Дарт Мол, мастер у-шу. Интервью с Рэем Парком

darth maul

…Как это часто случается, одно событие влечет за собой другое. Когда я опубликовала на днях новость о возвращении — правда, несколько метафорическом,— Дарта Мола в «Звездные войны», мне захотелось найти какое-нибудь интервью с Рэем Парком, актером, сыгравшим ученика Дарта Сидиуса в Эпизоде 1. Из нескольких интервью выбрала наиболее объемное и содержательное. Ниже вы можете его прочесть; оно датировано 1999 годом.

Дарт Мол

Быть плохим парнем вредно для здоровья: если джедаи не разрубят вас на две половинки, вам придется часами сидеть и раздавать автографы — пока вы не утомитесь до такой степени, что не сможете пошевелиться.

Мы находимся на ежегодной конференции «Wizard World Chicago Con». После заслуженного получасового отдыха актер Рэй Парк, сыгравший Дарта Мола в фильме «Звездные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза», вернулся к своему столу для раздачи автографов. Процесс сопровождается очередью, напоминающей ту, что выстраивалась у кинотеатров во время премьеры «Скрытой угрозы». Толпа фанатов оживилась, увидев, как Парк вновь усаживается за свой стол и готовится начать очередной марафон по раздаче своих подписей; однако их радость оказалась преждевременной — докладчик напомнил Парку, что у него в расписании значится еще одно интервью. Стенания и шиканье раздосадованных фанатов достаются докладчику, потому что Парк для дачи интервью перемещается в близлежащую беседку.

«Я ужасно утомился,— устало признается актер, и, услышав его мягкий, благородный голос с британским акцентом, вы понимаете, почему в „Угрозе“ его дублировал другой актер.— Я на самом деле люблю встречаться с поклонниками, но это отнимает у меня много сил. Тем не менее, я не собираюсь жаловаться, потому что в действительности люди относятся ко мне очень хорошо. Каждый из них считает меня звездой, хотя я — не звезда; я — это просто я».

Для поклонников «Скрытой угрозы» слово «просто» — это не то слово, которым можно описать Парка: актера, родившегося в Шотландии и выросшего в Британии, мастера боевых искусств, всю свою жизнь мечтавшего о кинокарьере. Отчасти, потому, что его отец боготворил Брюса Ли, отчасти — потому, что в этом он видел свой билет в мир кинопроизводства, Парк с семи лет начал изучать у-шу, китайский стиль боевых искусств, похожий на тот, что демонстрирует Джеки Чан.

«Я всегда хотел быть одним из тех парней, которые в боевиках совершают по 10 миллионов кувырков в воздухе,— говорит Парк.— Однако, я никогда, никоим образом не думал, что мое обучение приведет меня к „Звездным Войнам“.

После своего участия в фильме „Mortal Combat: Annihilation“ в качестве каскадера-дублера Парк привлек внимание создателя „Звездных Войн“ Джорджа Лукаса. Постановщик трюковых сцен для „Скрытой угрозы“, Ник Джиллард, попросил Парка пройти с ним тестовую линию, которую предполагалось использовать в ожесточенном сражении на световых мечах. (Во время съемок подобных сцен на полу или на стене павильона размечают линию, вдоль которой должны двигаться актеры.— Nexu). Этот эпизод оказался для Парка чем-то вроде прослушивания. Заполучив эту роль, Парк моментально сделался звездой первой величины в этом самом ожидаемом фильме года. Успех в „Скрытой угрозе“ позволил ему получить роли в таких фильмах, как „Сонная лощина“ (там он был дублером Всадника Без Головы) и „Люди-Х“ (там он сыграл злобного Тода (Toad; короче, Жаба. Возможно, имя я переврала, потому что фильм этот не видела — Nexu). „Со мной начали происходить удивительные вещи,— говорит Парк с неподдельной скромностью.— Похоже было на то, что мечты и впрямь становятся реальностью. Сейчас я прямо-таки наслаждаюсь жизнью“.

В перерывах между раздачей автографов корреспондент „Wizard“ Скотт Брик сидел рядом с Рэем Парком и, силясь перекричать сотни полклонников Дарта Мола, распрашивал его о том, что это значит — сражаться с Оби-Ваном Кеноби, и что в его жизни будет после „Звездных войн“.

Wizard: Что вы ощущаете, внезапно сделавшись суперзвездой?

