Вторая часть статьи. Начало можете прочесть здесь.
…После этого Лукасу пришла в голову идея (воплощенная в сценарии образца 1973 г.): использовать научно-фантастический лексикон из «Флеша Гордона», чтобы создать «космическую» версию «самурайских» фильмов Акиры Куросавы — «Kakushi toride non san akunin» (или «Тайная Крепость», 1958), Tsubaki Sanjuro (или «Sanjuro», 1962) и «Yojimbo» (1961). В конечном итоге, Лукас пошел другим путем, вдохновившись Джозефом Кэмпбеллом и его книгой «Герой с Тысячей Лиц»; тем не менее, в «Звездных войнах» все еще ощущается влияние работ Куросавы: двое препирающихся крестьян (превращенных в дроидов), взаимоотношения Оби-Ванаи Люка, королева, которая часто меняется местами со своей служанкой. У Куросавы вейдероподобный злой генерал, который в конце становится положительным героем, носит kamon (обычно называемый просто «mon», японский родовой герб), который очень похож на Имперский герб. Красный символ на пилотском шлеме Люка также, возможно, является ассоциацией с kamon'ом.
Лукас получил от Куросавы ценный урок — как интерпретировать кинематографичекие идеи между Америкой и Японией. Куросава, полуивший известность благодаря своим историям об японских самураях, использовал идеи, которые он позаимствовалу американских вестернов и детективных романов. Его «Yojimbo» («Телохранитель», 1961) был основан на «Кровавой жатве» (1928), книге Дэшила Хэмметта (Dashiell Hammett). Хэмметт был настоящим детективом и работалв известном «Детективном Агентстве Пинкертона», благодаря чему его книги, по большей части, базировались на реальныхсобытиях,—а это ведь так нравится читателям. «Кровавая жатва» была первым романом Хэмметта. В ней рассказывалась история о человеке, чье имя остается неизвестным, и который очищает погрязший в пороках город от плохих парней, натравливая их (парней) друг на друга.А когда ситуация требует этого, и сам берется за ружье. Ремейк Куросавы сделал звездой Тоширо Мифуне (Toshiro Mifune), сыгравшего роль Человека Без Имени. Потом, в 1964 году, итальянский режиссер Серджио Леоне переделал «Yojimbo» в «Un pugno di dollari („За пригоршню долларов“), пригласив на роль Человека Без Имени Клинта Иствуда. Леоне, по всей видимости, был вдохновлен „Великолепной семеркой“ (1960) Джона Старджеса (John Sturges), который заработал кучу денег на ремейке „Семи самураев“ (1954) Акиры Куросавы. „Спагетти-вестерны“ Леоне (вестерны, снимавшиеся в Италии, чтобы сократить расходы на производство) были чрезвычайно популярны, приносили ему много денег и сделали Иствуда звездой (хотя образ Человека Без Имени прилип к нему навечно, и всю последующую жизнь он был вынужден играть персонажей, напоминающих этого героя). В 1990 году Братья Коэн снова вернулись к „Кровавой жатве“/»Yojimbo" и объединили эти идеи со «Стеклянным Ключом» (1931) Хэмметта, чтобы снять фильм «Miller's Crossing». И, наконец, в 1996 «Yojimbo» подвергся очередной реинкарнации в виде «Последнего из оставшихсяв живых»с Брюсом Уиллисом в роли Человека Без Имени.
«Звездные войны» позаимствовали из «Yojimbo» достаточно много, и, в частности, сцену в кантине: несколько мужчин пытаются угрожать герою, хвастая, как они круты. Сверкает клинок, и чья-то отрубленная рука падает на пол. Мифуне сразу предлагают работу: «25 рё сейчас, 25 — когда дело будет сделано.» (рё — золотая монета.) Джереми Баллок (Jeremy Bulloch), актер, сыгравший Бобу Фетта, сказал, что характер его персонажа разрабатывался на основе Человека Без Имени, сыгранного Клинтом Иствудом. Вы можете услышать едва уловимый звон ковбойских шпор, когда Фетт входит в кантину в «Империя наносит ответный удар». Скорее всего, это сделано с целью вызвать в нашем подсознании эмоциональную ассоциацию с этим персонажем (Человеком Без Имени).
Привязанность Лукаса к Куросавеи его восхищение им, возможно, повлияли на его решение посетить Японию в начале 1970-ых. Когда Лукас находился там, то позаимствовал ставшее всемирно известным слово «Jedi» у «Jidai Geki» (буквально: «историческая драма», кинофильмы о самураях). Также вполне вероятно, что он нашел дополнительный источник вдохновения в «Uchu Senkan Yamato» («Star Blazers», 1974) режиссера Леиджи Матсумото (Leiji Matsumoto) и кинофильмах Иширо Хонда (Ishiro Honda, создатель Годзиллы), в частности, в «Uchu daisenso» («Battle in Outer Space,» 1959).
