Есть персонаж, чье присутствие в некоторых дуэльных сценах уже ставшей классикой приквельной трилогии «Звездных войн» нельзя недооценивать — это Кайл Роулинг (Kyle Rowling).
Играл лион рыцаря-джедая Джоклада Данва (Joclad Danva) на арене Джеонозиса, был лион дублером Кристофера Ли и Иэна Макдайармида, или выступал в сценах сражений за злодейского генерала Гривуса из ЭпизодаIII — результат всегда был превосходным.
Роулинг — человек, который «жил мечтой»; как только он впервые увидел «Звездные войны», то сразу сделался их поклонником. Своей жизнью он подтверждает правило: если сконцентрировать все усилия на достижениикакой-то цели, то успех придет непременно. Перед собой он поставил цель сняться в Эпизоде II. Как все это происходило? Читайте эксклюзивное интервью Wattographs.com с Кайлом Роулингом, директором Сиднейской Школы Драматических Боевых искусств.
Пожалуйста, раскажите нам, как вам удалось сыграть и в «Атаке клонов», и в «Мести ситхов»?
На самом деле, это довольно забавная история. Незадолго до начала съемок Эпизода II Ник Джиллард (постановщик трюков для «Звездных войн» и мастер фехтования) подыскивал кандидатуру на роль дублера Дуку для сцен сражений. Претенденты должны были иметь высокий рост (рост Кристофера Ли —6 футов5 дюймов, или, примерно, 1,96м) и иметь навыки в работес мечом. Однажды вечером моя сестра встретила в баре парня, который проходил в этот день прослушивание у Ника, но не имел необходимых тому нывыков. Она взяляу него телефон Ника, и на следующий день я позвонил ему и представился.Ник велел мне послать свое резюме. Получив его, он бросил беглый взгляд на фотографию, сказал себе: «Господи, эти парни с конскими хвостами на голове все такие идиоты»,—и положил мое резюме в самый низ стопки из 150 подобных ему посланий. Через три недели, просмотрев 150 каскадеров, Ник добирается до последнего претендента: идиота с хвостикомна затылке.Он вызвал меня, попросил сделать несколько движений и начал свою проверку. В какой-то момент он попросил меня проделать один трюк и, когда я добавилк этому свой особый финт, который я люблю делать в подобных ситуациях, он просто сказал: «Можешь положить меч —ты получил эту работу. А я,наконец-то, выпью чаю со сливкамии сахаром».Вот так все и было.В течение следующих нескольких месяцев между мною и Ником установились прочные дружеские отношения, благодаря чему я смог сыграть Джоклада Данва, но еще больше произошло потом, когда он готовилсяк съемкам Эпизода III и позвонил мне, чтобы я был наготове.
Почему вы стали фехтовальщиком? В юностиу вас были кумиры? Наверное, Эррол Флинн?
Мне всегда нравилось боевое искусство —в любом его виде. По правде сказать, будучи ребенком, я был гораздо больше помешан на оружии.Но в нашей стране законы отличаются от ваших (примечание редактора: Кайл живет в Сиднее, Австралия). У нас нет прав на ношение оружия или даже на владение оружием. С течением времени законы касательно огнестрельного оружия становились все жестче и жестче, пока не получилось то, что мы имеем сейчас. Тем не менее,с восьми лет я начал изучать боевые искусства, поэтому испытывал огромное влечение к разного рода оружию. Но как-то раз, будучи уже почти взрослым, я взял напрокат фильм «Горец». Это было как раз по мне. В течение суток я посмотрел этот фильм 4 раза. Несколько лет спустя я присоединилсяк The Society of Australian Fight Directors, начал работать над постановочными боевыми трюками и, с тех самых пор, работаю в качестве режиссера-постановщика боевых сцен.
Вы родились в 1970 году. Когда вышла «Новая надежда», вы были еще ребенком. Видели ливы оригинальную трилогию, когда она шла в кинотеатрах?И была лиу вас мечта когда-нибудь сыграть в «Звездных войнах»?
Самым первым фильмом о «Звездных войнах», который я увидел, была «Империя наносит ответный удар». Мой брат взял меня с собойв автомобильный кинотеатр и оставил меня на переднем сиденье, чтобы я смотрел кино, пока он на заднем сиденье развлекается со своей подружкой. Я был потрясен. Это была самая невероятная вещь, которую я когда-либо видел в своей жизни… я имеюв виду фильм, конечно, а не своего брата и его подружку. Потом я посмотрелна видео «Новую надежду» и с нетерпение ожидал, когда же выйдет «Возвращение джедая». А потом, когда мы со своей подружкой сидели в кинотеатреи смотрели «Скрытую угрозу» (мы уже знали, что «Атаку клонов» будут снимать в Австралии),мы посмотрели друг на другаи сказали, что «я должен сниматься в следующем фильме». Мы вернулиськ вопросуномер один.
