Вопрос: Когда Вы впервые смотрите фильм, то Вы постоянно обращаете внимание на то, какие звуковые эффекты использованы, как обработан звук,—или жевы просто наслаждаетесь зрелищем?
Ответ: Думаю, что могу просто получать удовольствие от просмотра, особенно когда я знаю человека, работавшего над звуком — а я в курсе подобных дел; если это оказывается по-настоящему превосходный фильм, он может полностью меня увлечь.
Вопрос: Когда Анакин в ЭпизодеII подходитк Ватто,на заднем плане слышен странный булькающий звук. Что это такое?
Ответ: Это звук, издаваемый кипящим жидким азотом и записанныйв химической лаборатории моего отца.
Вопрос: Почему в конце Эпизода II мыне услышали характерного «дыхания», как это было в конце Эпизода I?
Ответ: Музыка в ЭпизодеII завешалась иначе, чем в Эпизоде I, и это характерное дыхание не соответствовало бы настроению.
Вопрос: Когда в ЭпизодеIV Люка свалили наземь тускенрайдеры, я могу поклясться, что перед этим слышал хруст гравия. Откуда это взялось?
Ответ: Это — старый эффект, сопутствующий падению тела и используемыйв большинстве фильмов с начала 1940-ых годов. Вы можете услышать это в некоторых фильмах о Богарте, вроде «Passage to Marseille», а такжево многих вестернах.
Вопрос: Голоса каких животных были использованы для создания рева аклая (acklay), нексу (nexu) и рика (reek)?
Ответ: Были использованы голоса дельфинов и свиней,но фактически основным компонентом для озвучки как аклая, так и рика стал звук, получившийся в результате волочения здоровенной деревянной станины по полу павильона звукозаписи в Сиднее.
Вопрос: Почему диалог, когда Оби-Ван произносит «Ты ничему не учишься, Анакин…» был вырезан из сценыу входав ночной клуб в Эпизоде II? Я помню, что она присутствовала в трейлере.
Ответ: Решение принял Джордж Лукас. Он посчитал, что следует смягчить конфликт между двумя джедаями в этот напряженный момент; они должны были преследовать Зам, а не выяснять отношения.
Вопрос: У вас есть любимый звуковой эффект?
Мой любимый звук — это «Стрела Робина Гуда» из фильма1938 года «Приключения Робина Гуда». Есть много нравящихся мне эффектов. Я мог бы написать книгу о том, что я люблю, и об истории создания этих вещей.
Вопрос: Почему Вы решили наделить спидер Зам характерным завывающим звуком? Это как-то связано с его внешним видом? Откуда взялся этот звук?
Ответ: Завывания спидера Зам были получены при помощи старой электрогитары. Я играюна барабанахв музыкальной группе при церкви, и через день после начала съемок я попросил гитариста Дейва Уивера воспроизвести для меня несколько звуков. С помощью программы-синтезатора я разложил звук на составные части и пропустил его через старый ревербератор. Идея былав том, чтобы сделать такой звук, который показывал бы, что спидер Зам не снабжен ракетным двигателем, а используеткакой-то вид магнетизма — возможно, поле, создаваемое автоматической системой дорожной сети Корусканта.
Вопрос: Чей голос был использован для озвучивания Дарта Вейдера в Специальном Издании «Империя наносит ответный удар»? Я говорюо том моменте, когда он говорит: «Передайте на мой Звездный Разрушитель, пусть подготовятся к моему прибытию».
Ответ: Это был Джеймс Эрл Джонс. Эта линия записывалась для «Новой Надежды», но не была использована.
Вопрос: Во время встречи с сепаратистами Уот Тамбор вертит в руках один из передатчиков,и тот издает шум, очень похожий на звукиз видеоаркады «Q*Bert». Это пасхальное яйцо или простое совпадение?
Ответ: Должно быть, это просто совпадение. Я создал его, используя генератор человеческой речи, на синтезаторе под названием «Kyma».
Вопрос: Я упоминал ранее, что звуки, издаваемые звездолетом «Slave I», различны для «Клонов» и «Империи». В старом фильме было слышно перекрывающее прочие звуки низкое подвывание, которое отсутствовало в «Атаке клонов». Тому естькакая-то причина?
