В шкуре ранкора

Rancor

Статья рассказывает о Филе Типпетте (Phil Tippett), художнике-проектировщике, работавшем над фильмом «Возвращение джедая». Данная статья была опубликована в 1983 году; я привожу ее здесь с небольшими сокращениями.

«Знаете, что привело меня в этот бизнес? Мне всегда хотелось увидеть динозавров. Мне хотелось убедиться в том, действительно ли они передвигались так, как я это себе представлял,— сказал Фил Типпет.— Лучший способ узнать это — снять фильм о динозаврах».

Фильм «Возвращение джедая» — это свидетельство его таланта. Он вместе со своей командой разработал и сконструировал примерно 75 или даже 100 разнообразных монстров для этого фильма.

Получив официальный статус «художника-проектировщика» для фильма «Возвращение джедая» и отдав работе над проектом целых два года, он утверждает, что начал понимать, в чем состоит сущность его созданий: у них «картошка вместо мозгов».

Представляя себе мысленно любого из монстров, населяющих галактику Дарта Вейдера и Люка Скайуокера, трудно вообразить себе головы, похожие на картофелины. Типпетт продолжает на этом настаивать. «Я полагаю, что мною руководил страх. Джордж Лукас сказал: „У тебя есть шесть месяцев. Поторопись. Действуй!“ Эти существа действительно получились в результате практических, прагматических соображений. Вдохновением для них послужил ужас». Тем не менее, они не похожи на тех существ, которые можно видеть в «Чужом» или в «Нечто». «Мне кажется, что мои монстры гораздо более забавны, чем те, что показаны в этих фильмах,— продолжает Типпет.— Они не коварные и хладнокровные убийцы. Их облик не заставляет вспомнить о раке печени или подобных этому вещах. Они больше похожи на таких существ, при виде которых вы можете опрокинуть чашку кофе себе на колени или споткнуться о собственные шнурки. Они — как маленькие назойливые гремлины, эти глупые твари».

Из сотни лиц некоторые обладают чуть большей харизмой, чем другие. «У меня есть любимчики. В фильме есть сцена с маленьким оркестром, в котором эти глупо выглядящие создания играют на каких-то нелепых музыкальных инструментах. Особенно мне нравится вокалистка. Она похожа на яйцо на ножках, и у нее большие красные губы».

Каждое из существ вначале было маленькой глиняной скульптурой высотой от двух до шести дюймов. Не было никаких эскизов или рисунков. «Все предварительные эскизы сразу делались в трехмерном виде. Все это в итоге так и так должно было быть выполнено из глины, и делать это предстояло нам самим, так что мы просто подсократили производственный процесс. Кроме того, все мы гораздо лучше чувствуем себя в роли скульпторов, нежели в роли чертежников».

Сотни маленьких разбойников были вылеплены из глины и представлены на суд Джорджа Лукаса. «Джордж мог показать пальцем на одного из них и сказать — „нет, этот никуда не годится“,— а потом показать на другого и сказать: „А вот этого оставьте!“. После трех или четырех месяцев работы у нас была коллекция из 40–50 существ. Мы еще не знали в точности, как их собираются использовать, но они уже существовали. Они были всего лишь идеями, которые приглянулись Джорджу. Отталкиваясь от этого, он собирался придумать персонажей. Один должен был стать охранником-гаммореанином. Другой превратился в Адмирала Акбара. Когда он писал сценарий, то знал, что скрывается за тем или другим, но мы и представения не имели о том, что создавали».

phil tippet rancor

Лукас не хотел, чтобы кто-нибудь узнал его тайну. Чтобы сохранить все в секрете, он разместил студию моделирования в отдельном месте, изолированном от остальной части ILM. Когда началась работа над созданием живых существ, компания работала над несколькими другими проектами, и Лукас не хотел, чтобы информация о монстрах просочилась наружу. Типпетт даже жене не имел права говорить о том, что он делал.

Как только существо получало одобрение Лукаса, определялось, какого размера оно должно быть, а следующим шагом было выяснение того, как это существо должно двигаться. Как поясняет Типпетт, «мы должны были выяснить, будут ли им управлять при помощи ниток, как марионеткой, или из-за ширмы, или же кукловод будет внизу. Некоторых существ должны были изображать люди в костюмах».

«После этого мы приступали к лепке. Одновременно с этим начиналась работа с артикуляцией. Скажем, у существа были большие голубые глаза, рот, выдвигающийся далеко за пределы головы и длинные уши, похожие на коровьи — и всё это должно было двигаться. Стюарт Зифф, помогавший нам разрабатывать систему движений, отвечал за артикуляцию. Он делал двигающиеся рты и моргающие глаза. Когда отливки были готовы, движущиеся сочленения покрывались сверху резиной. Потом все склеивалось и окрашивалось. Большинством движений управляли посредством внешних кабелей».

«Мы придумали множество существ, которых использовали во время съемок в Англии и сцены в Лесу. Это были существа „с заднего плана“, которые представляли из себя латексные маски, надевавшиеся на головы исполнителей. В дополнение к этому мы придумали множество марионеток и костюмов, которые изменяли форму человеческого тела — так, что персонаж после этого переставал походить на обычного человека, одетого в костюм».

В Англии Типпетт помогал руководить командой, состоявшей из более чем 30 мимов и кукловодов. На управление любым из своих созданий он тратил не слишком много времени, и так было до тех пор, пока он не приступил к работе над ранкором. Первоначально планировалось, что этот монстр станет превосходным кандидатом на съемки в режиме анимации в реальном времени, однако, как выяснилось позже, ILM планировал использовать для съемок марионетку. Она была приблизительно 15–20 дюймов в высоту и приводилась в движение командой из трех-пяти человек. Типпетт пожертвовал свою руку для головы ранкора, описываемого как «отчасти картошка, отчасти — медведь». Том Сент-Аманд стал лапой монстра, а Дэвид Соузолла сделался его ногами. Ракора снимали на повышенной скорости, чтобы придать ему массивность и объем. Для тех, кто стал его руками и ногами, это превратилось в проблему.

«Чтобы сделать простой шаг, мы должны были двигаться в три раза быстрее. Это напоминало пародию на движение ходоков (АТ-АТ), которых мы снимали в режиме покадровой анимации. Наш ранкор должен был совершать те же движения, которые аниматор придает своей модели во время съемок — вот только просто замереть на месте и вновь продолжить движение мы не могли. Все переходы должны были выполняться плавно. Это может стать весьма сложной задачей, если сцена состоит из 48 кадров. Каждое из движений — существо озирается, поворачивает голову направо и открывает рот — должно занимать всего треть секунды».


Return of the Jedi: creature design
by Lynn Carpenter, June 1983

Метки: история создания, Эпизод VI, ранкор