Визуальные эффекты и «Звездные Войны» идут рука об рукус тех самых пор, как Джордж Лукас «давным-давно» основал Industrial Light & Magic, чтобы сотворить свою «далекую-предалекую галактику». Каждый из эпизодов «Звездных Войн», начиная с того самого первого из 1977 года, был очередным достижением в области создания визуальных эффектов и кинопроизводства. Эпизод II —не исключение: Все кадры в фильме,за исключением 161, насыщены спецэффектами.
Догнать и перегнать
Для фильма ILM создал2817 кадров,из которых2000 былииспользованы —но это еще полдела. «Мы сделали больше кадров, чем во время работы над Эпизодом I, и большая часть из них были гораздо более сложными,— говорит Джон Нолл, руководивший работами по созданию спецэффектов.— На этот раз у насв кадре было больше компьютерных персонажей, больше виртуальных локаций, да и сами съемки представляли определенную техническую сложность, потому что зачастую там требовались значительные передвижения камеры».
Работу над фильмом в ILM поделили между тремя командами. Команда Нолла трудилась над созданием сцены погони на спидере между небоскребами Корусканта, сцены в закусочной, сцены космической битвы в астероидном поле близ Джеонозиса, сцены с аренойи небольшой сценки с Ваттона Татуине. Пабло Хелман (Pablo Helman) отвечал за большую часть кадров с Татуиноми Набу,а такжеза все сцены на Камино — планете, которую Нолл называл «планетой идеального шторма». Деннис Мюрен (Dennis Muren) и Бен Сноу (Ben Snow) занимались заводом по производству дроидов на Джеонозисеи сценами эпических наземных сражений в войне клонов. К группе создателей спецэффектов присоединился —в качестве режиссера анимации — Роб Коулман; на этот раз он отвечал«за все, что движется».
Компьютерные герои
Эпизод II насчитывает70 минутанимации — на 10 минут больше, чем Эпизод I и почтистолько же, сколько полнометражный мультипликационный фильм. Под руководством Коулмана трудились 60 аниматоров(во время работы над Эпизодом I их было 45), которые создали более 30 процентов всех компьютерных персонажей.
Из Эпизода I в фильм вернулись такие компьютерные персонажи, как сделавшийся сенатором Джа Джа (в эпизодической роли), Ватто и дроиды. Помимо этого, в фильме можно наблюдать двух похожих на Себульбу персонажей: один едет в в спидере, другой выскальзывает из дверей забегаловки Декстера Джеттстера. Сам Декстер — это новый компьютерный герой, четырехрукий и неряшливо одетый старый приятель Оби-Вана. Противоположную сторону представляют компьютерно-генерированные Погль Малый (Poggle the Lesser) — мерзкий, похожий на насекомое, джеонозианский абориген. Он входитв команду графа Дуку, так же, как и новые компьютерные персонажи Шу Май (Shu Mai), Сан Хилл (San Hill) и Ват Тамбор (Wat Tambor). В качестве присяжных заседателей выступают хрупкие длинношеие каминоанцы Таун Ве и Лама Су, которые изготавливают армию клонов.
Шу Май: живет на Темной Стороне
Сан Хилл — председатель Банковского клана
Ват Тамбор — глава техносоюза
Клоны, точные копии охотника за головами Джанго Фетта (Темуера Моррисон), в фильме есть как настоящие, так и ненастоящие. Когда на них нет униформы, они представляют из себя многократно спроецированный ILM образ Моррисона. Когда они в униформе,они — клмпьютерные. «Они похожи на штурмтруперов,— говорит Коулман,— однако все они на сто процентов виртуальные. Мы не использовали людей в костюмах».В дополнениек гуманоидным персонажам, команда создавала животных — включая тех трех монстров, которые нападают на Падме, Анакина и Оби-Ванав известной сцене на арене.
Тем не менее,из всех компьютерных персонажей Эпизода II наибольшую важность представлял Йода, который появляется в 127 кадрах. «Именно поэтому я стал работать над этим фильмом,— говорит Коулман.— Чтобы сделать Йоду. Джордж [Лукас] отмечал, что моя команда неплохо справилась с Эпизодом I, однако нам не давала покоя мысль —сможем лимы создатьна компьютерекого-то вроде Йоды?»
Чтобы ответить на этот вопрос, Коулман и руководитель отдела моделирования Джеф Кэмпбелл (Geoff Campbell) воссоздали шесть кадров из эпизода «Империя наносит ответный удар», вставив туда компьютерного Йоду. Эти кадры убедили Лукаса в том, чтобы позволить им создать полностью цифрового Йоду.
Кэмпбелл начал свою работу с имеющегосяв арсеналеILM программного средства «I-Sculpt», получая данные путем сканирования макета йодиной головы. «Вместе со своими моделлерами я старался добиться одного: Есть одна вещь, которую я требуюот своих моделлеров: работать не толькос поверхностьюпредмета,— говорит Кэмпбелл.— Они должны проникать внутрь, работать с внутренней частью ротовой полости, придать объем и форму языку, губам и внутренней стенке щек».
