Ergo: «Вторая часть закончилась словами, что существовала еще и четвертая версия Йоды».
Ник: Да.
Ergo: «Она тоже предназначалась для определенной цели?»
Ник: Нет. Помните, я упоминал ранее, что Рон Хоун создал две копии механизма дистанционного управления Йодой. Второй был своего рода страховкой на тот случай, если с первым возникнут какие-то проблемы.
Ergo: «… но второй так и не потребовался?»
Ник: Верно. Однако Lucasfilm приветствовал принцип наличия дублера.
Чем ближе становился день начала съемок Йоды, тем все более обеспокоенным выглядел Стюарт (Фриборн). Первые несколько дней со сценамив хижине Йоды оказались очень сложными. (Когда на экраны вышел Эпизод I, Марк Хэмилл создал в интернете несколько веб-страничек. Вы, возможно, читали его воспоминания о том, как они сидели «на Дагобе»и ждали, когда починят Йоду. Во время первой съемочной недели марионетка Стюарта часто ломалась). Долгие недели, потраченные Стюартом на доводку модели (в какое-то время у негов работе находились четыре варианта одной куклы одновременно), практически не оставили ему времени на то, чтобы сделать именно такой механизм управления, какой ему хотелось. Компромиссы, к которымон был вынужден прибегнуть, привели к тому, что этот механизм оказался менее эффективным, чем мог бы быть на самом деле.
Постановщики напирали на него, желая увидеть, наконец, запасной вариант, но Стюарт был совершенно измотан. Ему нередко приходилось работать по ночам, ремонтируя оригинальную куклу. Так какк тому времени у меня уже был опыт работы над двумя предыдущими версиями Йоды, Брюс Шарман захотел, чтобы я изготовил верхнюю часть туловища Йоды, закрепленную на неподвижной подставке. Он дал нам крайний срок для этого —3 дня.
Ergo: «3 дня?!??»
Ник: Он не просило том, чтобы создать полноценную модель… он просто хотел иметь небольшую подстраховку, чтобы избежать задержек в съемках.Тот минимум, которому должна была соответствовать модель, состоял в том, чтобы Йоду можно было снимать сзади, поверх йодиного плеча по направлению к Люку,и чтобы Йода мог шевелить ушами. Но он сказал, что, если нам удастся заставить марионетку совершать еще какие-то движения, то это будет замечательно. Стюарту требовалось дополнительное время для излечения «болезни роста» (образно выражаясь, конечно) у основной куклы, поэтому он согласилсяна такой вариант. Мы с Бобом Кином приступили к работе немедленно. Мы получили задание в четыре часа пополудни и смогли пойти домой только три дня и три ночи спустя, когда работа была завершена.
Наш подход радикально отличался от методики Стюарта. Стью стремилсяк совершенству.Он вытачивална станке специальные сочленения и конструировал уникальные механизмы. Мы же пошли по другому пути: взяли все забракованные механизмы, запасные кожуха и черепаи сконструировалииз всего этого самую лучшую комбинированную марионетку, которая могла быть построена за такой срок. Мы собрали ее из того, что валялось вокруг, плюс несколько цепей, что я купилв ближайшем велосипедном магазине.
Ergo: «Довольно рискованное предприятие».
Ник: Конечно, доля риска тут была, но Стюарт позаботился о том, чтобы студия была хорошо оборудована. Я пригласил Боба Кина, чтобы он помогал мне, точно так же, как Стюарт в свое время приглашал Ника Дадмана. У нас получилась хорошая команда. Пока я подгоняли выдалбливал изнутри череп, он проверял работоспособность прилаживаемого механизма. Пока он прикреплялк внутренней полости черепа основные механизмы, я занимался кожей, добиваясь от нее большей эластичности. Мы оба долго бились над проблемой наилучшего размещения цепных приводов; порой мы устраивали себе краткосрочный сон прямо на полу, посреди разбросанных деталей.
Ergo: «Вы вообще не уходили домой?»
