воздействия высокой температуры. Меня немного беспокоил этот момент, так как в фильмах подобный прием никогда не страбатывает достаточно хорошо. Нам пришлось здорово потрудиться над тем, чтобы сцена выглядела так, как нам хочется. Мы добавили летящий по ветру пепел и крохотные тлеющие угольки: в воздухе мерцают яркие вспышки, а на землю оседает черный, закопченый пепел. Там было столько важных мелочей! Разобраться во всем этом было чертовски нелегко; а ведь нужно еще было сделать так, чтобы в итоге все это не походилона кучу навоза.
Что в тот момент представляло для вас наибольшую сложность?
— Вероятно, попытка передать масштабы этого хаоса и напряженность ситуации. В метафорическом смысле, Мустафар — это ад. Это — самая мрачная, самая трагичная сцена во всем фильме: два бывших друга вступают в поединок и в буквальном смысле погружаются все глубже и глубжево мрак. Невероятно сложно передать масштабность и напряженность ситуации, чудовищную опасность, и при этом одновременно акцентировать внимание зрителей на эмоциональной стороне поединка. Когда мы работали над этой сценой, то старались уравновесить ее, чтобы действие не превратилосьв сплошной хаос. Иногда в кадреу нас появлялось слишком много визуальных нагромождений, и тогда Роджер Гайетт, ведущий специалист по визуальным эффектам, велел убрать лишнее. Он точно знал, как соблюсти необходимый баланс, когда можно дать волю стихии, а когда — сосредоточиться на персонажах.
Расскажите о сцене, когда Оби-Ван выпрыгивает в ангареиз своего истребителя.
— Интересная сцена, одна из тех, что была отснята Джоном Ноллом. Камера следует за скользящим по полу джедайским истребителем, Оби-Ван выскакивает, активирует световой меч и расправляетсяс дроидами.Над этой сценой мы много потрудились. Вопрос был только в том, как потом объединить реальные кадры с компьютерным монтажом и заставить все это работать. На компьютеремы проделали просто фантастическую работу. Больше всего усилий было потрачено на волосы, одежду и анимацию.Наша команда постаралась на славу.Сам ангар — это фотография его уменьшенной модели, с которой работали наши ребята из отдела интерьеров. Сам я занимался такими спецэффектами, как искры и световые мечи; еще я работал над всем тем, что происходит снаружи ангара — защитные поля, взрывы, выстрелы зениток. Эта сцена — одна из тех, что были полностью созданы на компьютере. Монтажерам приходилось тратить очень много времени на подобные сцены. Мы должны были сделать все, что возможно, чтобы у зрителяне возникало сомнения в подлинности происходящего, а это чрезвычайно трудно, когда кадр создается буквально на пустом месте.