Эта зверюшка — мое любимое создание из «Звездных войн». Помните гнусно хихикающую тварь, пытавшуюся сожрать глаз у Трипио?Эту самую тварь зовут Salacious Crumb, что можно перевести на русский как «распутный шалопай». Предлагаю вашему вниманию отрывок из интервьюс МаркомДодсоном — человеком, которому домашний любимец Джаббы Хатта обязан своим узнаваемым смехом.
…Я приехал в Лос-Анджелес в 1978 году и, проживя там несколько лет, встретил девушку, работавшую на Lucasfilm;ее звали Рита Бозик, и мы полюбили друг друга. Потом ее перевели из «Яичной Компании» (обиходное название южного отделения Lucasfilm) в СевернуюКалифорнию — она там отвечала за выпуск игрушек. Мы не хотели расставаться, поэтому я сказал ей: поехали вместе. Я надеялся, что там, в Северной Калифорнии, получу какую-нибудь работу от Lucasfilm.
Когда мы приехали туда, то единственной работой, которую они могли мне предложить, была работа в SkywalkerDevelopment —на строительстве ранчо, которым занимался Lucasfilm. Это было знаменитое ранчо Скайуокер. Я решил, что мне все равно нужно чем-то заняться, и, возможно, пока я там работаю, мне подвернется что-нибудь еще.
В Лос-Анджелесе мне приходилось работать и простым рабочим, и плотником; о, я переделал множество разных вещей, едва прибыв в Лос-Анджелес.Тем не менее,я пошелна собеседованиеи поначалу получил работу в Kerner Company (Сан Рафаэль, Калифорния) — они как раз строили студию звукозаписи для Бена Бертта, и название этой студии было «Sprockets». Я работал там чернорабочим, потом меня повысили до плотника,но это, конечно, не было тем, чего мне в действительности хотелось. Мне хотелось заниматься кинопостановками — например, работать в качестве помощника продюсера.
Однажды я прогуливался себе неспеша и баловался тем, что изображал на все лады разные дурацкие голоса, и вдругкто-то сказал мне: «Эй, а ты знаешь, ведь Бену Беррту всегда нужны новые голоса…» Этот кто-то услышал, как я изображаюПапая-морякаи спросил:«Почему бы тебе не позвонить ему?» Я был уверен, что могу сымитировать множество различных голосов и решил проверить, так ли это. И я позвонил Бену. Как разв это время случилось так, что Бен Беррт был озабочен поисками маленького енота; ему нужно было записать звуки, издаваемые детенышем енота, он спрашивал,нет лиу кого знакомых, у которых есть маленький енот, и он даже обратился по этому поводу в Lucasfilm. Рита, ставшая к тому времени моей женой, услышала об этоми сказала: «У нас есть енот». По счастливому совпадению, у нас действительно был маленький енот, которого я подобрал:ее звали Мэйбл и мы сообщили Бену, что он сможет записать ее голос.
Бен пришел к нам;он захотел, чтобы енот оказался в естественной для него среде, после чего он пробовал заставить енота сделать хоть что-нибудь,но ничегоне вышло. Поэтому Бен оставил нам свой катушечный магнитофон марки «Sony» и наказал: «как только ваш енот начнет издавать звуки, попробуйте записать их». Мы таки сделали, после чего я отнес запись Бену и заметил: «Между прочим, я могу издавать точно такие же звуки, как мой енот»,—а ещея сказал, что могу попробовать сделать что-нибудьиз того, над чем он работает. Бертт сказал, «Отлично, давай!»
Я приступил, и самой первой вещью, которую я должен был сделать, была… вообще-то, я не знал тогда, что это было, все происходило под покровом секретности. Бертт просто хотел, чтобы я произнес: «будь хорошим», «позвони домой»,—а потом провопил на разные лады имя маленького мальчика — «Эллиот!!!» Я так и сделал.В итоге, мою запись он так и не использовал, зато он использовал моего енота. Я дажене знал тогда, что именно я сделал, пока мы не пошлив кинотеатр смотреть «E.T.» («Инопланетянина»),— только тогда я понял, для чего Беррту это было нужно, и сказал жене: «А, так вот в каких пробах я участвовал!Вот чей это был голос, и для чего использовался наш енот!».
