Симфония Далекой Галактики

john williams star wars la philharmonic gala

Создание музыкальной темы для классической трилогии

В 1977 году вопрос относительно музыкальной темы для «Звездных Войн» рассматривался в единственном аспекте: будет ли это той необходимой деталью, что заставит зрителей прийти на фильм — фильм, который уже превысил бюджет на 11 миллионов долларов. Поначалу Джордж Лукас планировал обратиться к классической музыке: он считал, что использование отрывков из хорошо известных всем классических произведений, вроде того, как это было сделано в фильме «Космическая Одиссея 2001 года», сработает лучше всего.

Уильямс осознавал важность, которую имела музыкальная тема для этого фильма. Она должна была содействовать установлению контакта со зрителем, особенно во время эпизодов с участием диковинных существ или героических сцен. Композитору фильм представлялся в виде потрясающей воображение космической оперы, главной темой которой является противостояние добра и зла, поэтому было решено, что музыка должна быть написана в оперных традициях, с использованием техники лейтмотива. Из классических композиторов применение лейтмотивов более всего характерно для Рихарда Вагнера: он задействовал повторяющуюся мелодию или последовательность аккордов, чтобы подчеркнуть характеристику персонажа, явления, а также настроение или место действия. Вагнеровская тетралогия (цикл из четырех опер) «Кольцо нибелунгов» — это, возможно, самый классический пример использования лейтмотивов, и Уильямсу, без сомнения, было об этом известно.

«Это не было такой музыкой, которая смогла бы живописать неизведанные миры „Звездных войн“; напротив, это должна была быть музыка, которая заставит нас пережить столь знакомые, столь незабываемые ощущения,— для меня, как для музыканта, это означало погружение в оперный мир девятнадцатого столетия, в эпоху Вагнера и ему подобных, если хотите. Такого рода воздействие должно было напомнить о переживаниях, которые зритель некогда испытывал при просмотре театральных постановок — я, конечно, говорю о западном зрителе»,— подчеркнул Уильямс, говоря о саундтреке к классической трилогии почти через 20 лет после его написания, в 1997 году. (1)

При редактировании фильмов часто используется врменное музыкальное сопровождение — чтобы усилить ощущение ритма и темпа и дать композитору возможность понять то настроение, которое режиссер хочет передать при помощи музыки. Во время монтажного процесса «Звездных войн» были использованы музыкальные темы из «King's Row», «Приключений Робина Гуда», «Бен-Гура», «Битвы за Британию», «Prince Valiant» и «Невесты Франкенштейна», наряду с классическими произведениями Холста, Чайковского, Дворжака, Бартока и Элгара. Эти композиции использовались напрямую или в виде музыкальных цитат, чтобы придать каждому конкретному эпизоду необходимое мелодическое настроение. Уильямс использовал временный саундтрек в качестве источника вдохновения для своей собственной патетической композиции. При этом немалое влияние на его работу оказали героические партитуры для медных духовых инструментов, сочиненные кинокомпозитором Эрихом Вольфгангом Корнгольдом и исполненные в ряде фильмов кинокомпании Warner Brothers в 30-40-х годах прошлого века — в частности, в фильме «King's Row».

После того, как общая концепция была определена, и готовый фильм был «размечен» под музыку Уильямса, Лукас и музыкальный редактор Кен Уонберг дали Уильямсу шесть недель на то, чтобы обработать партитуру. Несмотря на то, что в некоторых комментариях говорится обратное, Уильямс, храня верность своему излюбленному методу работы, предпочел не перечитывать сценарий. “Я помню, как смотрел кино и отмечал для себя его атмосферу, энергию и ритм. Для меня это является лучшим способом восприятия фильма — непосредственно с экрана, без какой-либо предвзятости, которая может возникнуть после прочтения сценария". (2)

В июльском номере журнала «Films and Filming» за 1978 год Уильямс рассказывал о том, что он предпочитает работать за фортепьяно и использует листы партитур с точно определенным хронометражом. Композитор начал свою работу с создания лейтмотивов для Силы, Люка Скайуокера, Принцессы Лейи, “маленького народца” (джавы), героического музыкального вступления для Повстанческого Альянса и «грозной» темы для имперских солдат. Сочиняемые лейтмотивы предназначались для определенных музыкальных инструментов; например, тема Силы была написана для тягучего английского рожка или валторны; мягкость музыкальной темы Лейи отлично передавала флейта; фанфары Повстанцев гремели верхними регистрами тромбонов и труб, и так далее. (3)

