Эпизод VI: воспоминания Говарда Казанджияна

howard kazanjian

Говард Казанджиян (Howard Kazanjian) был продюсером на съемках Эпизода VI: «Возвращение джедая». В этом небольшом эссе он делится впечатлениями и воспоминаниями о том времени.

Казанджиян…Сейчас можно оглянуться назад и сравнить то, как снимали фильмы вчера, и как это делается сегодня — при наличии огромных студий по созданию спецэффектов, позволяющих снимать фильмы стоимостью по 80–200 миллионов долларов каждое. Оборотной стороной всех дорогостоящих проектов является отсутствие проработанного сюжета; во всех трех фильмах «Звездных войн», напротив, присутствовало то, что можно назвать эффектами, вплетенными в сюжетную канву. Это была история о героях, о чьей судьбе вы переживали; история, содержание которой — так же как и использованные там спецэффекты — вы могли вспомнить много лет спустя. Большинство нынешних фильмах запоминаются нам исключительно благодаря спецэффектам — но не сюжету. Трилогия «Звездных Войн» — это фантазия, которая живет в сердцах вот уже двух поколений кинозрителей. Немногие из фильмов могут похвастаться тем же самым.

«Звездные Войны» изменили взгляд на кино-технологии и методику создания фильмов, сделав их такими, какими мы видим их сейчас. Они открыли перед нами новые горизонты благодаря своим замечательным персонажам и истории, благодаря количеству спецэффектов в кадре, музыке и приемам монтажа. Они создали новый жанр в кинематографе, который с тех самых пор не теряет своей популярности. Своими фильмами Джордж Лукас совершил поворотный момент в истории кино 20-ого столетия.

«Возвращение джедая» — это третий фильм в трилогии «Звездных Войн». Это — третий акт трехактной пьесы. По своей структуре третий акт может оказаться самым трудным для написания, поскольку все вопросы, поднятые в первых двух актах, все рассматриваемые там ситуации должны быть окончательно разрешены. «Возвращение джедая» должно было ответить на вопрос, кем был тот «другой», как спасти Хана Соло, и не переметнется ли Люк на темную сторону, чтобы примкнуть к своему отцу, Дарту Вейдеру. Следовало придумать новых героев и новые ситуации и вплести их в сюжетную канву. А еще требовался захватывающий итог — подведение черты под всеми элементами и фрагментами, должное привести героев и всю историю к торжественному финалу.

Казанджиян и модель звездолётаДжордж попросил меня стать продюсером «Возвращения джедая» еще тогда, когда я занимался пре-продукцией «Империи». Тогда, в 1981 году, мы делали озвучивание «Raiders of the Lost Ark», постановкой которого в Лондоне также занимался я. Раз уж я оказался там, я начал встречаться с ключевыми фигурами в EMI Elstree Studios, обговаривая условия для «Возвращения джедая».

Джордж прибыл в Лондон осенью 1981 года, чтобы посмотреть на декорации, реквизит, эвоков и, конечно, Джаббу Хатта. Он вернулся сюда снова вместе со своей семьей за неделю до начала съемок и пробыл на съемках до самого их завершения.


Джордж ежедневно получал информацию обо всем, что касалось кинопроизводства. Он добросовестно вникал во все мелочи и не упускал из виду ни одной детали. Утром он мог обсуждать с Ральфом МакКуарри его концепт-дизайн или беседовать с Джо Джонстоном и другими художниками, работающими над раскадровкой, реквизитом и декорациями. Днем у него могли быть встреча с дизайнером по костюмам и визит в студию по разработке внешнего облика живых существ. После этого Джордж мог возвратиться к своей работе и продолжать отшлифовывать сценарий. Так продолжалось в течение многих месяцев, пока на съемочных площадках в США и Лондоне не началась официальная, полномасштабная предпостановка. В конце 1981г. в Лондоне были построены девять гигантских павильонов звукозаписи. Строительство в Калифорнии — Северной (Эндор) и Южной (Татуин) — шло полным ходом, а над спецэффектами трудилась ILM в Сан Рафаэле. Основная операторская работа началась в Лондоне в ноябре 1981 года.

