Ник: В первой части я уделил больше внимания второстепенной информации о проекте, главным действующим лицам, вовлеченным в эту историю и разработке первой марионетки. В ЧастиII я хочу поговорить о некоторых других версиях Йоды, изготовленных для определенных целей и обстоятельств.
Ergo: «Например?»
Ник: Было решено, что для той сцены, где Йода висит в рюкзакеза спинойу Люка, понадобится специальный вариант куклы. Марионетка с руками-перчатками была хороша для крупных планов, на которых камера подъезжала так близко, что почти можно было видеть Фрэнка Оза, спрятавшегося за спиной Марка Хэмилла. Но для дальних планов — там, где Люк бежит, идет и т. д.,и где Йода раскачивается в такт шагам Люка, нужна была радиоуправляемая модель. В ту пору у грим-отделане было под рукой ничего радиоуправляемого. Больше, чем за годдо этого Боб Кин и я пробовали экспериментировать с подобными вещами, работая над аниматронной моделью медведя для телевизионной постановки «Three on the run», которая потерпела провал уже при пилотном показе.
Рон Хоун (Ron Hone) работал с Ником Олдером (Nick Allder) в Physical Special Effects Department. Он контролировал работы по изготовлению роботов, и это было вполне естественным, что ему поручили задание по изготовлению двух радиоуправляемых механизмов.
Ergo: «Двух механизмов?»
Ник: Один был дублирующим. Если один сломается, вы жене захотите ждать, пока изготовят другой. Это отняло бы слишком много времени. Поскольку изготовление этого механизма грозило стать самым длинным производственным процессом (после того, как было покончено с лепкойи созданием отливочных форм), Рон сделал два устройства. Но, по сути, необходимо было лишь одно.
Ergo: «Было ли это похоже на маленьких шагающих роботов?»
Ник: Нет, в этомне было необходимости. Часть работы руководителя отдела состоит в том, чтобы не позволить бюджету выйти из-под контроля, определить самое необходимое для того, чтобы получился нужный кадр, и не тратить деньги на то, что все равно никто никогда не увидит. Кроме того, сделать робота, который бы мог передвигаться самостоятельно — неимоверно сложная задача. Руки и ногине имели механизмов для движения, но мы могли придать им любое положение — то, которое требовалось для текущей сцены. Глаза, веки, челюсть и шея были радиоуправляемыми, а сам механизм размещался внутри модели. Все это чудесным образом поместилось в рюкзакеу Люка.Марк мог свободно двигаться, в то время как оператор-кукловод стоял где-нибудьв стороне.
Стюарт (Фриборн) ужасно вымотался, делая свой хитроумный механизм для первой марионетки. Поэтому он попросил меня упрятать механизм, созданный Роном, внутрь той оболочки-"кожи", что я изготовил. После этого мы с Грэмом Фриборном повтыкали волосы в голову Йоды (так делалось на всех его марионетках), и кукла отправилась к художникам-декораторам.
Ergo: «Что Вы подразумеваете под словом „повтыкали“?»
Ник: Видите ли, есть два традиционных метода прикрепления волос. Первый — это изготовления парика путем пришивания волос к тканевой основе или приклеивания их на тесьму — по 3–4 волосказа раз. Второй способ предусматривает наклеивание волос непосредственно на голову актера. маски или марионетки; это называется «свободным наложением волос». Но в нашем случае ни одиниз этих вариантов не подходил. «Свободно наложенные» волосы оказались бы слишком хлипкой конструкцией для куклы, которую намеревались постоянно использовать в течение многих недель; а сами йодины волосы были чересчур редкими, чтобы можно было использовать обычный парик.
В фильме «Космическая одиссея 2001 года» Стюарт (Фриборн) использовал для масок обезьян альтернативный метод. Я не знаю точно, сам лион его изобрел, но думаю, что он вполнесмог бы это сделать. Пряди синтетических нитей (похожих на волосы) пропускались сквозь иглу шприца; когда шприц вонзался в «кожу», нить также продергивалась внутрь — по одной нити за раз.Для «Звездных войн» мы использовали настоящие волосы, а иглы после однократного использования приходилось выбрасывать и заменятьна новые.
Ergo: «Вы имеете в виду, что вам приходилось продергивать каждый волосок сквозь иглу перед тем, как волос окончательно прикреплялся к голове?»
Ник: На самом деле, еще хуже: мы продергивали каждый волосок не только сквозь иглу, но и сквозь корпус шприца —через то место, куда набирается раствор для инъекции.
Ergo: «Просто невероятно!»
Ник: Этот метод мы с успехом использовали на Чубакке и на Йоде.
Ergo: «Были ли еще какие-нибудь варианты Йоды, которые изготавливали для определенных сцен?».
Ник: Была одна модель, размером вдвое больше обычной: внутри нее должен был размещаться карлик. Эта модель была нужна для одного кадра в конце самой первой сцены встречи Люка и Йоды… где вы видите, как Йода идет через болото.
Ник: Нет, Кенни — карлик, и по пропорциям он не подошел.А вотлилипуты — маленького роста, но пропорцииу нихтакие же, как у обычных людей. Мне кажется,в том кадре мы использовали Дип Роя (Deep Roy).
Ergo: «А кто изготовил модель?»
Ник: Я. Я использовалди-изо-октил-фталат, растворенный в изопропиловом спирте, чтобы растянуть готовую кожу до вдвое большего размера.
Ergo: «В химии вы должны быть таким же хорошим специалистом, как и во всем остальном».
Ник: Это точно.
Тогда мы использовали пену Windsor Hills, а она обладала повышенной чувствительностью ко многим материалам… так что химия была самым быстрым решением проблемы. Втыкание волос в перетянутую,и оттого непрочную кожу тоже было нелегким делом, но, по счастью, модель должны были снимать в дальних планах. Раскрашивание чересчур маслянистой кожи также было непростой задачей.
Ergo: «Итак, вы изготовили две версии одного Йоды».
Ник: Не совсем. Есть еще одна марионетка, которую мы покане обсуждали.
Ergo:"?"
Ник::-)
Ergo: «Я так думаю, что это подводит нас прямиком к Части III!»