Рэй ПаркПарк: Ощущения поистине сверхъестественные. Сейчас я уже свыкся с этим, но я помню, как впервые увидел магазин игрушек. Там было написано: „Дарт Мол, новое лицо Дьявола“. Помню, что я вел себя тогда, как большой ребенок. Я купил пару собственных копий и отнес их показать своей семье. По-моему, это было просто здорово; но сейчас я уже привык к подобным вещам. Но я уверен, что, когда я стану старше и обзаведусь детьми, то смогу вновь пережить эти волнующие моменты. Дети скажут: Папа, папа, это же ты!» Это будет просто потрясающе.

W: И все это внимание — после одного лишь фильма. Вы разочарованы тем, что ваш персонаж умер?

Парк: Когда я получил эту роль, то знал, что мой герой будет убит; я знал это с самого начала. Так что — нет, финал меня не разочаровал.

W: Ходят слухи, что в следующих фильмах вы можете вновь появиться — в качестве клона. Это правда?

Парк: Говоря откровенно, я этого не знаю. Вы намекаете на то, что Джордж в итоге может изменить свое мнение — возможно, под воздействием тех откликов, которые он получал от фанатов. Однако мне на этот счет на самом деле ничего не известно. В данный момент я просто мысленно говорю себе: «Все, на этом закончено». Но, если Джордж пригласит меня, это было бы действительно здорово.

W: По слухам, вы смогли получить работу, потому что сумели произвести впечатление на Джорджа Лукаса.

Парк [Изображая на лице дьявольскую улыбку]: «Я использовал на Джордже Лукасе ситский ментальный трюк. [Проводит рукой слева направо на уровне глаз]. Я пришел и сказал: „Я должен получить эту роль“. Он сказал: „Хорошо, но…“, а я сказал [снова делает движение рукой]: „Я должен получить эту роль“. [Хихикает] И он согласился».

W: В титрах фильма вы также значитесь в качестве хореографа боевых трюков. Сколько поединков вы поставили?

Парк: Все, в которых участвовал Дарт Мол, ставил я. Ник Джиллард также работал над ними, но он не указывал мне, как сражаться. В том, что касается боевых искусств, я осведомлен лучше, чем он. Но он незаменим при координировании действий, поэтому я работал с ним. Еще я должен был помогать снимавшимся вместе со мной Юэну Макгрегору и Лайаму Нисону. Но все, что делает Дарт Мол — это я, мои идеи, мой стиль. Не хочу показаться хвастливым, но я этим очень горжусь.

W: Мы слышали, что в кульминационной схватке Макгрегор и Нисон использовали каскадеров-дублеров.

Парк: Я знаю, откуда эти слухи. Во всех сценах крупным планом, которые вы видите, Юэн и Лайам — настоящие. Юэн признает, что он не совершал ни одного акробатического трюка, однако во всех поединках участвовал он сам — как и Лайам. В каких-то других сценах у них были дублеры, но в сценах поединков они хотели сделать все, что в их силах — и сделали это хорошо.

W: Говорят, Юэн Макгрегор очень серьезно относился к поединкам на световых мечах и старался побить вас? Правда?

Парк: Ага. [На его лице расплывается широкая улыбка] Так скажем, он пытался, но это и все, что он мог сделать — попытаться. Съемки поединка на световых мечах заняли примерно три недели — с того места, где мы проходим через дверь и до самого конца. Порой мы так распалялись, что едва не поубивали друг друга. В то же время, мы относились к этому с юмором и подражали звукам, которые издают световые мечи. Мы вставали, приготовившись к схватке, и Лайам с Юэном издавали звук: «Дззз!» [Смеется] Я вскидывал голову и говорил: «Ах, так? Дззз-дззз!» По-моему, Джорд мог бы и не добавлять звуковые спецэффекты — все делали мы сами. [Улыбается] Я до сих пор продолжаю так делать".

Рэй Парк в роли Дарта Мола

W: Кто придумал идею со сдвоенным световым мечом?

Парк: Когда я попал в фильм, концепция меча с двумя лезвиями была уже по большей части проработана. Единственное отличие было в том, что его рукоять собирались сделать такого же размера, как и у стандартного светового меча, и я спросил у Джорджа, нельзя ли сделать ее побольше. Было бы весьма сложно вращать нечто столь маленькое вокруг тела и при этом умудриться сохранять его в равновесии — мне приходилось держать его вот так [сводит запястья вместе], и в таком положении его практически невозможно было использовать. По сути, это и было всем моим участием в разработке светового клинка. Благодаря этому я смог вращать его вокруг своей головы и выписывать им разные завитушки.

W: Вам отдали его на память?

