ILM: в начале славных дел

ilm a new hope

Данный материал является переводом статьи «Star Wars: Special Effects History» из ноябрьского выпуска журнала «3D Creative» за прошлый год. Точнее, это — первая половина статьи, посвященная работе над классической трилогией. Вся статья занимает около 30 страниц и изобилует превосходными иллюстрациям, часть из которых я сегодня предлагаю вашему вниманию. 

…У приквельной трилогии «Звездных войн» оказался мрачный — но отнюдь не провальный финал. Доход от проката составил 837 911 979 долларов — и это без учета выпуска DVD в ноябре 2005 года. С выходом в свет «Эпизода III: Месть ситхов» компания Industrial Light&Magic в последний раз отправила нас в путешествие по далекой галактике, придуманной Джорджем Лукасом почти 30 лет назад.

Наверное, никто и никогда не мог себе представить, что команда, преимущественно занимавшаяся рекламой, превратится в одну из самых значительных студий в мире по созданию визуальных эффектов и заработает не одного «Оскара» вместе со своим старшим супервайзером Деннисом Мюрреном — единственным специалистом в этой области, удостоенным собственной звезды на голливудской «Аллее славы».

В четырехдисковом DVD-издании классической трилогии есть потрясающий документальный фильм «Империя грёз», в котором Джордж Лукас рассказывает, как ILM еще за несколько месяцев до окончания съемок Эпизода IV растратил половину бюджетных средств на специальные съемочные камеры и на создание сверх-детализированных миниатюр космических кораблей. Однако необходимого качества кадров так и не удалось добиться. Отношения внутри ILM становились все более и более напряженными, а времени на ожидание уже не было, и Лукас, чтобы уложиться в график, решил разместить производственный персонал бок о бок с технической и художественной группами.

В числе операторов в команде создателей спецэффектов были Джон Дикстра и помогавшие ему Ричард Эдланд и Деннис Мюрен. Джон Стирс (ветеран «бондианы») во время съемок отвечал за пиротехнические эффекты и механику дроидов. С самого начала решено было не использовать систему спецэффектов, разработанную для фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001», поскольку она показалась громоздкой и сложной в использовании. Возможно, она и была идеальной для покадровых съемок движущегося звездолета, но совершенно не подходила для динамичных сцен со сражениями в открытом космосе, придуманных Джорджем Лукасом и воплощенных на бумаге художественным режиссером Джо Джонстоном. Когда крестокрылы и игрекокрылы повстанцев направлялись к Звезде Смерти, или куда-то там еще, камера должна была подъезжать сзади или приближаться сверху. В сцене, где «Тысячелетний Сокол» Хана Соло вырывается из плена Звезды Смерти, была использована огромная модель, которая двигалась в обратном направлении, в то время как камера задом наперед следовала по траектории ее движения. Возможность выстраивать разные элементы под одним и тем же ракурсом позволила использовать одну-единственную модель звездолета для целой эскадрильи — без необходимости создавать много кораблей одного и того же вида (кроме разве что тех, которые должны были быть уничтожены во время съемок спецэффектов).

Поверхность Звезды Смерти была создана Джо Вайскокилом и снималась на повышенной скорости — главным образом, на территории, отведенной ILM под парковку. Съемки производились при прямом солнечном свете, который компенсировал отсутствие специальной осветительной системы, необходимой для съемок столь большой модели. Покадровая съемка Звезды Смерти производилась во внутренних студиях; там использовались камеры на длинных рельсах и необходимое сопутствующее оборудование.

Несмотря на то, что бюджет ILM в ту пору был ограничен двумя миллионами долларов, необходимо было придумать, спроектировать и создать большое количество прототипов и моделей, в числе которых не только крестокрылы и игрекокрылы, но и личный транспорт Дарта Вейдера, гигантская Звезда Смерти (сфера из плексигласа 90 см в диаметре), защитные турели, имперский Звездный Разрушитель, кабина звездолета, лэндспидер Люка Скайуокера, «Тысячелетний Сокол», джавский сандкраулер и знаменитый повстанческий корабль Tantive IV, преследуемый в начале фильма звездолетом Дарта Вейдера. Поклонникам саги будет интересно узнать, что Tantive IV вначале должен был играть роль «Тысячелетнего Сокола», однако, по мнению Лукаса, он вышел похожим на «Орла» из телевизионного сериала «Space: 1999», и по этой причине был понижен в звании и в итоге удостоился лишь 5 кадров в самом начале Эпизода IV. (Кстати, «Орла» разработал британский дизайнер Брайан Джонсон, позднее ставший супервайзером на Эпизоде V). Невероятно высоко детализированный и выполненный с маниакальной тщательностью на всем своем 1,8-метровом протяжении, он был искусно окрашен с целью придания наибольшей достоверности и реалистичности. Поскольку потертый внешний облик Tantive IV навевал воспоминания о стиле «ретро», моделисты Пол Хастон и Дэйв Джонс ради смеха разместили внутри кокпита крохотный постер «Звездных войн» и фотографию сексуальной девицы с журнальной обложки.

