Рождение Йоды. Часть первая

yoda episode 5

Ник Мейли (Nick Maley) — один из тех, кто был причастен к созданию Мастера Йоды — ушастого зеленого гремлина из классической трилогии «Звездных войн». У него есть свой собственный сайт под названием CineSecrets, на страницах которого он охотно делится с читателями закулисными секретами, сопутствующими созданию «Звездных войн». Я, честно сказать, не знаю, кто такой Ergo, от имени которого ведется интервью.

Ergo: «Почему вы решили разделить статью об Йоде на три части?»

Ник: Потому что тут слишком много всего такого, о чем можно было бы рассказать. Вот, например… существовал более чем один Йода.

Ergo: «Вы шутите!»

ЙодаНик: "Только на «Империя наносит ответный удар» было четыре марионетки (ну хорошо, три с половиной), плюс уменьшенная копия, и, наверное, не меньше было сделано для «Возвращения джедая»,— об этом мне неизвестно. Пересмотрите заново эти два фильма. Довольно легко обнаружить, что в каждом из них использовались различные куклы. Ну хорошо, руки-перчатки Йоды были сделаны из взаимозаменяемых деталей. Далее идут голова и шея (уже две части). Туловище. И целый комплект рук и ног для разных случаев жизни.

Ergo: «Я и понятия не имел.»

Ник: "К созданию этих различных вариантов одного и того же Йоды было привлечено множество народа. Я делю нашу беседу на три части, чтобы помочь читателям разобраться в отличиях и полностью удовлетворить их любопытство.

Ergo: «Хорошо. А теперь — главный вопрос: кто же создал Йоду?»

Ник: Есть один круизный лайнер, который постоянно заходит в Антигуа, и портовый гид любит рассказывать всем, что я создал Йоду…

Ergo: «Так это все-таки вы?»

Ник::-) …….. нет.

Ergo: «Тогда кто же?»

Фрэнк Оз и ЙодаНик: Двумя самыми важными людьми (не считая Джорджа Лукаса) в жизни самого широкоизвестного инопланетянина (прости, E.T.) были Фрэнк Оз, который проделал невероятную работу для того, чтобы вдохнуть жизнь в эту марионетку, и Стюарт Фриборн, который тогда возглавлял Make-up/Creature Effects Department. Стюарт получил Оскара за свою работу в «Звездных войнах», и он заслужил это. Он — тот, кто (наряду с Джорджем Лукасом) принимал все ключевые решения. Он — тот, кто должен был принять на себя весь удар, выстоять, когда на него давили, заставляя выполнить работу в максимально сжатые сроки (и давили, нужно сказать, изрядно). Конечно, физически он не делал все сам, никто этого не говорит… остальные тоже подключались. Мне нравится думать о себе, как о главном действующем лице этой истории, хотя, в действительности, это Стюарт был тем, кто предоставил мне и другим ребятам возможность внести в это дело свою скромную лепту; это он уговорил Lucasfilm взять нас на работу, а затем доверял нам разные поручения.

Ergo: «Грим-студия занималась всем этим — созданием Йоды?»

Ник: За исключением радиоуправляемого Йоды, о котором я расскажу во второй части, я бы сказал — в основном, да. Йода был полностью создан в нашем отделе. Однако, должен говориться, что Стюарт привел в отдел таких людей, как Уэнди Миденер (которая была настоящим специалистом по управлению марионетками), Боб Кин (стажер, у которого был опыт в моделировании) и Дэвид Баркли (другой стажер, он имел опыт в кукловодстве). Помимо Стью и Кея, еще только Грэм Фриборн и я собственной персоной имели опыт работы в качестве гримеров. Мы присутствовали при зарождении аниматроники. Жизнь меняется очень быстро. Я считаю, что «Империя» была первым «студийным» кинофильмом в Великобритании, для которого была создана целая студия по дизайну инопланетных существ, а в штат самой студии входило множество талантливых людей, обладавших самыми разносторонними навыками. Многие фильмы после этого пошли по тому же пути, но «Империя» была первой.

Уэнди Миденер играла ключевую роль в создании Йоды. Помимо этого, она была также одним из трех операторов, помогавших Фрэнку Озу.

Ergo: «Трудно было работать с Озом?»

Ник: Фрэнк — великий человек. Талантливый, эрудированный, умеющий ценить… настоящий профессионал.

Ergo: "Когда вы встретились с ним в первый раз? "

Ник: Когда он начал подбирать себе ассистентов. Телевизионная студия, где снимались «The Muppets», располагалась в том же самом маленьком городке, что и наша студия — Borham Wood (его еще иногда называют Elstree). Так что Фрэнку не пришлось далеко ходить. Я помогал ему с кастингом, и, когда мы закончили, мы посмотрели на актеров, и кто-то показал на меня и сказал: «Посмотрите, это же вылитый Йода!»

Ergo: «Лукас давал конкретные указания относительно того, каким должен быть Йода?»

