В животе у Джаббы Хатта

Jabba

Эта статья опубликована на сайте BlueHarvest.net и датирована 1999 годом.

Вы могли наслаждаться его работой в «Возвращении джедая», вы видели его в качестве одного из самых главных персонажей фильма. Встречайте Тоби Филпотта, одного из тех, кто дал жизнь великому и ужасному Джаббе Хатту.

Он — цирковой артист с большим стажем (работающий, между прочим, в государственном «Цирке NoFit»), становившийся кукловодом в таких фильмах, как «Темный Кристалл» (где он работал совместно с Джимом Хенсоном), «Лабиринт» (где участвовали Дэвид Боуи, Фрэнк Оз и Уоррик Дэвис), «Маленький Магазинчик Ужасов» и «Кто Подставил Кролика Роджера».

Великий Джабба представлял из себя трех человек, работавших, как одна команда:

Дэвид Барклай, который отвечал за правую руку и рот. (Он произносил реплики по-английски и заставлял губы Джаббы двигаться в соответствии с собственной артикуляцией, не зная, что позже Джаббу будет дублировать другой актер,— и весь его тяжелый труд пойдет насмарку).

Майк Эдмондс (который также был в фильме безымянным головорезом и одним из эвоков) занимался хвостом.

И, наконец, Тоби Филпотт, на долю которого досталовь всё остальное, включая левую руку, голову, тело и язык. Он курил кальян, поедал «лягушку», хватал людей и т. д.

«Ведущий цыганскую жизнь» Тоби сказал, что уделяет мало внимания продолжению «Звездных войн», но был настолько любезен, что согласился дать ответы на несколько вопросов.

Blue Harvest: Вы говорите о себе как об «уличном жонглере, на долю которого выпало необычайное везение». Как вы познакомились с Джимом Хенсоном, и как ваше с ним сотрудничество привело вас к исполнению роли Джаббы?

Toby Phillpot: Я был уличным жонглером (вообще-то, я работал и в школах, и в больницах, и на телевидении, но этот вид искусства не был тогда особенно популярен, и я устроился на постоянную работу). Я старался научиться всему, чему только мог, постигал азы акробатики и лицедейства. Когда Джим Хенсон решил, что представлять «новую разновидность живых существ» в «Темном кристалле» должны люди, он поместил объявление о наборе балерин/мимов/акробатов (поскольку никто точно не знал, какое именно телосложение и выносливость будут востребованы). Короче говоря, я ответил на объявление, прошел долгое прослушивание и, в итоге, принял участие в фильме. «Возвращение джедая» должно было сниматься в той же студии, и некоторые из кукловодов были задействованы в обоих фильмах; таким образом я был выбран в партнеры Дэвиду Барклаю (который, кстати, был строителем, и не входил в команду актеров).

ВН: Каково вам было в животе у Джаббы (душно, тесно, неудобно, или всё вместе?), и как долго вам и другим актерам приходилось находиться там?

TР: Да, там было всё то, о чем вы говорите. Обычно поутру мы залезали внутрь Джаббы, как подводники в свой батискаф, и сидели там почти весь день, за исключением перерывов на обед. Поскольку Джаббу рассматривали в качестве самостоятельного актера, то режиссер разговаривал с нами, как с Джаббой, а не как с Тоби, Дэвидом и Майком. Чтобы избежать путаницы, мы, трое, тоже решили вести себя, как одно целое, и, хотя слышать могли мы все, говорил один только Дэвид. Я был молчаливым альтер-эго Джаббы.

ВН: Какова была атмосфера на съемках, и какие у вас были отношения с остальной частью команды?

TP: Там было довольно замкнутое сообщество. Очень часто, при наличии множества других актеров вокруг, нас просто не узнавали. «А вы что тут делаете?» — могли спросить посетители или кто-нибудь из технического персонала. Да, я общался с остальными кукловодами (в числе тех, кто играл музыкантов и прочих второстепенных персонажей, были те, кого я знал еще по «Темному кристаллу» и по лондонскому театральному сообществу). Мы не слишком часто встречались со звездами — разве что во время непродолжительных брифингов, или когда какие-то специфические проблемы заставляли нас вылезать наружу.

ВН: Какое впечатление на вас произвели Ричард Маркуанд, Джордж Лукас и ведущие актеры?

TP: С Ричардом Маркуандом было нормально общаться. Он согласился с нашим предложением разговаривать с Джаббой не как с тремя разными актерами, а как с одним целым — прием, который мы переняли у Джима Хенсона.

Джордж Лукас был настолько скромен, что мы так толком и не узнали его (так, кстати, все говорят); но он, без сомнения, гениален, и он дал нам шанс создать новое необычное существо (после того, как в студии Хенсона для него сделали Йоду).