Дюнное море ТатуинЯма Сарлакка (в татуинском Дюнном море) вместе с баржей Джаббы Хатта были самыми большими декорациями из когда-либо строившихся в Калифорнии. Строительство началось за восемь месяцев до начала съемок, в Лютичной Долине (Buttercup Valley) на границе штатов Калифорния и Аризона. Это была первая модель судна в натуральную величину, установленная на балке длиной в 30 футов (около 9,0 метров). Только одна первая партия гвоздей, присланная нам, весила 11 000 фунтов (около 6 тонн). Когда мы начали съемки, то каждое утро нам требовалось по 7 тонн песка для того, чтобы поднять основание съемочной площадки — взамен того песка, который пустынный ветер выдувал каждую ночь. Чтобы поддерживать наше Дюнное море в работоспособном состоянии, требовалась команда из 20 человек.

лес ЭндораДругим потрясающим вображение набором декораций был Эндорский лес. За год до начала съемок мы начали подготавливать участок леса в Северной Калифорнии — в том самом районе, где Стивен Спилберг позже снимет большую часть своего ET («Инопланетянина»). Нам понадобились бульдозеры, чтобы выровнять почву, срезать корни, лежащие на поверхности земли и проделать дорожки, по которым будут передвигаться эвоки. Мы высадили десятки тысяч папоротников, расчитывая, что после зимы, когда мы вернемся сюда снова в начале лета 1982 года, растения и деревья будут выглядеть натурально.

Возникало множество других проблем. Нам нужно было поднять декорации эвокской деревни на высоту 20 футов (примерно 6 метров) от поверхности земли. Во время постройки я отсылал Джорджу Лукасу из Лондона иллюстрации и видеоматериалы, передающие хронику наших действий. Тотчас повсюду в Европе — так же, как и в Штатах — был объявлен кастинг. Мы искали эвоков на обоих континентах.

Костюмы эвоков приходилось шить, подгоняя «наживую», чтобы приспособить их под конкретного человека. Крой рукавов и штанин разрабатывался с учетом того, чтобы руками и ногами, заключенными в мех, удобно было действовать, и чтобы позже они не лопнули по шву где-нибудь посредине леса. Несколько недель ушло на то, чтобы научить эвоков ходить — и выработать в них выносливость. На съемках потребовалось 24 костюмера, которые должны были помогать эвокам снимать головы в перерыве между съемками. Чтобы нагнетать воздух в головы эвоков — и других существ — костюмеры использовали множество портативных фенов для волос, работающих от батареек.

Дизайн Джаббы Хатта создали в США, в студии по разработке облика живых существ ILM. Работы возглавлял Фил Типпетт со своей командой; модели отправили Стюарту Фриборну в Элстри (Elstree), где его многочисленные помощники принялись за изготовление Джаббы в натуральную величину. Йода нужно было переделать, потому что внешний вид его головы, использованной для «Империи», с тех пор ухудшился. К Йоде нужно было вручную пришить тысячи человеческих волос — и десятки тысяч волос предстояло вручную вшить в новый костюм Чубакки. Были созданы четыре новых костюма для C-3P0, четыре — для R2-D2, два новых костюма для Дарта Вейдера и пятьдесят новых одеяний для штурмтруперов. В США были изготовлены имперские гвардейцы, пилоты спидербайков и 400 дополнительных костюмов, включая шлемы, сапоги, ботинки, личное оружие и прочие аксессуары. Из множества предлагаемых иллюстраций были отобраны более сотни моделей существ; было создано шестьдесят различных существ — на одной и той же основе, но все же отличающихся друг от друга. Некоторые были людьми, облаченными в костюмы; некоторые, такие как охранники-гаморреанцы, изготовлялись со сменными конечностями и дистанционно управляемыми руками и лицами.

Сай СнутлзДвижениями Sy Snootles можно было управлять как снизу, из-под съемочных помостков, так и с помощью проволочек, свисающих сверху (как марионеткой). Репетиции с этими существами происходили в Соединенных Штатах, и многие из кукловодов и мимов приехали на съемки в Лондон прямо из США.

Впечатляющая сцена гонки на спидербайках была снята в ILM; сами спидербайки были построены там же. Была придумана новая переносная камера VistaVision: с ее помощью снимали лес из красного дерева неподалеку от Кресчент Сити, Калифорния.

В «фильме Империя наносит ответный удар» содержалось больше спецэффектов, чем в любой другой кинокартине в истории кино. Этот рекорд был побит «Возвращением джедая», в котором число спецэффектов достигло 900. Эти технологии и мастерство их создателей были признаны лучшими из когда-либо сделанных и принесли «Оскара» ILM и Lucasfilm.