Ответ: Для «Атаки клонов» я дополнил библиотеку звуков «Slave I», потому что судно было более новым. Я использовал звуки от «Империи» в качестве основы и создал новые звуки, которые должны были соединиться со старыми.
Я думаю, то подвывание, о которомвы говорите, было звуком, который я сделал при помощи трубы для отбывающего «Slave I» в «Империи». Этот звук, объединенный с затухающим звучанием рожка от моего старого «доджа-дастера»1971 года выпуска, в «Атаке клонов» не прозвучал. Вероятно, вы упустили его из виду. Я, по мере возможности, старался увязать воедино и старое,и новое.
Вопрос: Когда Зам Вессел погибает от дротика, выпущенного Джанго, она произносит слова на своем родном языке, которые звучат подозрительно похоже на фразу Себульбы «Slimeball». Мои уши меня обманывают?
Ответ: В этом месте Зам говорит по-хаттски,и это действительно слово «Slimeball». Чтобы узнать полный перевод этого монолога, обратитесь к моей книге «Star Wars Galactic Phrase Book and Travel Guide».
Вопрос: Во время процесса монтажа, когда сцены вырезают либо перемещают с местана место, насколько сложно добиться синхронизации записанной ранее музыки?
Ответ: Сцены, вырезанные из фильма, всегда нарушают синхронизацию — да еще в самый последний момент перед выпуском. Как это по большей части случается, музыка пишется для более раннего варианта сцены, чем тот, который получается после окончательного редактирования. Перед Кеном Уоннбергом (Ken Wannberg), музыкальным редактором Джона Уильямса, стоит трудная задача перекомпоновки музыкальной темы — чтобы вновь добиться синхронизации. Это может быть чрезвычайно трудным делом. Он — тот единственный, кто способен заново скомпоновать все пост-фактум.
Вопрос: Почему сцена рейда коммандос, возглавляемых Пло Куном и Ки-Ади-Мунди,на борт корабля управления дроидами была вырезана при финальном редактировании «Атаки клонов»?
Ответ: Атака на судно управления дроидами была снята и входилав сценарий,но так и не добраласьдо стадии окончательного монтажа, когда должны были быть наложены спецэффекты. Наступательные отряды джедаев пролагали себе путь по трапу корабля, через дверные проемы и коридорына мостик. Сцена изобиловала большим количеством трюков и сраженийна мечах.
Эпизод был вырезан при финальном редактировании, потому что так получался еще один сюжет, пересекающийся с тем, что уже был отснят —и это уже становилось чересчур сложным и затянутым для кульминационного момента фильма. Включение этого эпизода также потребовало бы определенного времени на то, чтобы подготовить к нему зрителя и довести его до развязки —в то время как одновременно с нимпродолжались бы сцены битвы на аренеи наземного сражения Войны Клонов.
В каждом из этих эпизодов было большое количество материала, который пришлось урезать. В эпизоде сражения на арене было вырезано несколько сцен с джедаями, еще больше было вырезано из сцены между Джанго и Мейсом;такая же участь постигла и сцену сражения в космосес участием судна управления дроидами.
Все они были достойны того, чтобы их увидеть,но пришлось сделать выбор в пользу главной сюжетной линии.
Вопрос: Это голос Квай-Гона — «Анакин, Анакин… Нет!» — раздается в комнате Йоды после того, как Анакин нападает на тускенрайдеров?
Ответ: Да, действительно, тот голос, который слышит Йода — это голос Квай-Гона Джинна.
Вопрос: Звуковое сопровождение голограммы Дарта Сидиуса отличается от прежнего. Голограммы имеют персональные особенности? Как это было сделано?
Ответ: Я пробовал сделать так, чтобы сопровождающие появление голограммы звуки напоминали о персонаже, который она изображает.
