Художница Сьюзен Райс (Susan Rice) рассказывает о том, как она придумала знаменитый логотип для «Звездных войн». При переводея опустила некоторые малозначительные детали.
Будучи одним из двух художественных директоров в компании Seiniger Advertising (так она называлась в ту пору), я предоставляла услуги по разработке дизайна для большого количества рекламных компаний по продвижению кинофильмов; в числе самых первых фильмов, с которымия работала, были «Звездные войны», которые тогда еще находились в стадии пост-продукции. Оценить какие-то специфические особенности фильма было невозможно, поскольку он все еще был в производстве;к тому же, все спецэффекты к нему добавили позже, а на данном этапе это были просто снимки некоторых сцен, сделанные неподвижной камерой. По этой причине работа над печатными рекламными материалами к фильму базировалась на тех концепциях и идеях, которые я получилаот Джорджа Лукаса во время нескольких наших встреч с ним,а такжена информации, полученной мною от Чарльза Липпинкотта (Charles Lippincott), который в ту пору возглавлял рекламную компанию этого фильма. Я сделала логотип для «Звездных войн», опираясь на чрезвычайно скупые директивы Джорджа Лукаса: он сказал, что хотел бы видеть в логотипе фильма «нечто фашистское». Позднее фильм стал известен как «Звездные войны, Эпизод IV, Новая Надежда», но мое задание состояло в работе над основной частью названия, «Звездные войны» (на которомв дальнейшем строилась остальная часть наименования, и которое появляется в первоначальных титрах каждого Эпизода, начиная с Эпизода IV, выпущенного в 1977г.).
В ночь перед самой своей первой встречей с Джорджем Лукасом я читала книгу о немецком стиле дизайна и, благодаря ей, смогла получить кое-какую историческую справку о некоторых популярных шрифтах, используемых сегодня, и о том, как они превратились в то, что мы видими исользуемв настоящее время. Когда Джордж дал понять, чего он хочет,я вернуласьв свой офис и обратиласьк тому шрифту, который,— я на этонадеялась,— обладал «наиболее фашистским» видом. Это была Helvetica (Helvetika) Black. Helvetica — это название современной группы шрифтов, а «Black» — это подвид шрифтов внутри этой группы, модифицированная, утолщенная версия оригинального шрифта. Внутри этого семейства имеются и другие разновидности, например, Helvetica Italic,— наклонный шрифт,—и так далее.
Helvetica — относительно молодой шрифт, права на его распространение принадлежат компании Lynotipe; он был разработан в 1957 году Максом Медингером (Max Miedinger) для швейцарской компании Haas Type Foundry. Однако, до него существовал более старый шрифт, который был разработан Джозефом Гоббельсом для Немецкой Социалистической Партии и им же введен в употребление. Счиитается, что именно дизайн Геббельса был позднее использован Медингером для создания шрифта, получившего название Helvetica.
Зловещий Геббельс создал свой шрифт для того, чтобы ввести его в повсеместное обиходное использование —в дорожных указателях, номерных знаках, официальных указах и т. д. Таким образом, через однородность выразительных средств и стиля, правительство достигало цели упорядочивания и монополизации всей культуры. Этот шрифт, некогда использованный Геббельсом для усиления социополитического идеализма, показался мне как нельзя более подходящим для того, чтобы удовлетворить запросам Джорджа Лукаса, пожелавшего «фашистский» логотип для своего фильма. Говоря языком драмы, в этом просматривалась какая-то параллель.
Итак, я принялась рисовать логотип «Звездных войн», рисовать от руки,на пергаментной бумаге размером 18×24 дюйма, обычным графитовым карандашом. Шрифт Helvetica/Helvetika Black я использовала как основу, а потом вручную отрисовывала каждую букву в названии, чтобы создать уникальную композицию, в которой два слова заголовка разбивались на два идеально подогнанных друг к другу, геометрически ровных ряда. Моя задача состояла в том, чтобы разработать макет полиграфической брошюры, так называемой Exibitor's Bid Brochure — рекламного проспекта, рассылаемого владельцам кинотеатров с целью привлечь внимание к проекту еще до его релиза. Формат брошюры был 11×14 дюймов, горизонтальной разметки, поэтому обложка брошюры стала именно той отправной точкой, на которуюя ориентироваласьво время работы над своим проектом.