Потом прошло какое-то время, я продолжал работать плотником на ранчо Скайуокер. Они снимали «Возвращение джедая», и я связалсяс Беноми сказал ему: «Послушай, Бен, могу я прийти еще раз и попытаться изобразить какой-нибудь персонаж из фильма?»,—на чтоон ответил: «Конечно!». Бен был очень рад этому. Бен очень хорош тот путь. Он сделал так, чтобы меня пропустили вне очереди, поскольку дело происходило в студии,в строительстве которой я принимал непосредственное участие; образно выражаясь, я был работником этой студии.
Кстати: согласно «Энциклопедии Звездных Войн» (в которой произведения Расширенной Вселенной рассматриваются наравне с каноническими «Звездными войнами»), Salacious Crumb является кауакианской обезьяно-ящерицей (Kowakian monkey-lizard).Он известен неприятным смехом и отвратительной привычкой передразнивать окружающих.
Salacious обитал на космической станции Kwenn и спассяот мантилоррианских крысоловов, спрятавшись на корабле Джаббы Хатта. Там он питался остатками пищи, пока Джабба не обнаружил его и не решил съесть. Бидло Квирв и Биб Фортуна бросились на поимки Шалопая, но тот опрокинул остатки джаббового обеда на Квирваи залез по стропилам наверх. Квирв решил пристрелить обезьяно-ящерицу,но попалв продукты, которые высыпались на голову Фортуны. От хохота Джаббы сотрясалось все судно; решено было сохранить Шалопаю жизнь —в обменна то, чтобы он каждый день развлекал Великого Джаббу своими проделками. Salacious знал, что тот день, когда Джабба перестанет смеяться, станет его последним днем, поэтому он выискивал поводы для насмешек везде, где только мог. По всей видимости, Шалопай погиб в тот момент, когда парусная баржа Джаббы взорвалась у каркунской ямы.
Бертт дал мне сценарий, написанный для Адмирала Акбара. У меня вышло не очень хорошо, потому что я волновался.Меня так ошеломил сценарий, который он мне дал, что мне пришлось попросить Бена: «Погоди минутку, я жутко перенервничал, дай мне немного прийти в себя»,— потом отступил назад от микрофонаи начал вопить, издавать разные идиотские крики и звукии хохотать, как спятившая с ума курица… или как ведьма. Бен сказал: «Постой, ну-ка, изобрази это кудахтанье еще разок»,—я повторил, после чего он сказал: «Мне кажется, я смогу использовать это кое для чего, давай поработаем над ним».
Бен рассказал мне, что происходит в этой сцене. Вот как он ее описал:«Ты — существо, которое отчасти птица, отчасти — обезьяна, отчасти — крыса. Ты сидишьна обеденном столе, принадлежащем огромному животному, и ешь сыр… А теперьты должен издать какие-нибудь звуки!» Едва я начал кривляться и подражать голосу своего персонажа, как он перебил меня: «А теперь то большое существо заметило тебя, и ты —в панике!» Я дико заверещал — так, как должна была верещать обезьяно-птицо-крыса. «А теперь ты спасаешьсябегством!» — и я побежал. «Оно схватило тебя за хвост!» — выкрикнул Бен, и я принялся вопить на все лады. Это была удача, настоящая удача… Он сказал, что это было здорово, что он, скорее всего, использует эту запись, и чтоон мне позвонит.
Ждать пришлось не слишком долго. Кажется, где-тоза месяцдо выхода «Джедая» на экраны нас пригласили на закрытый просмотр; мы сиделив зале, смотрели на экран,и тут внезапно захохотал Salacious Crumb. Я оглянулсяна свою жену и с гордостью сообщил: «Это — я!». Она спросила: «Что ты имеешьв виду — „это я“?» Я сказал ей: «Это же мой голос! Это сделал я!» Я в тот момент был по-настоящему взволнован.
После просмотра я отправилсяна вечеринку, грандиозную вечеринку; я подошелк Бенуи спросил: «Бен, ты использовал мою запись?» Он ответил: «О, да! Что тыоб этом думаешь? Ты догадался, кого ты озвучивал?» Я ему сказал, и он отвечал: «Все верно, это был ты. Сработало великолепно». Кстати, когда Джордж услышал эту запись, то ему так понравился Salacious в моем исполнении, что он решил расширить его присутствие на экране; они вернулись к редактированиюи сделали дополнительные сцены с участием Развратного Шалопая.
Вот так, благодаря Тиму Розу, кукловоду, и моему голосу, это существо обрело свою жизнь на экране. Шалопай с тех самых пор стал моим любимцем — потому, что это был мой первый серьезный опыт подобной работы, и потому что так здорово было работать вместе с Беном Берртом.