Ты помнишь, как всё начиналось?

mcquarrie Vader
 
«Родословная „Звездных войн“»

Становление классической научно-фантастической саги. Обзор ранних сценариев.
Рэнди и Жан-Марк Лоффисье

Давным-давно, в далекой-предалекой галактике, Лейя не была принцессой, фамилия Люка была вовсе не Скайуокер, а на Татуине не было никаких дроидов. И «Звездные войны» Джорджа Лукаса, побившие в 1977 году все кассовые рекорды, случились не давным-давно, а, скорее, в далеком будущем 33-го столетия!

Это нормально, что, когда автор совершенствует и оттачивает свои идеи, то создаваемые им образы в его воображении подвергаются постоянной трансформации. Самые разнообразные элементы, вроде персонажей или мест действия, зачастую объединяются (комбинируются) в целях придать действию больше динамики. Названия и имена могут быть отвергнуты, а позже использованы в новом контексте. Порой какие-то внешние факторы воздействуют на творческий процесс, направляя работу в сторону, отличную от ранее запланированной. Это особенно характерно для киносценариев, где коммерческие аспекты часто имеют приоритет над аспектами художественными.

«Звездные войны» — не исключение. До той версии, что завоевала умы и сердца зрителей в 1977 году, было несколько проектов, более ранних, имеющие небольшое сходство с итоговым фильмом. Джордж Лукас никогда не скрывал тот факт, что создавал свое кино, вдохновившись кое-кем из великих классиков приключенческой фантастики. В предисловии к синопсису сценария, датированному 1 мая 1975 года, он говорит, что его история «переняла традицию от „Джона Картера, марсианина“ Эдгара Райса Берроуза и „Флэша Гордона“ Алекса Рэймонда».

Влияние этих произведений более очевидно прослеживается в раннем проекте, состоящем из 13 страниц, датированном маем 1973 года и названном просто «Звездные войны». В этом сценарии действие разворачивается в 33-м столетии, и с первыми кадрами мы переносимся в космос, на орбиту сине-зеленой планеты под названием Aquilae — «Аквилэ». (Небольшое отступление. Aquilae — это родительный падеж от латинского Aquila, «орел». В астрономии словосочетания вроде «alfa Aquilae» («алфа Аквилэ») переводятся как «альфа Орла» — прим. Nexu). Принцесса повстанцев, преследуемая жестокой Галактической Империей, стремится попасть на планету Ophuchi (Здесь опять явная ассоциация с латинским Ophiucus, Змееносец.— Nexu). Эту принцессу. у которой еще нет собственного имени, сопровождает генерал Люк Скайуокер — похожий на самурая воин-супермен.

Принцесса, Скайуокер и два раболепствующих имперских бюрократа терпят крушение на Аквилэ. Им приходится совершить путешествие через всю планету к космодрому Гордона (Мос Эйсли в более поздних версиях). По дороге они принимают в свои ряды группу повстанцев-подростков. В кантине Гордона Скайуокер во время схватки использует свой световой меч, позже названный «лазерным мечом». Едва не угодив в ловушку, расставленную злобным космическим капитаном, компания захватывает его корабль и сбегает.

Преследуемые имперским патрулем, они пытаются спрятаться за астероидом. Однако их корабль все равно обнаружен, и, когда они решаются продолжить свой путь, то оказываются притянутыми к поверхности планеты Явин.

Явин населяют огромные лохматые существа, передвигающиеся на похожих на птиц созданиях. Аборигены служат Империи, и поэтому захватывают в плен принцессу и обоих чиновников. Взвод имперских гвардейцев забирает их на планету Алдераан, сердце Империи. Скайуокер и мальчишки преследуют их на одноместных «devil fighter»-ах и освобождают принцессу. Триумфальное прибытие героев в Ophuchi и последовавший за этим парад знаменуют собой окончание всей истории.

Уже в этом раннем варианте видны ключевые моменты, которые будут перенесены в последующие версии. Это сцены в космосе, с которых начинается кино; пестрая толпа инопланетных существ в кантине; космические сражения; отчаянная миссия спасения и побега с вражеской территории; триумфальное возвращение героев, завершающее историю.

Другие элементы также наличествуют, но их формы меняются самым неожиданным образом в ходе работы над сценарием. Например, комическая линия здесь задается двумя людьми, а не двумя дроидами. И Хан Соло, и вуки (и даже тонтоны из «Империя наносит ответный удар»!) здесь также присутствуют, но у них пока нет имен собственных, и они вовсе не дружелюбны по отношению к главным героям.

Невинность юных подростков-повстанцев позже станет одной из составляющих образа Люка. Знакомые названия, вроде Алдераана, Явина и т. д., уже присутствуют, но будут подвергнуты серьезной перетряске.

