Как появились «Звездные войны»? Являются ли они порождением богатой фантазии Джорджа Лукаса, или здесь кроется нечто большее? И если второе предположение верно, то какие художественные произведения оказали на Джорджа Лукаса первоочередное влияние? Каждый нас, начиная с самого раннего детства, был знаком со сказкамии невероятными историями, в которых действовали героические личности; мы приобретали знания о них как внутри семьи, где эти истории составляли часть нашей культуры, так и извне —в кинотеатрах, при просмотре телевизионных фильмов и так далее. Ниже приводятся несколько вероятных источников, откуда Джордж Лукас мог позаимствовать идеи для своей саги. Некоторые из них вполне убедительны, другие жене столь очевидны.
«Семь самураев» и братстворыцарей-джедаев.
Классика японского кинематографа, фильм 1954 года «Семь самураев», исследователями повсеместно расценивается как основной источник влияния на творчество Лукаса во время его работы над трилогией «Звездные войны». Сценарий, в целом, действительно выглядит похожим на «Звездные войны». Замените самураев на джедаев, вооруженных бандитов —на Империю,а мечи —на световые сабли, и увидите, что оба произведения подозрительно похожи друг на друга — если даже не сказать больше.
Джавы, Песчаный народ и залив погибших кораблей
Намеренно подчеркнутый контраст между крошечными джавами и их высоченным сандкраулером, оставляющим широкие борозды на поверхности татуинской пустыни сильно напоминает сбившихся в кучку хмурых бангладешцев, разбирающих на части вытащенное на берет грузовое судно. Эта сценка, заснятая на побережье моря Читтагонг, взята из великолепного фотоэссе Роланда Берка (Roland Buerk) под названием «Breaking Ships». Разграбление морских судов в этом регионе началось спонтанно, после того, как в 1965 году одно 20 000-тонное судно было выброшено на берег разрушительной приливной волной. Именно тогда суда впервые стали растаскивать на запчасти;у Лукаса было вполне достаточно времени, чтобы провести художественые параллели.
Кроме того, ничто так не поражает воображение, как попытка сравнить диковатого вида бангладешских воришек, облаченных в белые одежды, и таких же настороженных и непредсказуемыхв поведенииПесчаных людей.
Крестокрылы, Красные Лидеры и прыгающие бомбы Барнса Уоллиса
Незабываемый грандиозный финал в классических «Звездных войнах», атака на Звезду Смерти, навязчиво вызывает в памяти ассоциации с тем, как во время Второй Мировой Войны Великобритания предприняла атаку на шесть немецких дамб — это запечатлено в черно-белом фильме 1954 года «The Dam Bustеrs». Во время ночной операции «Chastise» («Наказание») 16–17 мая1943 года эскадрилья № 617 Королевских Военно-Воздушных Сил успешно применила «прыгающие бомбы», разработанные выдающимся британским инженером Барнсом Уоллисом.
Битва в узкой траншее на поверхности Звезды Смерти — почти точная копия одной из реальных атак с применением «прыгающих бомб». Долины, окружавшие нацистские дамбы, были до невозможности узкими и практически недоступными, не говоря уже о башнях, ощетинившихся оружием — всё точно так же, как и на Звезде Смерти. Помимо всего прочего, стояла кромешная тьма, орудийные башни на дамбе выпускали трассирующие очереди. Пилотам приходилось выстраиваться в линию для атаки, используя ручной деревянный «навигатор» размером с рогаткув виде двух ориентиров, расположенных на расстояниив несколько дюймов друг от друга.Как только ориентиры оказывались на одной линии с орудийными башнями, следовало сбросить бомбу. Почти точно так же, как тот компьютер, что направлял атаку на злополучный выпускной коллектор Звезды Смерти. Даже аудиозапись того сражения звучит удивительно похоже: «Вы — следующий, Красный Лидер! А где Синий Лидер? (Звук взрыва) Он погиб!». Возможно, молодой Лукас посмотрел «The Dam Bustеrs» и 20 лет спустя сделал фильм частью своей боевой космической трилогии?
Ледяной Мимас и Звезда Смерти
отографию ледяного спутника Сатурна,—Мимаса,— сделанную с близкого расстояния космическим аппаратом «Вояджер», получили только в 1980 году(см. фотов начале статьи), гораздо позднее выхода на экраны первых «Звездных войн», но кто станет отрицать похожесть этих двух объектов? Простое совпадение? Или же этот пустынный и далекий спутник Сатурна — напоминание о том, что человеческое воображение столь же реально и материально, как сама материя и пространство?..