Говард Казанджиян (Howard Kazanjian) был продюсером на съемках Эпизода VI: «Возвращение джедая». В этом небольшом эссе он делится впечатлениями и воспоминаниямио том времени.
…Сейчас можно оглянуться назад и сравнить то, как снимали фильмы вчера, и как это делается сегодня — при наличии огромных студий по созданию спецэффектов, позволяющих снимать фильмы стоимостью по 80–200 миллионов долларов каждое. Оборотной стороной всех дорогостоящих проектов является отсутствие проработанного сюжета; во всех трех фильмах «Звездных войн», напротив, присутствовало то, что можно назвать эффектами, вплетенными в сюжетную канву. Это была история о героях,о чьей судьбе вы переживали; история, содержание которой —так же как и использованные там спецэффекты —вы могли вспомнить много лет спустя. Большинство нынешних фильмах запоминаются нам исключительно благодаря спецэффектам — но не сюжету. Трилогия «Звездных Войн» — это фантазия, которая живет в сердцах вот уже двух поколений кинозрителей. Немногие из фильмов могут похвастаться тем же самым.
«Звездные Войны» изменили взгляд на кино-технологиии методику создания фильмов, сделав их такими, какими мы видимих сейчас.Они открыли перед нами новые горизонты благодаря своим замечательным персонажам и истории, благодаря количеству спецэффектов в кадре, музыке и приемам монтажа. Они создали новый жанр в кинематографе, который с тех самых пор не теряет своей популярности. Своими фильмами Джордж Лукас совершил поворотный момент в истории кино 20-ого столетия.
«Возвращение джедая» — это третий фильм в трилогии «Звездных Войн». Это — третий акт трехактной пьесы. По своей структуре третий акт может оказаться самым трудным для написания, поскольку все вопросы, поднятые в первых двух актах, все рассматриваемые там ситуации должны быть окончательно разрешены. «Возвращение джедая» должно было ответить на вопрос, кем был тот «другой», как спасти Хана Соло, и не переметнется ли Люк на темную сторону, чтобы примкнуть к своему отцу, Дарту Вейдеру. Следовало придумать новых героев и новые ситуации и вплести их в сюжетную канву. А еще требовался захватывающий итог — подведение черты под всеми элементами и фрагментами, должное привести героев и всю историю к торжественному финалу.
Джордж попросил меня стать продюсером «Возвращения джедая» еще тогда, когда я занимался пре-продукцией «Империи». Тогда, в 1981 году,мы делали озвучивание «Raiders of the Lost Ark», постановкой которого в Лондоне также занимался я. Раз ужя оказался там, я начал встречаться с ключевыми фигурами в EMI Elstree Studios, обговаривая условия для «Возвращения джедая».
Джордж прибыл в Лондон осенью 1981 года, чтобы посмотреть на декорации, реквизит, эвоков и, конечно, Джаббу Хатта. Он вернулся сюда снова вместе со своей семьей за неделюдо начала съемок и пробылна съемкахдо самогоих завершения.
Джордж ежедневно получал информацию обо всем, что касалось кинопроизводства. Он добросовестно вникал во все мелочи и не упускализ видуни одной детали. Утром он мог обсуждать с Ральфом МакКуарри его концепт-дизайн или беседовать с Джо Джонстоном и другими художниками, работающими над раскадровкой, реквизитом и декорациями.Днем у него могли быть встреча с дизайнером по костюмам и визитв студию по разработке внешнего облика живых существ. После этого Джордж мог возвратиться к своей работе и продолжать отшлифовывать сценарий. Так продолжалосьв течение многих месяцев, пока на съемочных площадках в СШАи Лондонене началась официальная, полномасштабная предпостановка. В конце 1981г. в Лондоне были построены девять гигантских павильонов звукозаписи. Строительство в Калифорнии — Северной (Эндор) и Южной(Татуин) — шло полным ходом, а над спецэффектами трудилась ILM в Сан Рафаэле. Основная операторская работа началась в Лондонев ноябре1981 года.