Что отсутствует — так это волшебный мистический дух «Звездных Войн».

Сила, мифическая природа Героя и квази-артурианские отношения между учителем и учеником еще неизвестны во вселенной Лукаса.

Генерал Скайуокер действительно объединяет в себе мастерство воина и мудрость мастера, но это отчасти объясняется тем, что Лукаса восхищали самурайские фильмы Куросавы и других японских кинопроизводителей. И Люк, и два имперских чиновника, вне всякого сомнения, являются намеками на «Скрытую (тайную) крепость» Куросавы.

Также говорят о том, что более позднее влияние на Лукаса оказало прочтение книги Джозефа Кэмпбела «Герой С Тысячей Лиц». Данный труд анализирует героическую мифологию, которая является общепринятой для большинства культур. Он позволяет классифицировать персонажей по принципу архетипов, вроде Доброго Мудреца, Юного Новичка, Злого Божества и т. д. Он также определяет некоторые модели поведения: Поиски Источника Силы, Поиски Отца и т. д.

Как бы там ни было, второй вариант сценария, датированный 28 января 1975 года, демонстрирует, что события начинают потихоньку выстраиваться в цепочку, уже знакомую нынешним зрителям. Эта версия, называющаяся «Приключения Старкиллера (Эпизод I), Звездные Войны», является гораздо более мистической и более насыщенной мифологией, чем более поздние версии. Здесь у истории «Звездных войн» проявляется более детализированная подложка.

Предваряющие фильм титры и последующие диалоги сообщают нам, что «Республика Galactica» была основана в отдаленном прошлом неким святым по имени Скайуокер. Он обнаружил «Силу Иных», определенную им как энергетическое поле, оказывающее влияние на судьбу всех живых существ.

Сила состоит из двух половин: доброй, именуемой «Ashla», и злой (или парасилы), именуемой «Bogan». «Ашла» взаимодействовала со Скайуокером и наделила его могуществом, но он понял, что духовно более слабые существа могут быть совращены «Боган (ом)». По этой причине он не передавал свои знания никому, кроме своих двенадцати детей. Те, в свою очередь, передали их своим детям, которые позже стали известны как «Jedi Bendu Ashla» — термин, означающий «Служители Ашлы».

В течение 100 000 лет легендарные Рыцари Джедай Бенду были защитниками Республики. Но в то время, как Республика росла и развивалась, ее руководящий орган, Большой Сенат, все больше попадал под влияние могущественных Транспортных Гильдий. Теперь коррумпированный Сенат объявил охоту на рыцарей-джедаев, которые вынуждены были искать убежище в отдаленных областях галактики. Провоцируя гражданские беспорядки, препятствуя правосудию и помогая террористам, Сенат управлял народом, постепенно превращая республику в полицейское государство. Так родилась Империя.

Тем временем, молодой джедай-падаван по имени Дарклайтер был совращен «Боган (ом)», и, ведомый им, примкнул к клану пиратов-ситов. Они стали называть себя «Черными Рыцарями Сита». Они помогали Императору уничтожать джедаев, и лишь немногим из джедаев удалось остаться в живых. Наиболее известным из выживших джедаев был человек по имени Стракиллер; он возглавил восстание против Империи.

Сценарий начинается с уже ставшей привычной «космической» сцены, действие которой на сей раз происходит на орбите янтарной планеты по имени Утапау. Лорд Ситов Дарт Вейдер должен помешать капитану повстанцев Дику (Deak) Старкиллеру добраться до базы повстанцев на Огане (Ogana). Вейдер считает, что Дик — последний сын Старкиллера. Чего он не знает, так это то, что уцелевший воин-джедай послал Дика на Утапау с целью поиска другого своего сына, Люка, и могущественного Кристалла Кайбер.

Дик был обнаружен Вейдером, но прежде он успел запрограммировать робота серии R2 и записать в его память жизненно важное сообщение для своего брата. R2-D2 и его приятель С-3ПО совершают аварийную посадку на Утапау и, после столкновения со сборщиками мусора джавами, находят Люка на ферме Оуэна Ларса. Кроме Люка, на ферме Ларса проживают жена Оуэна, Беру, двое младших братьев Люка, Биггс и Уинди, и красавица-дочка Ларсов, шестнадцатилетняя Лейя.

Ларс обучил Люка некоторым джедайским приемам, чтобы подготовить его к тем испытаниям, которые — он знал — скоро выпадут на его долю. Поскольку Люк собрался уехать, Ларс подарил ему Кристалл Кайбер, способный усиливать мощь любой из сторон Силы.

