Танцы с саблями

star wars lightsaber fight

Сражения на световых мечах в Звездных войнах — это больше, чем только зрелище. Когда вспыхивает световой клинок и рыцари-джедаи принимают вызов Темной Стороны, то каждое их движение — результат тщательной проработки Истинного Джедая — Ника Джилларда, постановщика трюков для всех фильмов приквела. Являясь, по сути, чем-то гораздо большим, чем несколько минут напряженного действия, схватки на световых мечах поставлены так, чтобы помочь в понимании происходящего и показать характер персонажей через их поведение во время сражения.

Чтобы оценить масштаб проделанной Джиллардом работы, вернемся в Эпизод I: «Скрытая угроза». Целью Ника в постановке хореографии для первого фильма приквела было создать такие трюки, которые хорошо вписались бы в общую сюжетную канву. «Нельзя работать с мыслью: я — постановщик трюков, и все, что от меня требуется, это сделать большое, красивое шоу,— говорит сам Ник.— На самом деле, ваша задача — сделать все так, чтобы трюки были совершенно незаметны». Каждую сцену схватки в фильме Ник расписал в виде отдельного рассказа. «Каждый поединок имеет начало, середину и конец,— говорит он.— Я упорно трудился, чтобы представить все это в виде истории».

Чтобы поставить такую хореографию, которая демонстрировала бы не только искусство фехтования джедаев, но также и индивидуальные черты каждого из героев, Ник внимательнейшим образом изучил сценарий Эпизода I. Нет двух мастеров светового меча, имеющих одинаковый стиль, и Ник включил эти индивидуальные особенности в хореографию сражений. «То, что у каждого персонажа в Эпизоде I — свой, оригинальный характер ведения боя, имело очень важное для меня значение»,— признается он. Какие-то нюансы были позаимствованы из классической трилогии «Звездных войн». В частности, Оби-Вану было решено придать тот стиль, который он использовал в старых фильмах, потому что Кеноби обучал и Анакина, и Люка Скайуокера. Какие-то из используемых ими позже приемов, несомненно, нашли отражение в том стиле, который использовал Кеноби в юности.

Чтобы рыцари-джедаи смогли выжить в полном опасностей мире Эпизода I, Ник должен был придумать для них уникальный, эффективный стиль ведения боя. "Я называю его «джедайским стилем»,— поясняет он и добавляет, что джедай, избравший в качестве защиты от бластеров оружие столь малого диапазона действия, должен был бы быть хорошо знаком со всеми приемами нападения и защиты. Объединив несколько дисциплин — от различных стилей фехтования до нацеленных на тотальное истребление всего живого боевых приемов в стиле «секи-руби», он создал тот характерный «джедайский стиль», который мы видели в Эпизоде I. В кино поединки выглядят эффектно и броско, а на деле приходится много попотеть, отрабатывая каждое движение. Каждая батальная сцена отображает уровень мастерства преподавателя боевых искусств. «Я описал бы это как игру в шахматы, где фигуры передвигают со скоростью тысячи миль в час. И каждое движение — шах»,— говорит Ник Джиллард.

Ник не был уверен, согласуется ли его подход с видением режиссера — Джорджа Лукаса. Поэтому он снял тестовую сцену сражения со своей командой каскадеров-дублеров приблизительно за три месяца до того, как начались основные съемки. Джорджу увиденное понравилось, и «джедайский стиль» фехтования на световых мечах получил официальный статус.

В тех случаях, когда это не слишком опасно, Ник любит доверять актерам самостоятельно выполнять некоторые трюки. «Это помогает им лучше проникнуться ролью»,— говорит он. У него не было достаточно времени, чтобы обучить Лайама Нисона и Юэна Макгрегора всем тонкостям «джедайского стиля», но они, по его словам, все схватывали буквально на лету. Ник разбил каждый поединок на маленькие секции, и репетировал шаг за шагом, постепенно увеличивая темп.

Вместе со своим помощником, Андреасом Петридесом, и военным экспертом Рэем Парком Ник Джиллард отрабатывал каждую сцену и каждый трюк по многу часов подряд, и, после этого, были готовы к обучению актеров. «К тому времени, когда пришел черед Лайама и Юэна, мы, по карйней мере, 500 раз повторили каждое движение самостоятельно,— рассказывает он.— Мы множество раз убивали друг друга, мы всегда знаем, в какой момент это должно произойти».

В фильме поединки на световых мечах длятся до обидного мало. «Кажется, все происходит настолько стремительно, что вряд ли вам удастся рассмотреть в деталях те трюки, над которыми мы так долго работали,— говорит Ник. Но все равно он считает, что приложенные усилия того стоили.— Это — „Звездные войны“. И мы обязаны были сделать кое-что особенное».

Prime of the Jedi
www.starwars.com

P. S. Ник Джиллард сыграл в «Мести Ситхов» эпизодическую роль преподавателя боевых искусств Сина Драллига — он мелькает в Храме в тот момент, когда туда врывается Дарт Вейдер в сопровождении отряда клонтруперов. Cin Drallig, если кто еще не догадался,— это перевернутое Nic Gillard.

Хорошим дополнением к этой статье послужит материал под названием «Боевое искусство джедаев».

Метки: джедай, история создания, световой меч