После этого главные музыкальные темы были совмещены с соответствующими эпизодами внутри фильма и аранжированы для симфонического оркестра, состоящего из 26 скрипок, 10 альтов, 10 виолончелей, 6 басов, 11 деревянных духовых инструментов, 8 рожков, 4 труб, 3 тромбонов, 2 туб, 2 арф, 3 ударных инструментов, литавр, фортепиано и челесты. (4)

{mospagebreak} Давний партнер Уильямса, Герберт В. Спенсер, выполнил оркестровку, переработав рукописи Уильямса в отдельные партитуры для каждого оркестранта. Из-за огромной протяженности партитуры (около 88 минут), справиться с этой сложной и ответственной задачей ему помогали Артур Мортон (кто часто работал с Джерри Голдсмитом), Анжела Морли, Эл Вудбери (сотрудник Джона Барри в 1980-ых), Александр Каридж (еще один помощник Голдсмита) и непосредственно сам Джон Уильямс. (5) Готовая партитура насчитывала приблизительно 800 страниц, и примерно две трети из этого написал Герберт Спенсер, заключивший договор на выполнение этой работы.

В дополнение к симфоническому музыкальному сопровождению, Джон Уильямс сочинил две мелодии, которые должны были исполняться в кантине космопорта Мос Эйсли. Поначалу эта музыка должна была быть использована для того, чтобы проигрывать ее во время съемок соответствующей сцены, однако Лукас нашел более подходящую музыку, которая обеспечивала необходимый ритм. Тем не менее, именно Лукас дал Уильямсу, пытавшемуся сочинить эту мелодию, то самое вдохновение, в котором он нуждался: «Попробуй представить себе неких существ из будущего столетия. Они отыскали в капсуле времени или где-нибудь под камнем несколько пластинок 1930-х годов с записями Бенни Гудмана; как бы они смогли перевести это?» (6)

Две темы «Cantina Band» были написаны для небольшого эстрадного джазового оркестра, который включал в себя два саксофона, трубу, кларнет; электропианино, стальные барабаны, набор ударных инструментов, перкуссии и арфу-синтезатор.

В фильме «Империя наносит ответный удар» Уильямс увидел для себя новый вызов. “Я хотел попытаться написать такую музыку, которая смогла бы объединить первоисточник и звук в единое целое: чуть-чуть отличий, чуть-чуть новизны, но в целом — лишь продолжение того, что уже было написано",— пояснил композитор. (7)

Воодушевленный своим успехом в написании музыки для вселенной «Звездных войн» в первом фильме, Джон Уильямс продолжил использовать лейтмотивы и романтические идиомы при создании новых музыкальных тем для Йоды, развивающегося романа между Лейей и Ханом Соло, для облачного города Ландо Калриссиана и, в особенности, для Дарта Вейдера. Музыкальная тема Вейдера представлена в виде зловещего трехдольного мажорно-минорного марша, исполняемого оркестром духовых инструментов. Эта тема моментально завоевала популярность, и ее до сих пор исполняют на всех музыкальных концертах, посвященных «Звездным войнам». Оркестровщик Герберт Спенсер и музыкальный редактор Кен Уонберг вернулись, чтобы помочь Уильямсу в его работе над саундтреком — так же, как и Анжела Морли, успевшая поработать после первого фильма саги еще и над фильмом «Супермен». (8)

Для Лондонского Симфонического оркестра было написано 117 минут музыки — для ее исполнения требовалось от шестидесяти до более чем сотни музыкантов, в зависимости от композиции. Для батальных сцен на заснеженной планете Хот были дополнительно привлечены деревянные духовые инструменты, ударные инструменты и арфы. Впервые в «Звездных войнах» звучание оркестра было искусственно обогащено с помощью синтезаторов (для придания большего драматизма); это особенно заметно во время сцен противостояния Люка Скайуокера и Дарта Вейдера. Часть этих композиций не вошла в окончательный вариант фильма. Женский хор, под аккомпанемент которого «Тысячелетний Сокол» прибывает в облачный город, напоминает пение ангелов в райских кущах.
Саундтрек к «Империи», который заслуженно относят к величайшим достижениям в в области киномузыки, в некоторой степени даже превзошел своего предшественника.

{mospagebreak} «Возвращение джедая» должно было стать последним из фильмов о «Звездных войнах», поэтому Джон Уильямс продолжил расширять свою музыкальную антологию новыми темами. Темы были таковы: «Эвоки»; «Брат и сестра, Люк и Лейя»; «гротесковый Джабба Хатт» и «жестокий Император Палпатин», для которого он использовал мужской хор, исполняющий зловещее «а капелла» в нижнем регистре.