У вас есть ЗВ-игрушки? Которая из них ваша любимая? И покупаете ли вы их сейчас?
У нас была не очень зажиточная семья, но игрушеку меняи впрямь было много. Время от времениу меня появлялась та или иная фигурка. Думаю, у меня было около 50–60 фигурок.У некоторыхиз моих приятелей было все, что только есть под этим солнцем: любая фигурка, любой корабль, любая декорация. Вот такие дела. У меня был кров, постель и разные вещи, но всего лишь несколько игрушек. По этой причине я был сумасшедшим фанатом и потратил много усилий на то, чтобы создать по-настоящему огромную коллекцию; когда я испытывал недостаток в деньгах, то призывал на помощь свою изобретательность. Обычно я делал игрушки сам. Я сделалАТ-АТ высотою в два фута (он был размером с мой сноуспидер). Я построил макет Дагобы с хижиной Йоды, которую можно было открыть сверху и увидеть внутри Йоду; еще я сделал копию ялика Джаббы, который был размером с моиaction-фигурки.Я думаю, моей любимой фигуркой и моим любимым героем всегда был Хан. Тогда я не понимал, что такое «джедай», и Люк представлялся мне этаким нытиком, что меня ничуть не впечатляло.А вот Хан был крутым.
Я все еще храню все свои коллекционные фигурки и большую часть других своих игрушек, хотя тех игрушек, что я сделал сам, сегодня уже нет. Я буду хранить эту коллекцию до тех пор, пока мои дети не станут достаточно взрослыми, чтобы понять, что означали для меня все эти вещи, и не смеяться над этим. Тогда они перейдут к ним.Я так думаю.
Кристофер Ли в различных своих телеинтервью говорил, что сам играл во всех сценах сражений на мечах, потому что когда-то,давным-давно, занимался фехтованием. Что вы можетена это сказать? Вы точно были его дублером? Только в трюковых сценах, или в некоторых сценах сражений на мечах — тоже?
Крис — потрясающий человек и одиниз величайших актеров нашего времени. За ним сохраняется рекорд по количеству фехтовальных поединков в фильмах — их у него больше, чем у кого-либоиз ныне живущих актров. Он участвовалв поединкахс такими людьми, как Эррол Флинн, Бэзил Ратбоун и т. д.В документальных фильмах из серии «The making of…» (об ЭпизодахII и III) он, на самом деле, чересчур высоко оценивает мои заслуги.
Суть в том, что в этих фильмах мы должны были видеть поединок на пике его развития. Крис уже довольно пожилой джентльмен, и большинство из по-настоящему динамичных сцен он проделатьне мог.Я имел честь быть тем, кто на это короткое время влезет в его огромные ботинки… то есть, возьмет на себя его роль. Я стал дублером-фехтовальщиком одного из самых величайших во все времена мастеров меча и, если ему еще когда-нибудь потребуется кто-то, кто владеет клинком, ему нужно только позвать — и я тотчас буду рядом на своих ботинках с трехдюймовой подошвой. Крис и впрямьочень высок.
В «Атаке клонов» вы сыграли Джоклада Данва. Он был одним из джедаев, сражающихся на арене Джеонозиса. Можете ливы рассказать нам что-нибудь еще о съемках этой сцены? Там находились почти все главные актеры; каковы ваши впечатления о них?
На самом деле, эту сцену отсняли за неделю или две до того, как начали снимать в этих же декорациях сцену с массовкой, и, как вы сказали,в той, первой сцене, были только главные исполнители. Это было одним из тех сюрпризов, которые Ник сделал для меня: он вставил меня в ту сцену в качестве одного из последних выживших джедаев.
Это были быстрые двухдневные съемки, так что оставалось не слишком много времени на то, чтобы поболтать с кинозвездами, находящимися на площадке; однако у меня уже были совместные репетиции с Хайденоми Юэном, так что мы перебросились парой слов. Все вокруг вели себя очень профессионально и вежливо.На самом деле, было ужасно весело: огромный павильон с полом, усыпанным песком, и синим занавесом по всему периметру; тебе кричат: «А теперь эта штуковина приближается и стреляетв тебя,а эта штуковина летает в воздухеу тебя над головой», «Здесь мимо тебя пробежит этот монстр — когда услышишь свой номер, падай на землю»,—и т. п.Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что Джоклад лежит на земле, а в следующую минуту уже снова сражается. Я жив!Я мертв!Я жив!Я мертв!Или нет? Скоро мы об этом узнаем.