Парк: Нет, но это было бы здорово.

W: Тяжело было носить весь этот грим?

Парк: Как только мне его нанесли, я перестал о нем думать — за исключением, быть может, времени обеда, когда я пытался немного вздремнуть. С рожками на голове невозможно спать, не рискуя при этом повредить кушетку или кровать. На гримирование требовалось примерно два часа — и примерно 45 минут, чтобы все удалить. Могло бы быть и дольше, но я часто уходил домой с остатками грима.

W: Вам нравится, каким получился фильм?

Парк: Я посмотрел этот фильм шесть раз, так что я не могу не любить его. Я не сидел бы в кинозале по стольку раз, если бы он мне не нравился. Он доставляет мне удовольствие, потому что каждый раз я нахожу там что-то новое.

W: Были ли вы поклонником классической трилогии?

Парк: О, да. Моим любимым героем был Хан Соло, потому что, на мой взгляд, Харрисон Форд — великий актер. Может, я и хотел бы стать Люком Скайуокером, у которого есть световой меч и который владеет Силой,— но Хану-то удается поцеловать принцессу Лейю. [Улыбается] Я все еще продолжаю смотреть эти фильмы; даже если я видел их сто раз, мне это не надоедает. Не знаю, будут ли новые фильмы похожи на них. Не знаю, будут ли они такими же.

W: Очевидно, что вы — гораздо более хороший парень, чем Дарт Мол. Трудно ли было вжиться в роль, чтобы сыграть такого злодея?

Парк: По правде сказать, во мне есть немного от темной стороны. Во мне проявляется своя угрюмая, темная сторона — особенно когда я голоден. Спросите у моей подруги или у моей семьи, и они вам подтвердят. Помню, что когда я был моложе, то люди имели обыкновение принижать меня, потому что они не ощущали во мне уверенность; я привнес кое-что из этого в характер своего героя. И еще дерзкость, потому что в у-шу, когда вы с кем-то сражаетесь, в вас должны одновременно присутствовать и высокомерие, и пылкость. И все это я постарался соединить в Дарте Моле.

W: Как бы вы сравнили Силу и боевые искусства?

Парк: Что касается Силы, то в ней есть нечто, чего в боеых искусствах нет. Китайские боевые искусства основаны на духовности. Они верят в призраков своих Учителей; однажды, когда я находился в храме своего Учителя,— это прозвучит несколько неправдоподбно, но я действительно видел некоторых из монахов-предшественников. Как я узнал позже, дух явился ко мне, чтобы сделать замечание: он велел мне встряхнуться, потому что я немного заленился на во время одной из своих схваток. После этого я начал больше верить в духовную сторону явлений.

W: Могли бы вы сравнить свой стиль с боевыми искусствами Джеки Чана?

Парк: Они похожи, потому что он обучался в Пекинской Опере, а в у-шу мы тоже используем стиль Пекинской Оперы. Джет Ли также занимается у-шу. В нем много акробатики, он больше похож на гимнастику, в которой вы наносите стремительные удары высоко поднятой ногой и совершаете другие головокружительные трюки.

W: Надеетесь ли вы когда-нибудь поработать с Джеки Чаном? Вы хотели бы при этом быть в его команде или выступать против него?

Парк: Хороший вопрос. [Вскидывает голову и на мгновение задумывается] Я бы предпочел сражаться против Джеки Чана, потому что он очень хорош, и, как мне кажется, он заставил бы проявиться все самое лучшее во мне. Он делает множество трюков, и я также хотел бы ими овладеть. Я также хотел бы оказаться в одной команде с Джетом Ли. Возможно, для того, чтобы отдубасить Жан-Клода Ван Дамма.

W: С момента выхода фильма вы дали не слишком много интервью. Почему?

Парк: Я дал множество интервью в Англии, а вот в Америке я дал всего лишь несколько. Я сам не хочу давать чересчур много интервью, потому что, спустя некоторое время, это становится утомительным. К тому же, некоторые вещи должны принадлежать только мне — я хотел бы сохранять их в секрете.

W: Ну хорошо, а кто победил бы в схватке: Дарт Вейдер или Дарт Мол?

Парк [Ни секунды не колеблясь]: Я. Дарт Вейдер, возможно, всемогущ и все такое, потому что он — Избранный, но, когда дело доходит до сражения… Дарт Мол. [Смеется] Или, пожалуй, я сам. Я уложил бы их обоих.


Ray Park, theWizard Q&A
Article from the November issue of Wizard.

Метки: Эпизод I, Дарт Мол