Чтобы создать одежду и тело для Йоды, моделлеры использовали программы «I-Sculpt», «Alias|Wavefront's Power Animator» и «Maya», а также «Avid's Softimage 3D». Как только процесс создания Йоды вступил в стадию разработки, к группе присоединились другие моделлеры и начали изготавливать остальных компьютерных персонажей, монстров и виртуальныхдубликатов — общим количеством около 66, 12 из которых разговаривают.
Для анимации лица ILM использует технологию наложения масок. Например, чтобы создать лицо Йоды и подготовить его к анимации, Кэмпбелл вылепил несколько сотен масок в соответствиисо своими представлениями об анатомиии расположении основных мышц. В одном случае акцент делался на движения языка Йоды, в другом —на уголокего глаза.
В схватку Йода вступает
Помимо Коулмана, Йодой занимались еще трое художников: Тим Харрингтон, Линда Бел и Джейми Уилесс. Все вместе они смогли убедить Фрэнка Оза в том, что Йода может быть выполнен на компьютере. Когда Оз записывал финальный диалог Йоды и увидел итоговую анимацию, он в письменном виде послал Коулману свои поздравления и поблагодарил его за то, что он сумел сохранить образ Йоды в неприкосновенности.
Добиться полного соответствия цифрового Йоды своему марионеточному предшественнику группа могла одним способом: воспроизвести спонтанные подергивания ушей и другие мелкие телодвижения, которые имели место во время движения резиновой куклы. Но что они не могли сымитировать, так это шагающую марионетку. Йода не ходил —за исключением двух кадров в Эпизоде I. «Джорджу очень хотелось заставить его подняться и пройтись —а может быть, даже, и вступитьв схватку»,— говорит Коулман. И Йодапринял бой.
В том известном эпизоде граф Дуку уже успешно одолел Оби-Ванаи Анакина.Тут на сцене, прихрамывая, появляется Йода, откладывает в сторону свою трость и бросаетв сторону Дуку красноречивый взгляд: «А, так тебе вздумалось поиграть со мной?». После этого он превращаетсяв самого шустрого, самого проворного джедая-воина, который прыгает, совершает кульбиты в воздухеи размахивает перед Дуку световым мечом. А когда бой заканчивается, Йода подбирает свою тросточку и уходит прочь, похожий на низкорослого старичка. «С марионеткой сделать такое было быневозможно»,— говорит Коулман.
Цифровые каскадеры
Каскадеры, игравшие джедаев, также навели Лукаса на мысль обратиться в ILMс просьбойо том, чтобы там сделали компьютерных дублеров. «Когда вы снимаете трюковые сцены вживую, то законы этого жанра налагают на вас определенные ограничения,— говорит Нолл.— Джорджу хотелось снимать и редактировать трюковые сцены точно так же, как и весь остальной фильм. Это подразумевало, что мы должны были обеспечить переход от живых актеров к компьютерными обратнов одноми том же кадре».
Коулман в качестве примера выводит на экран нужный эпизод: это сцена борьбы между Оби-Ваноми Джанго Феттом, которая происходит на крышево время дождя. Иногда Оби-Ванаи Джанго играют настоящие актеры, иногда — дублеры, а иногдаони — созданные на компьютере персонажи. Угадать, где кто, невозможно. Пока сцена прокручивается на мониторе, Коулман комментирует действо — настолько быстро, насколько это возможно —и тычет пальцем в изрядно заляпанный экран: «Вот они оба натуральные, а всеостальное — компьютерно-сгенерированное. Вот толькоон настоящий,а всеостальное — нет. Тут он компьютерный.А сейчас только Оби-Ван настоящий. Теперь все они цифровые. А сейчас вообще все цифровое. Компьютерный. Настоящий. Компьютерный. Настоящий. Настоящий. Компьютерный. Компьютерный. Все вокруг настоящее. Компьютерный, компьютерный, компьютерный. А вот вода, созданная на компьютере».
Это — пример мастерства, которое в ЭпизодеII проявляется повсюду. «Я бы сказал, что отличие между тем, что мы сделалив Эпизоде I, и тем, что мы сделалив Эпизоде II, обусловлено тем, что на этот раз у нас была более опытгая команда,— говорит Коулман.— Половину своего времени на ЭпизодеI я потратилна переживанияо том,удастся ли нам сделать этот фильм. Я поднялсяна вершину горы и знал, что в любой момент могу оттуда свалиться. Но на этот раз я смог направить всю свою энергию туда, куда нужно —на экран и на персонажей».
Attack of the Clones Effects wizards at ILM create a digital Yoda and other CG characters for Star Wars: Episode II By Barbara Robertson (cgw.net) (с сокращениями)