Вы считаете, что Джоклад не умерна Джеонозисе.Как вы думаете, что с ним случилось дальше?
Знаете, это так забавно, но в тот момент, когда я снималсяв этой сцене, я был, по сути, никем. Ник засунул меня туда, потому что ему нравился мой боевой стиль (я хныкали плакал, как маленькая девочка, пока он не сделал этого, но не рассказывайте никому об этом. Что? Это интервью транслируется по сети? Черт побери). Потом, годы спустя, люди, которые никогда не присутствовалина съемках «Звездных войн», дают тебе имя, создают историю и биографиюи решает, что с вамислучилось потом.
Хотя мне действительно нравится кое-чтоиз того, что они придумали,— например, что я был мастером Терас Каси и всетакое,— но не все таково, каким кажется. Итак, те из вас, кто не знает,умер ли Джоклад на Джеонозисе, или был убит во время исполнения Приказа 66, приготовьтесь узнать сокровенную тайну (характерная музыка и плавный выезд из тени):
«Да, мы видим, что в конце битвы на Джеонозисе Джоклад лежит на земле. Да, он серьезноранен — но он определенноне мертв.Но джедаине знают этого и, спеша спастись сами, оставляют его умирать. Через небольшой период времени граф Дуку возвращается на Джеонозис, чтобы забрать кое-чтоиз того, что он позабыл тут в пылу сражения. Оказавшись там, Дуку чувствует присутствие жизненной силы и отправляетсяна разведку.Он обнаруживает Джоклада и знает, что он — джедай, но сам Джоклад не может вспомнить, кто он и что он. Когда Дуку приближается к нему, Джоклад, как бы плохо ему не было, пытается сопротивляться. Дуку проникается уважением к павшему воину за его отвагу и стойкость.Дуку входитв довериек Джокладуи убеждает его позволить ему оказать помощь.
Когда Джоклад начинает поправляться, Дуку начинает обучать его некоторым из ситских искусств. Когда настает подходящий момент, он говорит Джокладу, что тот раньше был джедаем, но джедаи бросили его умирать, так что он ничего им не должен.
Джоклад начинает все больше и больше вспоминать свое прошлое. Он отвергает Орден Джедаев, но он также уверен, что не хочет быть и ситом.Он покидает графа Дуку, и с этого момента начинает странствовать по галактике. Не джедай,не сит,ни даже темный джедай. Просто очень опасный человек, наделенный умениями джедая и ситаи испытывающий сильную неприязнь к своим бывшим друзьям-джедаям».
Теперь, я надеюсь, вам все стало ясно. Это — моя версия, и я придерживаюсь именно ее. Скажите, кому лучше знать, что случилось с Джокладом? Тому, кто целый день бродит по интернет-сайтам, или самому Джокладу? Еще раз говорю: Джоклад не умер.Не упустите мой короткометражный фильм о приключениях Джоклада.
Вы оставили себе свой световой меч и джедайскую одежду?
Нет — правда, нет. Там все вокруг были настороже, словно рыбы в глубине морской. К тому же,у меня уже есть классный джедайский костюм, который сшила мне моя мама. Она также сшила такие же костюмы для обоих моих племянников, а я сделал пояса и сумки для утвари. Еще я пытался сделать из разного хлама световые мечи. Они выглядели неплохо, но далеконе так, как те вещи, которые делал Томми для съемок. Этот парень был просто гением.
Во время съемок этих фильмов вы были правой рукой Ника Джилларда. Как вам работалось с ним,и какон вамв качестве босса?
Ник — потрясающий человек. Я просто обожаю этого человека — могу честно заявить об этом при всей моей гетеросексуальной добродетели. Ник невероятно много рассказал мне о киноиндустрии.До «Звездных войн» 99% моего опыта приходилось на театр.Он научил меня, как сделать так, чтобы движения выгодно смотрелись в объективе камеры, как работать вместе со всей командой, с актерами, режиссером и так далее. Мы всегда работали на пределесил — особенно на Эпизоде III. Но Ник всегда знал, когда нужно подстегнуть, а когда — похвалить. На съемочной площадке часто царила атмосфера веселья и игривости —но только тогда, когда все запланированное на день было сделано. За чтоя больше всего люблю Ника, так это за то, что он по достоинству оценил мои навыки фехтовальщика. Ради негоя пойду куда угодно и сделаю что угодно. Надеюсь только, что где-нибудь тут, поблизости, есть еще один великий мастер боевых искусств.