Ник: Времени было в обрез.Мы работалина протяжении60 часови закончили прямо перед самым началом съемок, а потом еще целый день дежурили в студиина тот случай, если возникнут проблемы. Методом проб и ошибокмы выработали методику, которую потом использовали и в других фильмах, ибо я и Боб продолжили работать вместе, и он оставался моим ассистентом в течение следующих пяти лет. Мы хорошо дополняли друг друга. Тогда как я былв большей степени одарен талантом художника, чем он (и в ту пору лучше разбирался в материалах, которые мы использовали), опыт Боба в создании моделей как нельзя лучше помогал ему при компоновке и прилаживании механизмов. А детали для этих механизмов мы собирали по всем свалкам, которые только могли найти.
Ergo: «Кажется, он действительно был вам необходим».
Ник: Наверное, ни одиниз нас в ту пору не смог бы работать без другого.
Мы приспособили один из самых первых глазных приводов Стюарта, отказавшись от сложной компоновки, причинявшей Стюарту головную боль, и остановилисьна цепной передаче; мы постарались добиться плавных изгибов и уложили все это спиралью внутри йодиной головы, чтобы уменьшить трение. Такой подход был обусловлен тем, что внутри марионетки было много свободного места; а еще это облегчало работу кукловоду, когда он переходилот управления ртом к управлению бровями. В ключевых областях йодиной головы, вокруг рта и бровей, был расположен ряд резиновых втулок, предназначавшихся для пальцев Фрэнка Оза, чтобы он легко смог отыскать на ощупь нужную точку. Финальные испытания завершились успехом: аудитория убедилась, что Йоды выглядит, как живой.
Ergo: «Должно быть, это было чрезвычано нелегко — создать такое высокотехнологичное изделие, имея так мало времени на сон».
Ник: "Адреналин придавал нам силы… хотя Вы правы. Мы были совершенно разбиты… и как раз во время нашей второй бессонной ночи и произошел тот нелепый инцидент, который я описалв статье «Yoda, the Nogard's sacrifice, and the guy we nailed to the floor!».
Ergo: «Да уж, это было нечто!»
Ник: Это была настоящая нервотрепка. Так или иначе, поскольку наступила уже третья ночь, Грэм Фриборн задержался допоздна, чтобы приделать кукле волосы, и мы принялись раскрашивать кожу — еще до того, как она была прикреплена к механизму.
Ergo: «Это нормально?»
Ник: Вообще-то, нет, но у нас просто не было другого выбора. Если бымы ждали, пока будет прилажен механизм и завершена работа над черепом Йоды, мы не успели бык началу съемок, то есть, к завтрашнему утру. Мне не хотелось срывать сроки, на которыея сам же согласился.
Ergo: «Когда представляют эпическую кинокартину, вроде „Звездных войн“, то думают, что все было построено и проверено уже за несколько недель до начала съемок. Похоже, что так происходит не всегда».
Ник: Такого почти никогда не происходит —в особенности, если приходится создавать что-то такое, чего вы никогда раньше не делали.
{mospagebreak} Ergo: «А такое часто происходит?»
Ник: Лично мне пришлось с этим столкнуться. Я построил свою карьеру на том, что умудрялся каждый раз разбивать новый плацдарм за смехотворно короткие промежутки времени; так происходило практически на каждом фильме.
Ergo: «Особенно на фильме „Krull“, верно?»
Ник: «Krull», «Lifeforce», «Горец»… на большинствеиз них.
Вернемся к Йоде.Боб собрал последний привод, после чего улегся спать прямо на полув мастерской, а я в течение этих нескольких часов натягивал на марионетку кожу. Когда я покончилс этим делом, у нас оставаось меньше 4 часов, чтобы приделать волосы и нанести«макияж» — и, тем не менее,я потратил драгоценные полчаса на то, чтобы с гордостью продемонстрировать работу всего механизма. Брюс просил нас лишь о том, чтобы уши могли двигаться; мы же изготовили полностью подвижную марионетку: глаза могли двигаться влево, вправо, верх и вниз, кукла двигала верхними и нижними веками, ушами… эта была именно та мобильность, о которой мечтал Фрэнк Оз. Правда, мы не были уверены, что все это будет продолжать работать при натянутой сверху коже. Я потратил так много времени и усилийна это,и мнене хотелось вдруг обнаружить, что это не работает так, как нужно. Я разбудил Боба, и мы выпили по чашке чая… потом сделали глубокий вздох и запустили механизм. Он работал чуть более жестко, чем нам хотелось бы,но все равно: нас обоих охватило сумасшедшее ликование от того, что эта штука действует, и все двигается.