Ник: «Конечно, были рисунки Ральфа Маккуарри, о которых я упоминал в статьеBackground to the Star Wars creature design“. Но главная составляющая, обусловившая размеры Йоды и резко изменившая весь его характер, была делом рук Фрэнка Оза.

Ergo: „Что?“

Ник: „Я объясню это по ходу своего повествования“.

Ergo: „Кто занимался моделированием?“

Ник: Почти все полностью сделал Стюарт. Он прилепил кусок глины к пластиковому прототипу руки Фрэнка и пытался воссоздать образ, придуманный Маккуарри, приспособив его к новым размерам. Уэнди Миденер проделала ту же самую работу с ушами и вылепила руки и ноги.

Разумеется, уменьшение пропорций оригинального дизайна до размеров 28-дюймовой марионетки здорово повлияло на образ самого персонажа. Йода провел несколько месяцев на столе в комнате Стюарта и пережил за это время множество метаморфоз. Я не приприпомню другого такого персонажа, работа над моделированием которого отняла бы столько времени. Приходил Джордж Лукас, смотрел на него и начинал говорить со Стюартом… потом входил Гэри Куртц (продюсер), и обсуждения начинались по новой. Они ломали головы в размышлениях, а потом, после разговора, Стюарт снова садился за работу и трудился в течение целой недели — пока все описанное выше не повторялось вновь. Расписание было составлено так, что, чем дольше продолжались работы по созданию модели, тем меньше времени оставалось на само создание марионетки. Я уверен, что и сам процесс, и эти вынужденные задержки очень нервировали Стюарта. Временами он бывал ужасно вспыльчив. Мы все старались держаться подальше от него, чтобы не мешать. Помню, однажды на столе у него выстроились в линию три или четыре различных версии Йоды. А еще помню, как я сказал Брюсу Шарману, руководителю производства: „Забудьте о кукле. Давайте покрасим Стью в зеленый цвет, прилепим к нему пару огромных ушей,— и пусть играет!“

Ergo: „Я, вроде бы, слышал о какой-то связи между Йодой и Эйнштейном“.

Ник: Вполне вероятно. Фотография Эйнштейна была прикреплена к стене позади стоявшего на столе Йоды, и морщинки вокруг глаз Эйнштейна пригодились для создания образа Йоды. В течение этого эволюционного процесса Йода медленно преобразился из эльфообразного, высокого, тощего, похожего на кузнечика существа в того старого, мудрого, шустрого гнома, которого мы все теперь знаем. Заключительным шагом в этом преобразовании стало требование Фрэнка по поводу того, чтобы у куклы не было челюсти. Это дало бы ему, как кукловоду, больше свободы для выражения, однако при этом подразумевалось, что кожа инже щек будет свисать свободно, что делало Йоду старше и придавало его лицу несколько слабовольное выражение — и это очень сильно отличалось от рисунков, сделанных Ральфом Маккуарри.

Ergo: „И что же вы сделали?“

Ник: Когда все это происходило, я работал над вампой и миноком и вспенивал „кожу“ для тонтона. Когда работы по моделированию Йоды были завершены, на мою долю выпала адская работенка по отрезанию ушей Йоды и изготовлению отливочных форм. Когда я говорю „адская работенка“, я подразумеваю, что это было действительно похоже на ад. После того, как Стюарт потратил целые месяцы на тонкую, кропотливую работу по доводке модели, я должен был отлить фигуру из гипса — процесс, который должен был полностью уничтожить творение Стюарта. Не было никакого макета; если бы мы что-то испортили, все труды пошли бы насмарку. Стью был ужасно обеспокоен всем этим и во время работы дважды проверял, что там с лицом Йоды. Для того, чтобы изготовить отливочную форму, модель нужно было разрезать на две части, и еще несколько форм требовалось для разных частей тела; все это было необходимо, чтобы превратить глиняную скульптуру в работающую марионетку.

Ergo: „Что это были за формы?“

Йода и Фрэнк ОзНик: Разговор приобретает все более выраженную техническую окраску… ну что ж. Первые три отливки предназначались для оболочки. Мы должны были создать оболочку из латексной пены, в которую Фрэнк вдохнул бы жизнь» а еще к ней крепились механизмы, отвечающие за движение глаз. Толщина «кожи» варьировалась от 1/8 дюйма в толщину (вокруг глаз) до приблизительно 1/3 дюйма в других местах. Вторая отливка была сделана как продолжение первой и предназначалась для марионеточной детали, которая должна была приходить в действие от рук Фрэнка Оза. Этой деталью должен был стать череп, изготовленный из фибергласса и полиуретана. Очевидно, что череп внутри и снаружи должен был отличаться, но выглядеть одинаково хорошо с обеих сторон. Я создавал формы по отдельности для ушей, рук и ног. Если вам хотелось потом вновь соединить все эти части вместе, вам приходилось соблюдать ювелирную точность. Помимо необходимости сохранить все мельчайшие детали оригинальной модели и добиться минимального искажения в тех местах, где части будут соединяться друг с другом, текстура туловища и черепа должна была полностью совпадать, а «кожа» должна была идеально прилегать к глазам.

Ergo: «Звучит действительно очень сложно».