Главный аранжировщик Герберт Спенсер возвратился вместе с новичком, Томасом Нюманом, честолюбивым композитором и сыном Альфреда Нюмана. Помимо этого, Уильямс заручился поддержкой других людей, которые должны были помочь ему привести в соответствие хронометраж музыкальных композиций и отснятого материала, так как график самого Уильямса становился все более и более напряженным. Композитор Фред Стайнер был в числе тех, кто тогда помогал Уильямсу; он располагал полезным опытом, накопленным во время работы над телевизионным сериалом «Star Trek». Он ассистировал Джерри Голдсмиту во время работы над самым первым фильмом о «Star Trek» и записал реконструкцию музыки Макса Стайнера к фильму «Кинг Конг». (9)

“Я могу записывать, максимум, около пары минут музыки в день — в зависимости от того, насколько плотной она является, и как много там деталей" — объяснял Уильямс в ответ на настойчивые просьбы ускорить работу. (10)

Оркестровая партитура для «Возвращения джедая» имеет продолжительность в 2,5 часа и содержит
два варианта темы «Sail Barge Assault» (в некоторых альбомах она называется «The Return of the Jedi») наряду с концертными аранжировками тем Эвоков, Люка и Лейи и Джаббы Хатта.

Музыкальный номер, названный “Lapti Nek”, был написан для танцевального эпизода во дворце Джаббы Хатта. В отличие от музыкальной композиции «Cantina Band», написанной для «Новой надежды», данная пьеса включала в себя текст песни, написанной Энни Арбогаст на хаттском языке. (См. Приложение)

Композиция была аранжирована Джоном Уильямсом совместно с его сыном Джозефом, композитором-песенником, и Эрни Фозеллиусом. До работы над «Возвращением джедая» Джозеф Уильямс сочинил две музыкальные темы к фильму Брайана ДеПальмы «The Fury». (11)

Другая композиция в стиле “Lapti Nek”, столь же причудливо аранжированная, только уже без слов, также была написана для сцены в зале Джаббы Хатта. Обе песни можно услышать по ходу действия. Еще две дополнительные композиции были сочинены для сцен, происходящих ближе к финалу фильма: первая была использована, когда эвоки собираются приготовить себе на ужин Хана, Люка и Чуи; вторая — во время праздника эвоков по случаю принятия повстанцев в свое племя.

Победа над Галактической Империей требовала праздничной музыки, которой бы сопровождались сцены ликования главных героев и эвоков на планете Эндор. Светлый, воодушевляющий финал под названием “Ewok Celebration” был специально написан с таким расчетом, чтобы составить единую композицию с конечными титрами фильма. Текст песни для “Ewok Celebration” был написан на-английском языке Джозефом Уильямсом, а на эвокском — звукорежиссером Беном Берттом. Были записаны две версии этой композиции, на выбор: одна полностью на эвокском, другая (использованная в фильме) — более удачная, с английским текстом стихов и хором, исполняющим песню на эвокском. (См. Приложение)

Для вышедшего в 1997 году Специального выпуска «Возвращения джедая» Лукас внес значительные изменения в эпизод “Lapti Nek” и снял совершенно новую финальную сцену празднования победы, в которую вошел ранее отснятый материал. Это означало, что для обеих сцен потребуется новая музыка (обработку остальных музыкальных тем выполнил Кен Уонберг). Уильямс написал новую композицию «Victory Celebration» в 1996 году, в то время как трубач и джазовый музыкант Джерри Хей написал замену “Lapti Nek”, озаглавленную “Jedi Rocks”. (9)
____________________
(1)Byrd, Craig L. “John Williams.” Feature Articles. (n.d.) Film Score Monthly. 11 Jun. 2005.
(2)Byrd, Craig L. “John Williams.” Feature Articles. (n.d.) Film Score Monthly. 11 Jun. 2005.
(3)Elley, Derek. “John Williams.” The Film Composer: 3. Films and Filming. Jul. 1978: 20–24.
(4)Gerhardt, Charles. “Liner notes.” Close Encounters of the Third Kind / Star Wars. RCA Victor 2698-2-RG. 1989.
(5)Elley, Derek. “John Williams.” The Film Composer: 3. Films and Filming. Jul. 1978: 20–24.
(6)Lippincott, Charles. “Liner notes.” Star Wars – Original Motion Picture Soundtrack. 20th Century Fox 09026-68746–2. 1977.
(7)Arnold, Alan. “Liner notes.” The Empire Strikes Back – Original Motion Picture Soundtrack. RSO Records RS2.4201. 1980.
(8)“Career Autobiography of Angela Morley.” Angela Morley Official Web Site. 2005. Angela Morley. 11 Jun. 2005.
(9)“STARSHIP TROOPERS 2.” Film Score Monthly Message Board. 28 Apr. 2004. John Morgan. 11 Jun. 2005.
(10)“Williams: 'Star Wars' score a challenge.” The State.com. 2005. Martin Steinberg. 13 Aug. 2005.
(11)“Joseph Stanley Williams.” The Gorfaine/Schwartz Agency, Inc. 2005. 13 Aug 2005.