Ergo: «Должно быть, это был незабываемый момент».
Ник: Это было действительно здорово. Конечно, годы спустя мы уже изготавливали настолько более сложные механизмы, что теперь кажется невероятным, что нам пришлось ломать голову над такими вещами, которые теперь считаем само собой разумеющимся. Но в то время это было тем, что мы никогда прежде не делали.
Ergo: «Эта модель Йоды была использована?»
Ник: Да, и очень широко. На съемках она была нужна для того, чтобы Стюарт смог переодически забирать основную марионетку и производить необходимый осмотр.
Ergo: «В глазах Йоды было столько выразительности, что многие считали, будто внутри куклы кто-то сидел».
Ник: Я знаю. Но своей «очеловеченностью» Йода обязан мастерству Оза и его кукловодов.
Ergo: «Расскажите мне об ушах Йоды. Они двигались просто потрясающе».
Ник: Да, выглядело это довольно неплохо… хотя я не могус уверенностью утверждать. Я видел, что Уэнди Мидендер приспособила совершенный в своей простоте механизм к ушам самого первого Йоды, и я скопировал это удачное решение. Правда, это не работалотак же хорошо… но ведьу нас было всего три дня на работу. (Я подозреваю, что она, вероятно, внесла кое-какие изменения, когда заполучила для съемок нашу модель Йоды).
Ergo: «Я видел фотографии декораций Дагобы, где размещались Йода со своей хижиной. Эти декорации выглядят просто огромными».
Ник: Да, это выглядело весьма внушительно.
Ergo: «Я где-то читал, что эти деревья были сделаны из гипса».
Ник: Декораторы проделали огромную работу. Даже стояв самом центре декораций, невозможно было отделаться от мысли, что находишься прямо посреди болота. Там был ручей, стекавший в пруд,в котором потерпел аварию X-Wing,и нам обычно приходилось пробираться по грязи и переходить этот поток, перебросив через него несколько деревянных досок.
Ergo: «Грязь была настоящей?»
Ник: Команде пришлось излазить вдоль и поперек Веллингтонские топи, и бедный Фрэнк Оз проводил половину своего времени, лежа во всем этом.
Ergo: «Я думал, если уж они сделали деревья из гипса, то, наверное, они использовали и какую-нибудь специальную „непачкающую“ грязь».
Ник: Увы. Всей этой грязи потребовалась лишь пара дней, чтобы перейти к Йодена лицо. Фрэнк и его операторы прилагали все усилия к тому, чтобы сохранить марионетку в чистоте,но это было единственное, что они могли сделать. Я уверен, что вы знаете, что фильм снимают не в той последовательности, в какойон идетна экране.Если вы посмотрите фильм по-настоящему внимательно, то сможете определить, какие кадры снимались первыми, а какие — последними, по тому, насколько грязным выглядит в кадрелицо Йоды.
Ergo: «Вы шутите?»
Ник: Просто посмотрите фильм. Для наблюдательного человека это выглядит очевидным.
Ergo: «Йода — это настоящий кинокумир, существо, которое стоит наособицу ото всех. Когда вы поняли, что участвуете в созданиичего-то грандиозного?»
Ник: Когда я впервые увидел отснятый крупный план с тем, что мы сделали, то меня охватило необычайное возбуждение. Но настоящим экстазом было сидеть в кинозале, среди публики, и слушать, как аудитория реагирует на все эти изготовленные нами неодушевленные предметы. Это было величайшей почестью для меня, и, конечно Стюарт вполне заслуженно получил премию BAFTA.