Большинство из этих спецэффектов были разработаны в ILM. Мы работали на острие технологий. Но, даже при всем при этом, мы должны были вручную раскрасить 15 000 кадров со световыми мечами. У нас не было сегодняшней компьютерной графики, которая могла бы прийти нам на помощь. Единственной созданной на компьютере вещью в «Возвращении джедая» была голографическая модель Звезды Смерти, которую демонстрируют на флагманском фрегате Штаба (главная сцена в зале для брифинга, когда Мон Мотма и Адмирал Акбар готовят силы Повстанцев для атаки на Звезду Смерти). Нам была необходима постоянная связь между съемочной командой в Лондоне и ILM, расположенной неподалеку от Сан-Франциско, Калифорния. Разница во времени составляла восемь часов, а факсимильный аппарат тогда еще не изобрели.

Все наши подготовительные работы в Лондоне, Северной Калифорнии, на калифорнийско-аризонской границе и в Сан-Франциско происходили в режиме строжайшей секретности. Производственный офис Lucasfilm офис в графстве Марин был заперт на тяжелый засов. Работы распределили по отдельным офисам, таким, как мой. Миллионам поклонников по всему свету не терпелось узнать, что же будет показано в третьем фильме. Даже название «Revenge of the Jedi» было изменено на «Return of the Jedi» всего за месяц до начала премьеры. На самых первых рекламных постерах к фильму, вывешенных в кинотеатрах, было отчетливо написано «Месть Джедая».

Во время съемки существовало лишь три полных экземпляра сценария — один находился в распоряжении Джорджа Лукаса, другой был у режиссера Ричарда Маркуанда, а третий — у меня. Ричард непрерывно делал пометки на своей копии, в результате чего сценарий сильно поистрепался. Не думаю, что после съемок он долго просуществовал. Годы спустя, когда потребовалось напечатать сценарии, экземпляр Джорджа и мой собственный оказались единственными полными копиями оригинала.

Члены команды держались в стороне от остальных и хранили в тайне все секреты, им известные. Всем нам хотелось удивить ждущую новостей аудиторию. Во время съемок в Штатах мы называли фильм «Blue Harvest». Кофры для камер, счета, заявки на бронирование номеров в гостинице, извещения о вызове актеров на пробную съемку, отчеты с места съемок, кепки и футболки съемочной группы — на всем этом красовалась надпись «Blue Harvest». Поэтому когда любопытствующий прохожий спрашивал, что это мы тут снимаем, мы отвечали: «Blue Harvest» — и он шел своей дорогой. Можете вообразить, что произошло бы, если б мы сообщили, что снимаем очередной фильм из трилогии «Звездных войн»?

Во время постпродукции Иэн Брайс, который был тогда одним из помощников продюсера, прокрался в мой офис и украдкой стащил сценарий с моего стола. Он заменил его на другой, выглядевший очень похоже. План Иэна состоял в том, чтобы заключить мой сценарий в кожаный переплет и потом вручить его мне же на день рождения. На подложном сценарии, положенном в ящик, он написал: мол, не паникуй, а просто обратись к Иэну. Когда я развернул подарок, то вначале улыбнулся, а потом рассмеялся, потому что сценарий, который я запирал в ящике своего стола, был ненастоящим. Иэн отдал в переплет поддельный сценарий!

Даже актеры порой ничего не знали о некоторых сценах до того момента, пока не начинались съемки. Но и тогда информацию получал только актер, у которого были реплики в этой сцене. Дарт Вейдер (Дэвид Праус) никогда не получал никакой информации. В необходимых случаях он либо просто считал: «Один, два, три, четыре»,— либо произносил фиктивные реплики в соответствии с сюжетом происходящего диалога. Только во время ADR-сеанса (дубляжа диалогов) с Джеймсом Эрлом Джонсом в распоряжение Джеймса предоставили настоящий текст. Когда пришло время Вейдера снять свой шлем, немногосичленная вторая съемочная группа под руководством Лукаса сняла Себастьяна Шоу, сыгравшего постаревшего, умирающего Дарта Вейдера.

Весь проект — от концептуальных разработок в Великобритании и съемок в США до окончательного монтажа и выпуска на экраны — занял три года. Сегодня «Возвращение джедая» все еще продолжает пользоваться успехом.

Очевидно, что Джордж Лукас оставил свой след в истории кинематографа и занимает там подобающее ему место. Я горжусь тем, что был продюсером и его правой рукой в этом захватывающем кинематографическом приключении.

Star Wars: Return of the Jedi
Introduction by Howard Kazanjian
(used by permission)

Метки: история создания, Эпизод VI, Говард Казанджиян