…Эпизод I получил множество восторженных отзывов за свои невероятные компьютерные спецэффекты. Создатели практически отказались в немот традиционного, ручного, моделирования; многие вообще считают, что эта технология в наше время уже устарела. Однако Стив Гоули (Steve Gawley), руководитель студии моделирования в Industrial Light & Magic, думает иначе. Его студия должна была обеспечить создателей фильма сотнями моделей, от уменьшенных копий декораций и транспортных средств до полноразмерных объектов. Поскольку Гоули входил в число моделлеров самых первых «Звездных войн», ему проще, чем кому-либо другому, проследить за изменениямив этой области и оценить роль традиционного моделирования в эпоху развития компьютерной графики.
…Одной из самых захватывающих сцен, над которыми работала команда Гоули, стал эпизод гонки Бунта Ив. После просмотра раскадровок Джон Нолл, ответственный за создание спецэффектов, дал моделлерам зеленый свет на компоновку гигантской арены в Мос Эспа. «У ILM имелся опыт создания миниатюр и внедренияв сцену компьютерных персонажей в других фильмах. Но в данной ситуации более эффективным решением было создание декораций вручную»,—поясняет Гоули.
Как только была получена команда приступить к действиям, для 15 из87 моделлеров, занятых в Эпизоде I, началась серьезная работа. На основе раскадровок художественным отделом была создана миниатюрная концепт-модель арены. Эта модель послужила отправной точкой и использовалась, как базис, во время производственных дискуссий между моделлерами, производителями спецэффектов и операторами.На ее основе решали, какие кадры будут использованы в том или ином эпизоде. Обсуждалось и учитывалось всё: ракурс, масштабирование, освещение. После окончательного уточнения всех деталей была разработана итоговая модель: огромные декорации размером 40 на40 футов (примерно 12×12 метров).
Однако кое-что пока еще отсутствовало: зрители. Прибегнув к изобретательности, моделлеры приняли довольно оригинальное решение. «У нас был стадион, способный вместить примерно 350 тысячзрителей,— вспоминает Гоули,—и нам хотелось полностью передать ощущение трехмерности, так, чтобы можно было показывать стадион с разных углов». После нескольких проб и ошибок команда нашла неортодоксальное решение. «Гениальная идея пришла в голову одному из наших главных моделлеров, Майклу Линчу,— продолжает Гоули.— Этой идеей были ватные шарики на длиных деревянных палочках, закрепленных в специальной подставке, которая, в свою очередь, была закрыта чем-то вроде щита или ширмы. Правда, когда мы намотали эти ватные шарики на палочкии раскрасили их в разные цвета, то на расстоянии это выглядело „смётанным на скорую руку“. Продолжая думать над решением этой проблемы, мы отправились домой, на выходные;мы смотрели футбол и автомобильные гонки, пытаясь понять, как издали выглядит большое количество народа. Там, главным образом, все пестрит разноцветьем, а большого движения не наблюдается».
Чтобы придать сцене как можно большее иллюзии реальности, толпа «ватных» зрителей должна была способна передавать даже едва уловимые колебания переполненных трибун. Моделлеры в очередной раз призвали на помощь свой творческий потенциал. «Ватные палочки» были закреплены на проволочной сетке, однако у них оставалось достаточно подвижности; мы подавали воздух на заднюю сторону всей этой конструкции, ветер дул, и наши «зрители» чуть колыхались в ответ".Эта модельс ватными палочками послужила фоном, к которому аниматоры добавили компьютерно-сгенерированных гонщиков и прочие цифровые штучки, включая дополнительных зрителей — как живых актеров, так и сделанныхна компьютере.Если бы эту сцену решили полностью сделать на компьютере, то пришлось бы затратить значительно больше времени и ресурсов.
Конечно, модели нужны не только для того, чтобы их использовалигде-тона заднем плане. Очень часто модели служат эталонным образцом для компьютерных художников, или применяются для того, чтобы, при некотором посредничестве пиротехников, «вживую» снимать визуальные эффекты. "Мы сделали республиканский крейсер,— тот, который появляется в начале фильма и затем взрывается в ангаре судна Торговой Федерации; уменьшенную модель этого ангара мы построилив том же масштабе, что и сам крейсер. Еще мы построили модель генераторного зала; он, по сути, является чем-то вроде машинного отделения на большом линкоре. Мы сняли, как огонь вырывается в коридор,а компьютерные аниматоры позже добавили к этой сцене дроидов, спасающихся бегством от пожара.Еще были бронированые танки Торговой Федерации, летающие штурмовые платформы, боевые звездолеты и куча других транспортных средств и оружия. Иногда взрыванию подвергались непосредственно сами модели, иногда взрыв был смоделирован на компьютере, но, в любом случае, как говорит Гоули, «мы не давали скучать нашему главному пиротехнику Джефу Хирону и его ребятам».
И, хотя сам Гоули отмечает, что уровень анимации сейчас несоизмеримо выше, чем это было 20 лет назад, еще остаются области, в которых студийное моделирование более предпочтительно, чем моделирование компьютерное. Часто эти фигуры ручного изготовления используются в качестве базовой модели для компьютерных художников-аниматоров — как тогда, например, когда команда моделлеров изготовила полноразмерные фигуры боевых дроидов, которых позже использовали для «живой» съемки, когда показывали усеянное останками поле боя в сцене битвы на Набу. Команда Гоули также выполнила полноразмерную модель дроидеки, которая вращалась и становиласьв устрашающую боевую позицию.
Однако самым характерным примером самостоятельно действующей модели может служить C-3PO, этот «посредник между людьми и киборгами». «Нас позвали и спросили,сможем лимы изготовить полноразмерную куклу C-3PO, способную передвигаться. И эта кукла была действительно сделана одним из наших главных моделлеров, Майклом Линчем, который отвечал за этот проект. Мы построили пробную модель из фанеры,на пружинных амортизаторах. Джон Нолл сказал: „О кей. Я выкрашу этого парня, и издали будет казаться, будто это идет C-3PO“.» Мы скопировали идею с оригинальногоC-3PO,— его руки, ноги и колени,—но все остальное было новым. Робот выглядел так, словно его сделал десятилетний ребенок. Это было придумано для того, чтобы придать ему немного нелепый вид. Как бы там ни было, смотрелся он довольно мило".
С тех пор, как Гоули сделался моделлером, он был свидетелем множества перемен, произошедших в этой отрасли. Цифровые технологии теперь стали широкодоступными, о чем прежде даже и не мечталось, а в распоряжении создателей спецэффектов находится самая передовая техника. Сами команды разработчиков стали более многочисленными и в большей степени специализируются на выполнении конкретных задач. «Но, вместо того, чтобы полностью заменить собою традиционную технику создания моделей, цифровая революция лишь усилила потребность в этом „архаичном“ ремесле,— говорит Гоули.—Из-за всех этих компьютерных визуальных эффектов мы теперь даже более заняты, чем когда-либо.И это здорово».
«The Very Model of a Model Shop» (starwars.com) December 14, 1999 (с небольшими сокращениями)