Во время показа в кинотеатрах «Звездные войны» выглядели, как потрясающее зрелище с удивительными спецэффектами,— хотя, сказать по правде, некоторые из этих спецэффектов были созданы с применением минимального количества бюджетных средств. Например, в сцене прибытия в космопорт Мос Эйсли лэндспидера с Люком, Оби-Ваном Кеноби, Трипио и Арту на борту для «стирания» колес у настоящего транспорта был использован вазелин. (Лэндспидер ездил на колёсах, которые при монтаже отретушировали — прим. Nexu)

После выпуска «Эпизода V: Империя наносит ответный удар» и «Эпизода VI: Возвращение джедая» ILM приобрела завидный опыт в том, что касалось съемок на фоне синего экрана, оптических композиций и покадровой анимации, сняв ошеломляющую битву с AT-AT и AT-ST на ледяной планете Хот. Ребята из ILM также поднаторели по части «мэт-пейнтинга» (создания рисованых задников), который стали намного лучше, чем в Эпизоде IV.

К сожалению, в это же время произошел досадный юридический конфликт между Lucasfilm Ltd. и компанией Universal, поскольку в сериале «Battlestar Galactica» оказалось слишком много «похожестей» на лукасовские «Звездные войны». Причина в том, что для работы над  «Battlestar Galactica» были приглашены некоторые бывшие сотрудники ILM. Штат ILM раскололся надвое: одни последовали за Джоном Дикстрой, получившим «Оскара» за «Звездные войны», и впоследствии организовали компанию «Apogee», другие переехали на север Калифорнии, чтобы продолжить работу над Эпизодом V, директором которого выступал Ирвин Кершнер.

Этот фильм был в 4 раза более сложным, если сравнивать его с Эпизодом IV. ILM под руководством Ричарда Эдланда и Брайана Джонсона столкнулся лицом к лицу с необходимостью создания более чем 50 новых моделей — включая маленький, легкий и пригодный к транспортировке «Тысячелетний Сокол». Данное требование вытекало из известной сцены, в которой имперские СИД-истребители преследовали Хана Соло в астероидном поле. Сцена снималась в покадровом режиме; нужно было поместить в кадр столько камней, сколько можно — с этой целью порой использовались даже картофелины!

Аниматорам покадровых съемок, Филу Типпетту и Джону Бергу, приходилось работать в чрезвычайно неудобных позах, когда они снимали AT-AT. Эти модели, снабженные гибкими сочленениями, были помещены на слой пищевой соды, имитирующей снег, и размещались в центре небольшой декорации на фоне фотореалистичного задника, нарисованного художником Майклом Панграцио. Покадровая анимация всегда снимается кадр за кадром (наподобие традиционной рисованой мультипликации); аниматор слегка изменяет положение модели и снимает первый кадр, потом меняет еще немного, снимает второй кадр и т. д. Итогом 24-х последовательных действий становится всего одна секунда экранного времени. Если бы Типпетт и Берг просто ходили бы по соде, оставляя за собой борозды и отпечатки следов, то им пришлось прилагать бы гораздо больше усилий, потому что при уменьшении масштаба (до масштаба моделей) детали отпечатков смазались бы. Двум талантливым художникам-мультипликаторам пришлось провести долгую и сложную работу, сохраняя выдержку до самого конца съемок — в лучших традициях Рэя Харрихаузена, бесспорного лидера покадровой анимации.

После того, как корабли повстанцев под прикрытием ионных пушек стали покидать Хот, имперский флот пустился в погоню за сбежавшим «Тысячелетним Соколом». В Industrial Light & Magic изготовили не только Звездный Разрушитель (который можно было увидеть в Эпизоде IV), но и одну из самых дорогостоящих моделей звездолета за всю историю кинематографа — Супер-звездный Разрушитель, флагманское судно Дарта Вейдера, украшенное 250 000 огней. Его создание заняло 7 недель и обошлось в астрономическую сумму — 100 000 долларов! К семейству СИД-кораблей был добавлен СИД-бомбардировщик; у него был совершенно новый дизайн, и в фильме он использовался для преследования «Тысячелетнего Сокола». Он рыскал среди астероидных кратеров; у него был фюзеляж в виде двух цилиндров, размещенный между двумя солнечными панелями.