В процессе создания рисунка я попросила сделать несколько фотокопий своего нарисованного от руки логотипа, и мне приглянулся вариант «в негативе» — белый контур на черном фоне; он подчеркивал особенности компоновки заголовка, придавал логотипу строгость и силу. Именно эту,— самую первую, нарисованную от рукина пергаменте,— копию вместе с негативом я и показала Джорджу Лукасу; ему понравилось то, что он увидел, однако он заметил, что название читается как «Tar Wars», и попросил меня видоизменить первую и последнюю буквы «S», чтобы они не казались оторванными от основного текста. Вернувшись в свой офис, я сделала то, что он просил, изменив буквы «S» в названиии проведяк ним две добавочные черточки. Я показала Джорджу эту вторую, отревизированную, версию, он остался доволен, и логотип был отправлен в производство — без каких-либо дополнительных модификаций.
Чтобы быть «отправленным в производство», оригинальный логотип — мой сделанный от руки рисунок на пергаменте — нужно было обвести чернилами и перенестина более прочный материал. Этим занимался специальный художник. Он копирует работу на ацетатную пленку или другой прозрачный материал, не вносяв оригинальный рисунок никаких изменений. Копировальщик нужен для того, чтобы случайно не внести никаких изменений в оригинальную художественную работу. Копировальщик не является автором работы; он лишь обводит рисунок по контуру, это технический процесс, с помощью которого рисунок «подготавливается к производству».По крайней мере, в ту пору, когда были недоступны компьютерная графика и обработка, это было техническим процессом: все делалось вручную, шаг за шагом.
Годы спустя до меня дошел слух, будто автором логотипа считается тот художник-копировальщик, который обводил чернилами мой оригинальный рисунок на пергаменте. Или, что вносило еще большую путаницу, будто бы существовали другие версии логотипов, которые были созданы для этого фильма другими людьми, но которыене были использованы, или же использовались в течение непродолжительного времени, пока фильм не приобрел популярность. В числе этих работ упоминался постер Дэна Перри (Dan Perri), который предназначался, насколько мне известно, для использования в главных титрах фильма, но был заменен на мой логотип после того, как работа над названием вступила в стадию реализации. Меня наняли для работы над рекламной компанией «Звездных войн» уже после того, как все эти предыдущие варианты логотипов были сделаны и отставленына задний план; мне ничего не было известно об этих предыдущих работах ни когдая работала над макетом брошюры, ни тогда, когда моя работа над логотипом уже была закончена. В то время Seiniger Advertising наняла человека, который работал обводчиком и который, наряду с моим рисунком, обвел еще и однуиз более ранних, неиспользованных версий логотипа. Однако ни однаиз этих —ни предыдущих,ни даже параллельно созданных версий логотипа —не была включена в тот логотип, который нарисовала я, и который тогда использовался (и продолжает использоваться) в качестве торговой марки Lucasfilm, Ltd. Даже после того, как Lucasfilm, Ltd перерисовал этот логотип какое-то время назад, чтобы освежить внешний вид фильма. Я стала совладельцем дизайн-бюрона парус другим художественным директором из Seiniger Advertising, Барри Шершевски (Barry Shereshevsky) —во время нашей совместной с ним работы он был свидетелем того, как я работала над логотипом.
Как я уже писала выше, единственными факторами, оказавшими влияние на мой рисунок, были книга о стилистике дизайна в началеXX-го века, которую я прочла накануне своей встречи с Джорджем Лукасом, и те скупые указания, которые он дал мне на этой встрече. То, что я читала книгу о шрифте Helvetica, было простым совпадением. Позже, когда я былана работе, мне позвонил продюсер Гэри Куртц — это случилось вскоре после того, как Джордж Лукас одобрил окончательный вариант моего дизайна. Он (Куртц) сказал, что та версия логотипа, которую они планировали использовать для главных титров фильма, «вышла не слишком удачной», и что мой логотип «лучше читается» в анимации, которую они планировали применить, и по этой причине они решили использовать мой проект логотипа в главных титрах фильма (напоминаю, что моя версия изначально была предназначена для рекламной печатной брошюры).
Основание буквы «W» во втором ряду логотипа, в слове «WARS», было сглажено тогда же, чтобы при движении вдоль экрана это легче читалось. В том виде, в каком логотип появился в самом первом фильме, «Звездные войны: Эпизод IV», он был использован и в титрах всех последующих выпусков.
Гэри Куртц пояснил, что к тому времени, как он позвонил мне, финальные титры уже были смонтированы, поэтому они не смогли включить в нихменя — как человека, который разработал оригинальный логотип, использованный в фильме. Однако я получила приглашение на закрытый просмотр, организованный для актеров и съемочной группы. Поскольку для работы над дизайном меня наняла Seiniger Advertising, у которой был контракт на оказание полиграфических и рекламных услуг, логотип был и остается собственностью Lucasfilm, Ltd. и является охраняемой торговой маркой. Могу лишь добавить, что Lucasfilm, Ltd распорядился ею весьма толково.