Приложение

“Lapti Nek” English Version

Lyrics by Joseph Williams

Feel my body growing
My bones have started glowing
The time has come for showing
That I'll shape you up and work you out
My body feels excitin'
My soul is synthesisin'
My whole frame is jumpin'
I'm workin' out and havin' fun
Work it out, you've got to move your soul
Work it out, you've got to feel the heat
Work it out, you've got to move your soul
Feel my body growing
My body feels excitin'
My soul is synthesisin'
My whole frame is jumpin'
The time has come for showing
I'll shape you up and work you out
Work it out, you've got to move your soul
Work it out, you've got to feel the heat
Work it out, you've got to move your soul

“Lapti Nek” Huttese Version

Lyrics by Annie M. Arbogast

Ab queck zenick fesi
Jup col im in na hiz jal, ooh
Wa toc peg qui dos gee pif, aah
Joc jarraz bas deg zorze zot
Jer wih tuster mo vey
Qui neb be og ezen on
Wok lapti nek seb not van
Goc jarraz bas deg zorze zot
Lapti nek, rat a ran wim joct co jappi qaff
Lapti nek, kiv ba ha top wep jex pi va bep
Lapti nek rat a ran wim joct co jeppi quaff
Ab queck zenick fesi
Jem wih tuster mo vey
Qui neb be og ezen on
Wok lapti nek seb not van
Wah toc peg qui doz gee pif
Goc jarraz bas deg zorze zot
Lapti nek, rat a ran wim joct co jappi qaff
Lapti nek, kiv ba ha top wep jex pi va bep
Lapti nek rat a ran wim joct co jappi qaff
Deg zorze zot
Jem with tuster mo vey
Qui neb be og ezen on
Wok lapti nek seb not van
Goc jarraz bas deg zorze zot
Deg zorze zot
Lapti nek, lapti nek

“Ewok Celebration” English Version

Lyrics by Joseph Williams

Freedom, we got freedom
And now that we can be free
Come on and celebrate
Power, we got power
And now that we can be free
It's time to celebrate
Celebrate the freedom
Celebrate the power
Celebrate the glory
Celebrate the love
Power, we got power
And now that we can be free
It's time to celebrate
Celebrate the light (Freedom!)
Celebrate the might (Power!)
Celebrate the fight (Glory!)
Celebrate the love
Celebrate the love
Celebrate the love
Power, we got power
And now that we can be free
It's time to celebrate
Celebrate the light (Freedom!)
Celebrate the might (Power!)
Celebrate the fight (Glory!)
Celebrate the love
Celebrate the love
Celebrate the love
Celebrate the love

“Ewok Celebration” Ewokese Version

Lyrics by Ben Burtt

Yub nub, eee chop yub nub
Ah toe meet toe peechee keene
G'noop dock fling oh ah
Yahwah, eee chop yahwah
Ah toe meet toe peechee keene
G'noop dock fling oh ah
Coatee chah tu yub nub
Coatee chah tu yah wah
Coatee chah tu glo wah
Allay loo ta nuv
Glowah, eee chop glowah
Ya glowah pee chu nee foam
Ah toot dee awe goon daa
Coatee cha tu goo (Yub nub!)
Coatee cha tu doo (Yah wah!)
Coatee cha tu too (Ya chaa!)
Allay loo ta nuv
Allay loo ta nuv
Allay loo ta nuv
Glowah, eee chop glowah
Ya glowah pee chu nee foam
Ah toot dee awe goon daa
Coatee cha tu goo (Yub nub!)
Coatee cha tu doo (Yah wah!)
Coatee cha tu too (Ya chaa!)
Allay loo ta nuv
Allay loo ta nuv
Allay loo ta nuv
Allay loo ta nuv


«Recording the Star Wars Saga»
A Musical Journey from Scoring Stage to DVD
Analysis by Chris Malone
August 2005
«Composing the Classic Trilogy»

Метки: история создания, музыка, Джон Уильямс