После этого Люк с двумя дроидами отправляется в космопорт Мос Эйсли, чтобы найти способ попасть на Огану. В кантине он демонстрирует окружающим технику владения световым мечом и встречается с Ханом Соло и Чубаккой. Он обещает им щедрое вознаграждение в обмен на путешествие к Огане. На самом деле, Соло — не более чем юнга на пиратском корабле Капитана Оксуса (Oxus). При помощи Чубакки и одного научного сотрудника по имени Монтросс жадный до денег Соло обманывает Оксуса и захватывает его судно. После этого экипаж отправляется на Огану.

Прибыв на место, они обнаруживают, что планета разрушена, а повстанцы исчезли. Люк уговаривает Соло предпринять попытку спасти Дика, который находится в плену в облачном городе на Алдераане — столице Империи и резиденции принца Эспаа Вэлорума (Espaa Valorum), Мастера Боган.

Звездные воины организовывают спасение и побег и добираются до четвертой луны Явина — новой штаб-квартиры Повстанцев. Однако их преследует «Звезда Смерти» Дарта Вейдера, на счету которой — уничтожение Оганы.

На Явине Старкиллер — легендарный старец — использует Кристалл Кайбер, чтобы противостоять Силе Боган, в то время как его воины атакуют «Звезду Смерти». Происходит битва, в которой Хан спасает Люка. В сценарии есть альтернативная концовка, согласно которой Люк вступает в поединок с Дартом Вейдером и уничтожает его возле известного всем ствола шахты. После этого он взрывает «Звезду Смерти» при помощи бомбы с часовым механизмом.

Финальные титры обещают грядущие приключения для сыновей Старкиллера, включая спасение семьи Ларсов, похищенной Империей. Приводится даже заголовок следующего эпизода саги — «The Princess of Ondos».

В этом втором варианте содержатся все ключевые компоненты известной нам истории «Звездных войн». Напряженный сюжет о путешествии с песчаной планеты до штаб-квартиры Империи и повстанческой базы приобрел узнаваемые очертания. Однако, сущность самой истории все еще значительно отличается от того, к чему мы привыкли.

Во-первых, здесь гораздо больше внимания уделено Силе и ее важности в жизни галактики «Звездных войн». В нескольких сценах исторические события щедро детализированы. По сути, время от времени приключения уступают место запутанной галактической хронологии. В этом отношении второй проект в литературном плане стоит ближе к научной фантастике, чем кинематографический сценарий.

Мистические элементы здесь также проявляются более очевидно. Старкиллер, ранняя и функционально более значимая версия Оби-Вана Кеноби, напоминает Мерлина. Взаимоотношения между ним, его сыновьями и Кристаллом Кайбер — это материал, на котором строятся все классические мифы.

(Кристалл Кайбер был возрожден — правда, в несколько иной форме,— в романе Алана Дина Фостера «Осколок Ока Разума»).

Самое фундаментальное расхождение с итоговой версией, возможно, состоит в том, что Люк (описываемый как низкорослый и упитанный!) предстает перед нами более зрелым персонажем. В отличие от своего брата Дика, он по природе более интеллигентен и надевает мантию воина только потому, что это — его долг. Подобно молодому Артуру в «The Once and Future King», он демонстрирует нам задатки будущего величия и лидерства.

В то время, как многие из деталей все еще сохраняют отличие от итоговой версии, на этой стадии интересно обратить внимание на появление некоторых концепций, которые будут сохранены в финальном варианте. Среди них два дроида, Дарт Вейдер, «Звезда Смерти», Чубакка, чудовище из мусоросборника (здесь именуемый «Dia Noga») и, возможно, наиболее важная из всех — знаменитое космическое сражение во время атаки на «Звезду Смерти». (Последнее, возможно, было инспирировано фильмом 1955 года от Warner Bros.— «The Dam Busters»).

Среди значимых отличий — отсутствие Принцессы Лейи (принцесса Ондоса?) и пребывающий в стадии развития персонаж Хана Соло. Соло, рослый бородатый кореллианец, здесь намного моложе, чем в версии 1977 года, и, подобно Люку, приобретает зрелость вместе с опытом. Образ ученого Монтросса позже слился с персонажем Соло, хотя его имя всплывет в более позднем варианте сценария и будет обозначать одного из чиновников татуинского космопорта (!).

Некоторые из ныне знакомых названий и имен пока имеют иную принадлежность. Например, Татуин называют Утапау; Лейя является двоюродной сестрой Люка; тускены — это имперские солдаты; Джабба Хатт — член экипажа Соло на корабле Оксуса, Облачный Город на Алдераане (концепция, позже использованная в «Империя наносит ответный удар») — столица Империи; Ogana (обратите внимание) — обреченная база Повстанцев; и, наконец,— но не в последнюю очередь,— Гранд Мофф Таркин является генералом Повстанцев!