Для сцены прибытия в Облачный Город на планете Беспин, снятой в 1980 году на фоне рисованного задника и повторно переснятой с применением 3D-технологий в 1997, использовались съемки, выполненные с применением системы Continental Systems Rooms Astrovision. Крохотный двухмоторный самолет, который в фильме будет заменен на миниатюрную копию «Тысячелетнего Сокола» и на красный летательный аппарат Облачного Города (возможно, в кино это — транспорт средств противовоздушной обороны) снимали на фоне синего экрана камерой на неподвижном штативе. Остальные сцены в Облачном Городе снимались в студиях Пайнвуд (Pinewood) в Англии. В 1980 году Джордж Лукас сказал, что эти сцены выглядят чересчур клаустрофобными из-за недостатка панорамных видов. Вот почему в Специальном Издании 1997 года туда были добавлены огромные окна — чтобы сделать акцент на тех видах, где есть коридоры и балконы.

Прибыль от «Империи» не превзошла доходы от Эпизода IV, но многие считают, что этот фильм намного лучше — из-за более совершенной компоновки сюжета. Эпизод V запомнился также благодаря мистическому присутствию мастера-джедая Йоды — марионетки, созданной Стюартом Фриборном и анимированной Фрэнком Озом. Он, приобретший опыт во время работы с «маппетами» Джима Хенсона, был идеальным кандидатом на роль того, кто должен вдохнуть жизнь в Йоду — одного из самых любимых персонажей саги. Для последней эпической битвы в трилогии, включающей в себя широкомасштабное сражение в космосе (технически сложное и чрезвычайно зрелищное), захватывающую дух гонку по Эндору на спидербайках и бой между племенами эвоков и имперскими штурмовиками, ILM принял в штат новых сотрудников — таких, как Дэвид Финчер, режиссер будущих фильмов «Чужой-3», «Бойцовский клуб», «Семь» и «Комната страха».

 

В «Возвращении джедая» было использовано больше моделей, чем в обоих предыдущих фильмах: новые A-Wing'и и B-Wing'и повстанцев, крейсер мон-каламари, имперский челнок, СИД-перехватчик, парусная баржа Джаббы Хатта, челноки, эндорский генератор защитного поля, AT-ST, главный реактор, Наружная поверхность Звезды Смерти и сам макет незавершенной космической станции. При съемках на уменьшенных макетах в Эпизоде VI также было использовано некоторое количество пиротехнических эффектов и съемок при прямом солнечном свете — для придания наибольшей реалистичности. Сцена уничтожения баржи Джаббы Хатта была снята на натуре, с использованием скоростной камеры — модель баржи была установлена на горизонтальную поверхность и взорвана на фоне рисованого задника, изображавшего пустыню.

Эпизод VI в ряду других фильмов классической трилогии стал настоящим прорывом в смысле использования рисованых задников, которые использовались при создании практически всех сцен: челнок Дарта Вейдера, прибывающий на вторую звезду Смерти; штурмтруперы, выстроившиеся в ряд и встречающие Императора Палпатина; посадочная платформа на Эндоре, дворец Джаббы Хатта и маленькая деревня эвоков, расположенная среди деревьев.

В период между 1977 и 1983 годами художники ILM для создания рисованых задников пользовались акриловыми красками, наносимыми поверх стеклянной поверхности. С конца 80-х и по настоящее время происходил постепенный переход от традиционного мэт-пейнтинга к непосредственно цифровым технологиям, реализуемым прямо на компьютере с использованием волшебной программы Adobe Photoshop. Эту программу в числе других создавал Томас Нолл вместе с Джоном Ноллом, который на протяжении 10 лет является вторым супервайзером в ILM. Говоря о «Возвращении джедая», также стоит упомянуть бешеную гонку на спидербайках, которая стала возможной благодаря Гаррету Брауну, использовавшему Steadicam, которую он перемещал вдоль трассы на тонком тросе. Съемки велись как на макетах, так и на декорациях в масштабе 1:1, с живыми актерами, снимаемыми на фоне синего экрана.

Однако технология управления движением, впервые опробованная во время съемок Эпизода IV и значительно улучшенная ко времени Эпизода V, наилучшим образом была использована именно в Эпизоде VI, во время грандиозной космической битвы. Плавные движения камеры, описывающей совершенные параболы между кораблями имперского флота и Повстанческого Альянса, поверхность Звезды Смерти, максимально близкие ракурсы, захватывающие дух гонки в туннелях с неожиданными нырками вниз… До «Возвращения джедая» ничего подобного на большом экране нельзя было увидеть. Он действительно заслуживает того, чтобы просматривать его снова и снова, кадр за кадром, чтобы рассмотреть все мельчайшие детали этого визуального совершенства и понять, насколько сложной эта задача представлялась для сотрудников Industrial Light & Magic.

Star Wars: Special Effects History
From 3D Creative Magazine #015
November, 2006

Метки: история создания, ILM