Харрисон Форд был то весел, то печален, как и его персонаж; Кэрри Фишер сама по себе была очень хороша, но ее раздражительность, вызванная продолжительными съемками, негативно сказывалась на ее работе (но она просто великолепна в «Братьях Блюз» и пишет замечательные книги).

Марк Хэмилл? Он был немного неуверен в себе (я встречал его пару раз в костюмерной и в гримерной) и без грима выглядел почти ребенком.

ВН: Как вы относитесь к компьютерно-анимированному Джаббе из Специального Выпуска «Новой надежды»?

TP: Я видел только клип по телевизору. Мне эта идея не слишком нравится; Джаббу хотели анимировать еще тогда, когда мы работали над ним. Когда куклой управляют живые актеры, они могут импровизировать, реагировать на замечания режиссера, а режиссер может направлять их действия. А теперь мы поручили эту работу компьютерам. Хммм.

ВН: Что вы думаете о наметившейся в Голливуде тенденции использовать в фильмах компьютерные мультипликации взамен кукол или даже настоящих актров?

TP: Как я уже говорил выше, я думаю об этом с оттенком грусти, потому что мой отец был кукловодом (а также преподавателем и сценаристом), и он воспитал во мне привязанность к живой игре. Однако, я думаю о тех перспективах, которые открываются при слиянии этих двух видов искусства, хотя я полагаю, что еще какое-то время они будут вполне успешно сосуществовать параллельно друг другу.

ВН: Видели ли вы трейлер приквела (напоминаю, статья написана в 1999 году — Nexu), и, если да, то что вы ждете от новых фильмов?

TP: Я мало что видел из этого, и не могу сказать пока ничего конкретного. Помню, как тогда, во время съемок Эпизода VI, нам говорили, что эти три фильма — лишь середина большой истории, состоящей из девяти частей, но мы этому не верили, потому что сам Лукас был ужасно скрытен. Очевидно, что для приквела ему понадобится новая троица актеров, играющих главных героев. Он вернет актеров из классической трилогии, чтобы они сыграли сами себя в более старшем возрасте?

(Примечание BlueHarvest.net: Сам актеры (Форд и Фишер) категорично заявляют, что не собираются сниматься в приквеле или в других кинофильмах о продолжении приключений Хана, Лейи и Люка. Марк, однако, сказал, что согласился бы засветиться в небольшой эпизодической роли, со сложным гримом на лице,— чисто ради забавы).

ВН: И последний по очереди, но не по значению, хотя и довольно глупый, вопрос. Кэрри Фишер рассказывала в своем интервью TNT, что золотистое бикини, которое она носила в тронном зале Джаббы, прикрывало ее не так хорошо, как следовало бы. По этой причине Джереми Баллок (Боба Фетт) и некоторые другие актеры получили возможность увидеть то, чего видеть были не должны — этакое импровизированное пип-шоу. Вы тоже принимали в этом участие?

TP: Нет, не довелось. Внутри Джаббы, на установленных там мониторах, мы не могли видеть перемещение камеры — только общий план сцены. То есть, крупных планов мы не видели. Но мне повезло намного больше — я ведь засунул язык ей в ухо!

Наверное, я должен объяснить. Когда Джабба появился из-за занавеса (в тот момент Кэрри Фишер вызволяет Харрисона Форда из карбонитового плена) и схватил Лейю, режисер шепнул мне (через радионаушники), чтобы в следующем кадре, для пущей выразительности, я попробовал облизать одну сторону ее лица (язык был покрыт специальным гелем).

Я не хотел делать этого, ничего не сказав ей (потому что языком был трудно управлять). Но меня уговорили.

И… «МОТОР!»

Дэвид злорадствует, мы хихикаем, и затем я приступаю к действию. Я ужасно волновался, и… «СТОП!»

Я услышал какой-то шум на съемочной площадке; потом последовал еще один дубль.

Только во время перерыва на чай я узнал, что произошло (я не очень-то жаждал встречи с Кэрри Фишер и ее ассистентами — я представлял себе, как она врывается в комнату с возгласом: «Где тот с*аный кукловод, что работает языком?!»).

Люди спрашивали меня: «Почему ты сделал это?» Они были ошеломлены тем, что кто-то мог выкинуть подобный трюк в дорогостоящем проекте, где каждая минута стоила сотни фунтов. «Мне так велел режисер»,— отвечал я.

Я объяснил им, что не мог видеть того, что происходит, из-за глупой договоренности представлять Джаббу в виде единого актера — Джим Хенсон позволяет кукловодам видеть только то, на что обращена камера; я говорил, как трудно работать при таком крупном плане и т. д.

«Что случилось? — Спросил я.— Я слышал, как она вдруг возмущённо вскрикнула».

« Ты засунул язык Джаббы прямо ей в ухо».

«Chatting with Jabba the Hutt»
Blueharvest.net

Метки: история создания, Эпизод VI, Джабба Хатт