Спустя три месяца после второго варианта вышел краткий синопсис, датированный 1 мая 1975 года, и озаглавленный «Приключения Люка Старкиллера (Эпизод Один). Звездные Войны», в котором представлен более упрощенный вариант развития событий.

Персонаж Дика Старкиллера заменен на ранее безымянную принцессу повстанцев, теперь именуемую Принцессой Органа. В этой версии Утапау стал Органой (но пока еще не Татуином). Люк — юный мечтатель, живущий на ферме; в его жизни неожиданно появляются два дроида, и он покидает родной дом, чтобы спасти принцессу из Облачного Города на Алдераане.

Сложно охарактеризовать конкретные изменения, произведенные на этой стадии. В третьем варианте, написанном в течение 1975 года, продожается работа над деталями, а сценарий все более и более приближается к своему окончательному виду.

В конце концов, был написан четвертый вариант, датированный 1 января 1976 года (сюда входит отредактированная версия от 15 марта и последующие исправления, внесенные по ходу съемок). Этот вариант был озаглавлен «The Adventures of Luke Starkiller, As Taken from 'The Journal of the Whills' (Saga 1) Star Wars». «Приключения Льюка Старкиллера, Как это было описано в „Журнале Уиллов“. Сага Первая: Звездные Войны». По формату этот вариант был уже очень близок к фильму, включая знаменитый прокручивающийся текст: «Давным-давно, в далекой-предалекой галактике…» — и т. д.

Люк здесь все еще носит фамилию Старкиллер, а не Скайуокер — как говорят, изменение было внесено позже, уже во время съемок. Большинство названий и имен обозначают привычные места и знакомых персонажей: Татуин, Джабба Хатт, Алдераан, имперский комендант Таркин и т. д.

Различий между этим четвертым вариантом и фильмом немного, но они, зачастую, весьма существенны. После открывающей фильм космической сцены сюжет переносит нас на Татуин, где Люк разговаривает со своими друзьями — Биггсом Дарклайтером, Диков и Уинди (обратите внимание на имена). Биггс присоединился к повстанцам и предлагает Люку последовать за ним. Люк отказывается, хотя и неохотно, потому что он должен остаться на ферме своего дяди Оуэна Ларса. Но он встречается с Биггсом еще раз — как раз перед началом атаки на «Звезду Смерти».

В промежутке между вторым и четвертым проектами Старкиллер был превращен в Бена Кеноби («Оби-Ван» был добавлен при более позднем редактировании). Старого джедая поселили на Татуине, и на его долю теперь выпала стычка в кантине.

Персонаж Соло пребывает в своем завершенном варианте: теперь он — владелец собственного судна. Несколько сцен, позже удаленных, демонстрируют его в Мос Эйсли — вначале препирающимся с Монтроссом, потом, в редакции от 15 марта, с Джаббой Хаттом. В этой же редакции впервые появляется известная фраза «Позволь вуки выиграть!»

Звездные воины больше не спасают принцессу с Алдераана (который теперь стал обреченным на смерть пристанищем повстанцев) — они спасают ее с самой «Звезды Смерти». В редакции от 1 января Кеноби остается в живых, а сам сюжет далее следует по известному нам сценарию. После редактирования 15 марта Кеноби, как и в фильме, таинственным образом исчезает, едва его касается световой меч Дарта Вейдера.

В процессе упрощения, в соответствии с четвертым проектом, весь материал по хронологии вселенной «Звездных войн» был удален, или же упомянут лишь косвенно.

Природа Силы окончательно превратилась в загадку. Начало ордена джедаев, история падения Республики и т. д. покрылись мраком неизвестности. Отвергнута блестящая социальная аллегория Лукаса о том, как пренебрежение принципами правосудия и воцарение анархии, срежиссированные могущественными Транспортными Гильдиями, приводят к установлению полицейского государства.

Что касается собственно интриги, то она, возможно, сделалась более простой и понятной, чем прежде,— но все же в ущерб некоторым техническим аспектам и мифологии. Радует лишь то, что они не были полностью отвергнуты, а просто, так сказать, отодвинуты в сторону. Некоторые из элементов, содержащихся в более ранних проектах, позже нашли свое отражение в «Империи» и «Возвращении джедая».

Лукас часто заявлял, что ранние дни Империи станут темой для новой трилогии, и что именно таким всегда было его видение прошлого, настоящего и будущего вселенной «Звездных войн».

Возможно, когда-нибудь те образы и понятия, что некогда были отвергнуты (чтобы сделать фильм менее дорогостоящим или более зрелищным), и найдут свое место в большем гобелене «Звездных Войн».

The STAR WARS genesis
How the classic sf saga evolved
A look at the first scripts

by Randy and Jean-Marc Lofficier

Метки: история создания