Слева: Рекламный постер к фильму Акиры Куросавы «Тайная крепость». Справа: типичная картинка на тему «Звездных войн»
В 1949 году Джозеф Кэмпбелл (1904-1987) сделал большой прорыв в области изучения мифологии своей книгой «Герой с тысячей лиц». Книга базировалась на передовой работе немецкого антрополога Адольфа Бастиана (1826-1905), который первым предложил идею о том, что мифы всех континентов, кажется, основаны на однихи тех же «первичных принципах». Швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) назвал эти первичные принципы «архетипами»; он считал, что они являются строительными кирпичиками не только нашего воображения, но и коллективного подсознания. Иными словами, Юнг полагал, что каждый из нас рождается с готовой подсознательной моделью поведения,— «герой», «наставник», «искатель»,— и, по этой причине, люди, говорящие на разных языках, успешно воспринимают мифологию других культур. Правда, Юнг разрабатывал свою идею об «архетипах», главным образом, с целью отыскать смысл в фантазияхи видениях психически больных людей.
Задача Кэмпбелла состояла в том, чтобы взять идею «архетипов» и с ее помощью выделить основополагающие принципы, скрывающиеся в глубине любой религии и мифологии.Он сделал это в своем «Герое с тысячей лиц». Кэмпбелл убедительно доказывает, что все мифы — суть одна и та же история, которую он назвал «Путешествием Героя,» или «мономифом».
Лукас уже написал два черновых варианта «Звездных войн», когда вновь открыл для себя Джозефа Кампбелла и его «Героя» в 1975 году(до этогоон читал его в колледже). «Путешествие Героя» дало Лукасу ту идею, вокруг которой он должен был объединить свою воображаемую вселенную.
Кстати, знаменитый фильм Братьев Вачовски «Матрица» выстроен по тем же самым принципам:
Кэмпбелл
«Звездные войны»
«Матрица»
I: Отъезд
Призыв
Сообщение принцессы Лейи
«Следуй за белым кроликом»
Досадная помеха
Люк должен помогать на ферме
Нео не может выбраться из окна
Помощь всерхъестественных сил
Оби-Ван спасает Люка от тускенов
Тринити извлекает «жучков» из Нео
Преодоление первого рубежа
Побег с Татуина
Агенты схватили Нео
В брюхе кита (т. е.,в ловушке)
Мусоросборник
Пыточная комната
II: Посвящение
Испытание
Обучение владения световым мечом
Спарринг с Морфеусом
Встреча с божеством
Принцесса Лейя
Тринити
Отклонение от верного пути
Люк соблазнен Темной Стороной
Сайфер (?) (павший мессия) предпочел мир комфорта и иллюзий
Примирение с отцом
Люк и Дарт Вейдер вновь обретают друг друга
Нео спасен и начинает верить Морфеусу (которого считает почти что отцом), утверждающему, что он — Избранный
Апофеоз (с хорошим концом)
Люк становится джедаем
Нео становится Избранным
Щедрый дар
«Звезда смерти» уничтожена
Человечество спасено
III: Возвращение
Препятствие к возвращению
«Люк, идем!» Люк хочет отомстить за смертьОби-Вана
Нео, вместо того, чтобы бежать, вступает в схваткус агентами
Волшебный полет
«Millennium Falcon»
Нео научился летать по воздуху
Спасение
Хан спасает Люка от Вейдераи увозит со «Звезды смерти»
Тринити спасает Нео от агентов
Помехи по дороге
«Millennium Falcon» уничтожает преследующих его TIE-fighter'ов
Нео сражается с Агеном Смитом
Владыка двух миров
Церемония в честь победы
Последним телефонным звонком Нео объявляет победу над машинами
Долгожданная свобода
Повстанцы одерживают верх над Империей
Люди побеждают машин
Типичные мифологические элементы
Два Мира (земной и иной)
Планеты vs. «Звезда смерти»
Реальность vs. Матрица
Наставник
Оби-Ван Кеноби
Морфеус
Прорицатель
Йода
Оракул
Пророчество
Люк свергнет Императора
Морфеус встретит «Избранного»
Падший герой
Biggs (?)
В ранней версии сценария Морфеус верил, что Сайфер — избранный
Переодевание в одежду врага
Люк и Хан надели костюмы штурмтруперов
Нео переместился внутрь агента
Пройдоха (Герой не уверен,может лион доверять этому персонажу)
Хан Соло
Сайфер
Животное-компаньон
R2-D2, Чубакка
---
Преследование животного в незнакомом лесу (и животное исчезает)
«Millennium Falcon» погнался за одиночным истребителем и угодилв зону притяжения «Звезды смерти»
Нео «последовал за белым кроликом» в ночной клуб, где встретил Тринити
Далее в своей статье авторы обращаются к учеными исследователям,так же, как Кэмпбелл, занимавшихся анализом мифологии. Те из читателей, кто интересуется данным вопросом, могут посетить сайтhttp://www.jitterbug.com/origins/.