Каковы ваши впечатления от работыс Юэном Макгрегором и Хайденом Кристенсеном во время подготовки к самой продолжительной схватке на световых мечах во всей истории «Звездных войн»?
Если быть откровенным, то это было одним из самых величайших событий в моей жизни. Постановка хореографии и репетиции для Эпизода III заняли,в общей сложности, 3 месяца. Десять часов в день, шесть часов в неделю —и Хайденс Юэном оба находились там почти с самого начала. Они оба просили начинать пораньше, чтобы как можно больше времени осталось на работу над поединками. Самой важной вещью для каждого из нас — Ника, Хайдена, Юэна и менясамого —было то, что поединок отражает происходящее в этот момент в сердцахи умах этих героев.
Оба парня невероятно талантливы, и не только как актеры,—их навыки владения мечом поразительны. Благодаря этому работать с ними было легко. Они оба очень быстро освоили хореографию, включая невероятно сложные элементы, а не просто некоторые движения и замахи.Оба отыгрывалина репетиции по сотне с лишним сцен, а потом прогоняли черт знает сколько из всего этого в нормальном режиме.
Хореография Ника удивительна; было потрясающе наблюдать за ними учитьсяу него, смотреть, как здесь он вновит изменение в движение,а там — подправляет всю сцену, до тех пор, пока все не будет выглядеть гладко, а историяне будет казаться предельно ясной. Если требовалось внести какие-то изменения, то, со способностями наших парней, с этим проблем не возникало.Они просто делали это, и все. Конечно, когда вы сражаетесьс кем-тов стремительном темпе и при близком контакте, всегда есть риск заработать несколько ссадин —но это было самими серьезными ранениями из тех, что они получили за шесть месяцев. Вот вам еще одно доказательство мастерства Ника.
Что скажете о работес Иэном Макдайармидом? На что это было похоже?
Иэн был просто фантастическим человеком. Он во многом походил на Криса Ли; вы могли бы сидеть и часами слушать истории, которые эти парни рассказывают. Так вот, когда мы находилисьв зале для репетиций, то каждый думал, что сцена поединка Иэна будет походить на то, что мы делали для Криса: несколько шагов, пара крупных планов для камеры, а все остальное довершат дублеры. Но, когда пришел день съемок, Джордж (Лукас) захотел, чтобы Иэн участвовал в сражении самостоятельно. Иэн ужене юнец, думали мы. Это может быть проблематичным. Но тут вновь появляется Ник, берет все под свой контроль, и уже очень скоро Иэн проделывал все свои короткие сцены самостоятельно.
В «Мести ситхов» вы сделали несколько сцен файтинга для Генерала Гривуса. Можно ли сравнить эту работу с тем, что сделал Энди Серкис для Голума во «Властелине колец»?
Ну, можно и так сказать. На ЭпизодеIII я провел много времени в весьма откровенном костюме из синей лайкры. С другой стороны, поскольку у Гривуса нет лица в традиционном понимании этого слова, мне не пришлось натягивать на голову тесные маски. Я был, по преимуществу, лишь ориентиром для ребят из ILM. Сцена сражения Оби-Вана представляла больше трудностей для Юэна, чем для меня самого. Мы прорепетировали схватку несколько раз, на чтоу нас ушел почти весь день, а потом Юэну предстояло выполнить все самостоятельно, когда меня перед ним уже не было.
Поверьте мне: это серьезное испытание даже для закаленного постановщика файтинговых сцен. Так получилось потому, что тело генерала Гривуса в некоторых местах имеет всего дюйм толщины, и не удалось бы наложить его поверх моего тела. Им нужно было просто пустое место, однако отснятый видеоматериал со мнойи моим взаимодействием с Юэном должен был помочь им создать Гривуса в действии.
Тем не менее, больше всего удовольствия я, как Гривус, получил в тот день, когда мы снимали финальную часть схватки Оби vs. Гривус, происходившую возле судна Гривуса. Дублер-каскадерОби-Вана, Нэш Эджертон (Nash Edgerton), и я провели около 12 часов, колошматя друг друга, чтобы отснять самые эффектные удары; потом приехал Юэн, чтобы все закончить. Не поймите меня неправильно, Юэн — вовсе не неженка, и он настаивална том, чтобы сниматься в этот день. Но Нэш и я — хорошие друзья и знаем, что нужно камере. Было несколько синяков, но дружбане пострадала.
Мэтью Вуду досталась вся слава Генерала, а ведьон всего лишь одолжил ему свой голос. Что вы думаете по этому поводу? Мне кажется, что постановка боевых сцен для него является столь же важным делом.