Тональность голограммы Сита частично сделана на электронном синтезаторе. Одновременно проигрываются две низкочастотных синусоиды примерно одной и той же частоты. Небольшая разность в частоте вызывает явления, называемые колебаниями (вы изучали это на уроках физики). Результат — колебания вверх и вниз по высоте звука. К этомуя подмешал некоторое количество коротковолновых шумов, которые вы можете слышать между диапазонами вещания радиостанций, настраивая свой радиоприемник. Это — один из моих самых любимых источников звука. В концея добавил воспроизводимый на очень-очень низкой скорости звук реактивного самолета, производящего выстрелы из VulcanCannon — управляемого электроникой автоматического пулемета, выпускающего по 100 пульв секунду.
Вопрос: Какие звуки из классическойтрилогии — если таковые имеются —могли бы быть повторно использованы для Эпизодов I или II?
Ответ: Очевидно, что звуки, записанные для таких повторно встречающихся персонажей, как джавы, тускены или Арту, могут быть использованы снова и снова,и добавляться, по мере необходимости, в новых эпизодах. Джедайские световые мечи, большинство лазеров и некоторые элементы обстановки, вроде Татуина, могут быть повторно использованы в соответвующие моменты. Однако, когда я работаю над новой задачей, я всегда стараюсь найти новые звуки и новые идеи, и в каждом фильме появляются сотни новых звуковых спецэффектов. Я надеюсь продолжить расширять свою звуковую библиотеку, собранную за более чем 25-летнюю работу над этим проектом.
Вопрос: Проще ли найти «естественные» звуки и проще ли работать с ними, чем с теми, что с самого начала были созданы в цифровом виде?
Ответ: В качестве аудиоматериала для «Звездных войн» я предпочитаю записывать природные звуки. Реальные, «органические» звуки приносят ощущение достоверности происходящего. Я пробую придумывать что-то, что звучит «знакомо», но остается неузнаваемым. Это придает героям, транспортным средствам и прочим объектам иллюзию реальности.
Вопрос: Как Вы добились «персонализации» звучания двигателей у каждогоиз участников гонок? Какие реальные звуки Вы использовали?
Ответ: Я и в самом деле стараюсь придать каждому транспортному средству свою индивидуальность. Я отталкиваюсьот личности пилота; от этого зависит, захочу лия сделать так, что он или его машина будет нравиться зрителям, или жеон будет вызывать у них страх.
Звук гоночного болида может быть мощным, агрессивным, комичным, ровным, спокойным, меланхоличным, старомодным или внушающим опасение. Я пытаюсь создать такой звук, который бы соответствовал типу окраски машины. Звучание двигателей гоночных аппаратов было позаимствовано от гоночных автомобилей, моторных лодок, военных самолетов, электрических зубных щеток, бритв, мотоциклов, ракет и вертолетов.
Вопрос: Какие звуки использовались, чтобы создать знакомый всем рев Чубакки?
Ответ: Главным образом, голоса медведей, с незначительной примесью голоса моржа, собаки и прибавленногок ним львиного.
Вопрос: Какой процесс сопровождает создание языков для различных чужеземных рас?
Ответ: Этот процесс очень сложен, но я обычно начинаю с того, что отыскиваю привлекающий меня редкий язык, который подошел бы для той расы, над которой я работаю. Вдохновленный живым языком со всеми его культурными особенностями и деталями,я записываю фонетическую транскрипцию тех звуков, которые являются характерными для данного языка. Потом я приступаюк работес исполнителями, обладающими особым вокальным даром, и записываю, как они произносят мои «псевдонастоящие» фразы. Зачастую я подвергаю результат обработке и, при необходимости, комбинирую эти звуки с голосами животных, чтобы добиться желаемого эффекта.
Вопрос: При создании звучания различных двигателей — таких, как гипердрайв на королевском звездолете или субмарина —вы учитываете законы физики, или просто придумываете нечто, что будет «классно» звучать?
Ответ: Я получил докторскую степень по физике, так что мои фантазии относительно создания нового звука всегда опираются на научную основу. Поначалу я зачастую полностью продумываю концепцию звучания, основываясь на научных фактах; в конце мне приходится делать выбор между субъективными, а не объективными возможностями. Как-никак,в космическом вакууме у меня раздаются звуки! Это явное надругательство над законами физики. Но я полагаю, что сделал хороший выбор, иначе сейчас я был бы без работы.