Яма Сарлакка (в татуинском Дюнном море) вместе с баржей Джаббы Хатта были самыми большими декорациями из когда-либо строившихся в Калифорнии. Строительство началось за восемь месяцев до начала съемок, в Лютичной Долине (Buttercup Valley) на границе штатов Калифорния и Аризона.Это была первая модель судна в натуральную величину, установленная на балке длиной в 30 футов (около 9,0 метров). Только одна первая партия гвоздей, присланная нам, весила 11 000 фунтов (около 6 тонн). Когда мы начали съемки, то каждое утро нам требовалось по 7 тонн песка для того, чтобы поднять основание съемочной площадки — взамен того песка, который пустынный ветер выдувал каждую ночь. Чтобы поддерживать наше Дюнное море в работоспособном состоянии, требовалась команда из 20 человек.
Другим потрясающим вображение набором декораций был Эндорский лес. За годдо начала съемок мы начали подготавливать участок леса в СевернойКалифорнии —в том самом районе, где Стивен Спилберг позже снимет большую часть своего ET («Инопланетянина»). Нам понадобились бульдозеры, чтобы выровнять почву, срезать корни, лежащие на поверхности земли и проделать дорожки, по которым будут передвигаться эвоки. Мы высадили десятки тысяч папоротников, расчитывая, что после зимы, когда мы вернемся сюда снова в начале лета 1982 года, растения и деревья будут выглядеть натурально.
Возникало множество других проблем. Нам нужно было поднять декорации эвокской деревни на высоту20 футов (примерно 6 метров)от поверхности земли. Во время постройки я отсылал Джорджу Лукасу из Лондона иллюстрации и видеоматериалы, передающие хронику наших действий. Тотчас повсюду в Европе —так же, как и в Штатах — был объявлен кастинг. Мы искали эвоков на обоих континентах.
Костюмы эвоков приходилось шить, подгоняя «наживую», чтобы приспособить их под конкретного человека. Крой рукавови штанин разрабатывался с учетом того, чтобы руками и ногами, заключенными в мех, удобно было действовать, и чтобы позже они не лопнули по шву где-нибудь посредине леса. Несколько недель ушло на то, чтобы научить эвоков ходить —и выработатьв них выносливость. На съемках потребовалось 24 костюмера, которые должны были помогать эвокам снимать головы в перерыве между съемками. Чтобы нагнетать воздух в головыэвоков —и другихсуществ — костюмеры использовали множество портативных фенов для волос, работающих от батареек.
Дизайн Джаббы Хатта создали в США,в студии по разработке облика живых существ ILM. Работы возглавлял Фил Типпетт со своей командой; модели отправили Стюарту Фриборну в Элстри (Elstree), где его многочисленные помощники принялись за изготовление Джаббы в натуральную величину. Йода нужно было переделать, потому что внешний вид его головы, использованной для «Империи», с тех пор ухудшился. К Йоде нужно было вручную пришить тысячи человеческих волос —и десятки тысяч волос предстояло вручную вшить в новый костюм Чубакки. Были созданы четыре новых костюма для C-3P0, четыре — для R2-D2, два новых костюма для Дарта Вейдера и пятьдесят новых одеяний для штурмтруперов. В США были изготовлены имперские гвардейцы, пилоты спидербайков и 400 дополнительных костюмов, включая шлемы, сапоги, ботинки, личное оружие и прочие аксессуары. Из множества предлагаемых иллюстраций были отобраны более сотни моделей существ; было создано шестьдесят различных существ —на однойи той же основе, но все же отличающихся друг от друга. Некоторые были людьми, облаченными в костюмы; некоторые, такие как охранники-гаморреанцы, изготовлялись со сменными конечностями и дистанционно управляемыми руками и лицами.
Движениями Sy Snootles можно было управлять как снизу, из-под съемочных помостков, так и с помощью проволочек, свисающих сверху (как марионеткой). Репетиции с этими существами происходили в Соединенных Штатах, и многиеиз кукловодови мимов приехали на съемкив Лондон прямо из США.
Впечатляющая сцена гонки на спидербайках была снята в ILM; сами спидербайки были построены там же.Была придумана новая переносная камера VistaVision: с ее помощью снимали лес из красного дерева неподалеку от Кресчент Сити, Калифорния.
В «фильме Империя наносит ответный удар» содержалось больше спецэффектов, чем в любой другой кинокартине в истории кино. Этот рекорд был побит «Возвращением джедая», в котором число спецэффектов достигло 900. Эти технологиии мастерствоих создателей были признаны лучшими из когда-либо сделанных и принесли «Оскара» ILM и Lucasfilm.