Я не знакомс Мэтью, поэтому не могу сказать о нем ничего плохого. Признаюсь, работая над Гривусом, я действительно потратил много усилий, крови, пота и слез,но такова работа любого дублера или каскадера — она никогда не приносит вам много славы. Вы —не главный герой; ваша работа состоит в том, чтобы усилить привлкательность актерской игры и сохранить самих актров в безопасности.В конечном счете, вы понимаете, что должны просто пойти и сделать для них все, на чтовы способны.В каком-то смысле, это награда самому себе.
А что насчет исполнения роли магна-стражаи сраженийв закрытом пространстве на звездолете генерала Гривуса?
Это было довольно забавно. На этот раз я былв одной команде с Хайденом, тогда как дублер-каскадер Бен Кук подыгрывал Юэну. Я люблюс ним работать. Он актери боецв одном лице. У него феноменальная способность владеть собой; вы можете позволить себе поддать жару, а его глаза во время боя все время горят огнем. Но, как только все сделано, на его лице расплывается широкая, довольная улыбка. Ему на самом деле нравились боевые сцены с участием его персонажа, это было заметно.
Обстановка на площадке была не слишкомвпечатляющей — несколько кресел, реквизит повсюду, а дроидови все остальное должны были добавить позже, в процессе цифровой обработки. В общем, нужно было пробежать, перепрыгнуть через ту или иную штуковину, сразиться с джедаем, убить дроида или двух (в этой сцене плохие парни тоже убивали дроидов, и это было здорово; «Если на вашем пути стоит дроид — убейте его»,— наставлял нас Ник на брифинге) —и вамза это еще и платили. Да, это чертовски здорово.
Мы знаем, что вы еще помогали Джетту Лукасу во время съемок сцены нападения на Храм Джедаев. Можете рассказать нам об этом?
Джетт великолепен. Он должен был сделать эту сцену и не подмочить репутацию сына нашего босса, поэтому мы должны были сделать так, чтобы он хорошо выглядел. Ник большую часть времени был очень занят, так что с Джеттом,в основном, работал я. Не забывайте, что он — всего лишь ребенок, и ему всегда хотелось поиграть, поэтому первой нашей задачей стала выработка дисциплины.
Мы начали с этого,и все пошло действительно хорошо. Снеси этому голову, ударь того парня, а теперь — отруби этому ногу и руку.Он проигрывал это по многу раз, и такмы продвигались вперед, а потом, конечно, немного играли.
Потом наступил тот день, когда мы должны были снимать его сцену. Теперь он находилсяна сцене один, а вокруг стояли и смотрелина него три сотни человек. Нам позвонилив репетиционный зал: Джетт хотел, чтобы я присутствовална съемках.Я спустился и, когда он увидел меня, то весь засиял. Он подбежал, крепко обнял меня, а потом отступил и вновь сделался этаким суровым мачо. Мы несколько раз прогнали его эпизод, после чего он был готов приступать. В конце этой сцены он погибаетот выстрела одного из клонтруперов, поэтому я взял бутафорскую винтовку (этот снимок был опубликован в Hyperspaceи вызвал множество споров). По команде «Мотор!» я должен был следить за всеми его действиями, а потом окликнуть: «ДЖЕТТ!» Он должен был повернуться и посмотретьна меня, а я должен был поднять винтовку и прокричать:«Паххх!» — после чего ему следовало упасть. В концеон сыграл очень хорошо. Я очень гордился им, а Джордж (Лукас), помимо этого, лично поблагодарил меня.
Есть лиу нас шанс вновь увидеть вас в грядущем телевизионном сериале по «Звездным войнам»? Или у вас есть иные планы на будущее?
Я очень сильно на это надеюсь. Ник по этому поводу говорил мне, что не знает,будет лион заниматься этим, или нет; если не будет, то я — единственный кандидат на роль мастера-фехтовальщика. К тому же, будучи актером, и я впрямь мечтаю вновь получить в этом кино какую-нибудь хорошую роль. Таким образом, я бы получил возможность поставить хореографию и, одновременно, засветиться перед камерой. И, как я уже говорил, в моем мире Джоклад Данва все еще жив. Хотя, с тех самых пор, как я делал файтинговые сцены с Дуку,у меня появилась мечта сыграть молодого Дуку в одной или двух ретроспективных сценах — если до этого дойдет дело. Привет, Рик Маккаллум? Вы оценили мою пылкость? Не позабудьтеобо мне!
Kyle Rowling By Dennis Pellegrom & Gary X (С небольшими сокращениями)