Ник: Понимание самой концепции было, наверное, еще более сложным, чем выполнение задуманного. Я помню, как Стюарт каждый раз тщательно проверял, как я подготовил модель к формовке, и только после этого позволял мне приступать к действиям. Он мог так посмотреть на вас, что все сразу становилось ясно; все, к чему нельзя было применить определение «превосходно», для него было неприемлемо, тем не менее, мы работали бок о бок в течение семи лет. И я благодарен ему за то доверие, которое он мне оказал.

Ergo: «У вас были особенные отношения».

Ник: Стюарт был моим наставником в течение долгих лет, о чем я не могу забыть. Хотя он был жестким руководителем, все равно обязан ему за то, что он провел меня через все эти испытания; благодаря этому я получил неоценимый опыт и смог развить свой творческий потенциал.

Так или иначе, как только формы были закончены, я приступил к изготовлению оболочки из латекса, в то время как наши моделлеры делали черепа. Я делал почти всю латексную оболочку, использующуюся в фильме. Мы придавали коже различную степень плотности, чтобы отыскать верный баланс и растягивали усевшую кожу (она уменьшалась примерно на 8%) до первоначального размера при помощи ди-изо-октил фталата, растворенного в спирте.

Ergo: «Вот теперь это действительно начинает звучать по-научному».

Ник: Знаю, но вдруг кому-нибудь пригодится эта информация.

Уэнди Миденер изготовила туловище из листовой пены дюймовой толщины… это был гибкий полиуретан, который был вырезан и склеен в той манере, которую тогда обычно применяли при создании кукол для «Маппет-шоу». Этот способ весьма эффективно работал, когда нужно было создать некую полую форму и при этом свести ее вес к минимуму. И, хотя внутри не было никакого каркаса, конструкция получалась весьма прочной.

Ergo: «А что насчет рук и ног?»

Ник: Они были съемными; и те, и другие существовали в нескольких вариантах. Некоторые управлялись при помощи длинных палочек, другие надевались прямо на руки кукловодов, как перчатки. Сюжет сцены диктовал то, что именно должно быть использовано.

Фрэнк и Уэнди делились с нами своим богатым опытом. Фрэнк был самым близким партнером Джима Хенсона и работал над телевизионным постановками «Улица Сезам» и «Маппет-шоу» в течение многих лет. Уэнди очень гордилась тем, что работает с ним.

Ergo: «А кто же собрал все части воедино?»

Ник: Как я уже говорил выше, хотя многие из нас думают, что Йода был одной марионеткой, на самом деле, было изготовлено несколько его версий. Голова первого Йоды была смонтирована Стюартом. Я могу предполагать, что кое-какой артворк и волосистая часть головы для той модели были сделаны Грэмом Фриборном по рекомендациям Стюарта, потому что в более поздних моделях он и я делали ту же самую работу, но, возможно, что Стюарт сделал все самостоятельно.

Когда марионетку собирали в единое целое, то самой критической деталью был механизм глаз. Чтобы он поместился внутрь головы, в верхней части черепа должна была быть пустота,— и, в то же время, этот механизм должен был быть устроен так, чтобы не мешать руке Фрэнка, управляющей движением бровей. Перед началом процедур Стюарт, при содействии Боба Кина, изготовил множество опытных образцов этого устройства. По какой-то ему лишь известной причине они ему не понравились, и все они были отвергнуты еще до того, как работа была завершена. Он хотел добиться более изящного эффекта. Ему хотелось найти что-то такое, что могло бы использоваться для выражения эмоций, а не просто совершать определенные механические движения. Мне кажется, он был чересчур требователен к себе. Он хотел совершить очередной прорыв, подобный тому, что он сделал на фильме «Космическая одиссея 2001 года». Он запирался у себя в кабинете в течение многих недель и, в конце концов, сотворил удивительный и изящный механизм наподобие тех, что применяются в духовых музыкальных инструментах. Механизм вставлялся в череп, в то место, где должен располагаться мозг, и управлялся при помощи различных манипуляций пальцами. Стюарт тут же назначил Ника Дадмана своим личным ассистентом, и оба они проводили большую часть времени в кабинете Стюарта. Механизм со всеми его многочисленными крошечными шарнирами и кулисами оказался чрезвычайно сложным, а дата съемок первых сцен с Йодой уже была объявлена, поэтому на Стюарта оказывалось чрезвычайно сильное давление. Фрэнк все спрашивал: «Когда, когда?»,— и Стюарт день ото дня становился все более раздраженным, потому что ужасно спешил закончить работу.

Ergo: «Зато вы должны были приобрести ценный опыт по созданию моделей в максимально сжатые сроки».

Ник: Только проку от этого было мало. Как оказалось, та, самая первая марионетка, гораздо больше использовалась во время съемок «Возвращения джедая», чем на «Империи».

Ergo: «Тогда что же использовалось на „Империи“?»

Ник: А это уже другая история! Читайте вторую и третью части, и вы все узнаете.

The Making Of Yoda (Part One)

Метки: история создания, Эпизод V, Йода