Большинство из этих спецэффектов были разработаны в ILM.Мы работалина острие технологий. Но, даже при всем при этом, мы должны были вручную раскрасить 15 000 кадров со световыми мечами. У насне было сегодняшней компьютерной графики, которая могла бы прийти нам на помощь. Единственной созданной на компьютере вещью в «Возвращении джедая» была голографическая модель Звезды Смерти, которую демонстрируют на флагманском фрегате Штаба (главная сцена в зале для брифинга, когда Мон Мотма и Адмирал Акбар готовят силы Повстанцев для атаки на Звезду Смерти). Нам была необходима постоянная связь между съемочной командой в Лондонеи ILM, расположенной неподалеку от Сан-Франциско, Калифорния. Разница во времени составляла восемь часов, а факсимильный аппарат тогда еще не изобрели.
Все наши подготовительные работы в Лондоне, Северной Калифорнии, на калифорнийско-аризонской границе и в Сан-Франциско происходили в режиме строжайшей секретности. Производственный офис Lucasfilm офис в графстве Марин был заперт на тяжелый засов. Работы распределили по отдельным офисам, таким, как мой. Миллионам поклонников по всему свету не терпелось узнать, что же будет показано в третьем фильме. Даже название «Revenge of the Jedi» было изменено на «Return of the Jedi» всего за месяцдо начала премьеры. На самых первых рекламных постерах к фильму, вывешенных в кинотеатрах, было отчетливо написано «Месть Джедая».
Во время съемки существовало лишь три полных экземпляра сценария — один находился в распоряжении Джорджа Лукаса, другой был у режиссера Ричарда Маркуанда, а третий —у меня. Ричард непрерывно делал пометки на своей копии, в результате чего сценарий сильно поистрепался. Не думаю, что после съемок он долго просуществовал. Годы спустя, когда потребовалось напечатать сценарии, экземпляр Джорджа и мой собственный оказались единственными полными копиями оригинала.
Члены команды держались в сторонеот остальныхи хранилив тайне все секреты, им известные. Всем нам хотелось удивить ждущую новостей аудиторию. Во время съемок в Штатахмы называли фильм «Blue Harvest». Кофры для камер, счета, заявки на бронирование номеров в гостинице, извещения о вызове актеров на пробную съемку, отчеты с места съемок, кепки и футболки съемочной группы —на всем этом красовалась надпись «Blue Harvest». Поэтому когда любопытствующий прохожий спрашивал, что это мы тут снимаем, мы отвечали: «Blue Harvest» — и он шел своей дорогой. Можете вообразить, что произошло бы,если бмы сообщили, что снимаем очередной фильм из трилогии «Звездных войн»?
Во время постпродукции Иэн Брайс, который был тогда одним из помощников продюсера, прокрался в мой офис и украдкой стащил сценарий с моего стола. Он заменил его на другой, выглядевший очень похоже. План Иэна состоял в том, чтобы заключить мой сценарий в кожаный переплет и потом вручить его мне жена день рождения. На подложном сценарии, положенном в ящик,он написал: мол, не паникуй,а просто обратись к Иэну. Когда я развернул подарок, то вначале улыбнулся, а потом рассмеялся, потому что сценарий, который я запиралв ящике своего стола, был ненастоящим. Иэн отдалв переплет поддельный сценарий!
Даже актеры порой ничего не зналио некоторых сценах до того момента, пока не начинались съемки. Но и тогда информацию получал только актер, у которого были реплики в этой сцене. Дарт Вейдер (Дэвид Праус) никогда не получал никакой информации. В необходимых случаях он либо просто считал: «Один, два, три, четыре»,— либо произносил фиктивные реплики в соответствиис сюжетом происходящего диалога. Только во времяADR-сеанса (дубляжа диалогов) с Джеймсом Эрлом Джонсом в распоряжение Джеймса предоставили настоящий текст. Когда пришло время Вейдера снять свой шлем, немногосичленная вторая съемочная группа под руководством Лукаса сняла Себастьяна Шоу, сыгравшего постаревшего, умирающего Дарта Вейдера.
Весь проект —от концептуальных разработок в Великобританиии съемокв СШАдо окончательного монтажа и выпускана экраны — занял три года. Сегодня «Возвращение джедая» все еще продолжает пользоваться успехом.
Очевидно, что Джордж Лукас оставил свой след в истории кинематографа и занимает там подобающее ему место. Я горжусь тем, что был продюсером и его правой рукой в этом захватывающем кинематографическом приключении.