Джедай, открывший путь к бессмертию

Откуда появилось имя «Квай-Гон Джинн»?

Квай-Гон ДжиннИмя, возможно, происходит от китайского «qi gong» (chee goong) — словосочетания, которое относится к древнему китайскому искусству управлением Chi, или жизненной силой. Это все равно, что сказать, что мастер Квай-Гон — мастер жизненной Силы. Значение имени «Джинн» не столь ясно. В мусульманской мифологии «джин» (иногда пишется «jinni» или «genie») — это сверхествественное существо. «Jinn» (jin) также соответствуют словам «персона», «мужчина», «человек» в японском языке.

Вполне возможно, что Джордж Лукас придумал имя Джинна после прочтения классического произведения Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячей лиц»:

«Подсознательное посылает в мозг самые разнообразные фантазии, странных существ, кошмарные и обманчивые образы — во сне, средь бела дня и при безумии, — ибо под полом относительно опрятного небольшого жилого помещения, которое мы именуем сознанием, человеческое царство неожиданно превращается в пещеры Алладина. Там нас ожидают не только драгоценные сокровища, но и опасные джинны: беспокойные или оказывающие сопротивление психологические силы, о которых мы либо не знаем, либо не смеем воссоединить их с нашей обычной жизнью. …Они опасны, потому что угрожают зданию безопасности, которым мы окружили себя и свою семью. Но они также и дьявольски притягательны, поскольку несут в себе ключи, открывающие целое царство желаемого и пугающего путешествия самораскрытия, знаменующего разрушение того мира, который мы построили и в котором живем, и нас самих в этом мире. Но за этим разрушением следует чудесное воссоздание более смелой, чистой, просторной и полнокровной человеческой жизни — в этом соблазн, в этом обещание и ужас волнующих ночных визитеров из того мифологического царства, которое мы храним в себе». (Печатается по книге «Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лицами». Пер. с англ. — «София», Ltd., 1997. — 336 с.— Nexu)

Слово же «джедай» происходит от японского «jidai geki», означающего жанр телевизионных постановок из жизни самураев.

Кто обучал самого Квай-Гона и сколько падаванов у него было?

По утверждениям «Visual Dictionary» и книжной серии «Ученик джедая», Квай-Гон был наставником трех падаванов. Самый первый, чье имя неизвестно, прошел испытания и стал рыцарем. После этого Квай-Гона удостоили звания мастера. Второй ученик, Ксанатос, позволил алчности увлечь его на Темную Сторону; он предал Квай-Гона и покинул Орден джедаев. Третьим учеником Квай-Гона был Оби-Ван Кеноби.

Самого Квай-Гона обучал граф Дуку, могущественный джедай с несколько идеалистическими взглядами, который позже оставл Орден джедаев и сделался лидером сепаратистского движения и Лордом Ситов. В заслуживающем внимания подростковом романе «Наследие джедая» Джуд Уотсон так описывает это: Йода обучал Дуку, Дуку обучал Квай-Гона, Квай-Гон обучал Оби-Вана, а Оби-Ван обучал Анакина.

Сколько лет было Квай-Гону?

По официальной версии, Квай-Гону в Эпизоде I должно было быть 60 лет. Это соответствует тому, что мы знаем о его истории и количестве обученных им падаванов. Однако, когда Лукас решил доверить эту роль Лайаму Нисону, он согласился с тем, что актер должен играть человека, примерно соответствующего его собственному возрасту (44 года в ту пору). Как говорит Нисон, «по сценарию ему было за шестьдесят, и он был очень мудрым. Я встретился с Джорджем и напомнил ему, что в фильме мой персонаж предпринимает множество активных действий, и выглядело бы не слишком реалистично, если все это будет проделывать 60-летний мужчина». В интервью журналу «Movieline», в мае 1999г., он говорит: «Рик (Маккаллум) позвонил мне и спросил: „По сценарию вашему персонажу 60 лет. Вы готовы сыграть так, как если бы вам было 55?“,— на что я ответил: „Конечно, ведь я же актер“. Однако про себя я подумал, что не стану изображать старика, потому что это было бы глупо — на долю этого парня выпадает слишком много поединков на световых мечах. Так что мы пришли к компромиссу». По этой причине Квай-Гону в фильме ни в коем случае нельзя дать 60 лет; хотя можно предположить, что Светлая сторона Силы продлевает молодость, в то время как Темная сторона противоестественно состарила Палпатина.

Вот что Нисон сказал о своем персонаже на пресс-конференции:

«Меня вдохновляли те первые сцены с Алеком Гиннессом; он дал мне понимание того, какими были джедаи,— в особенности, джедаи более старшего поколения; они — олицетворение благородства и честности, их окружает некий ореол таинственности. Они — этакие медиумы, духовные наставники, последователи самурайских традиций. Единственное отличие, которое привнес Джордж в этот фильм: он хотел продемонстрировать, как эти самые джедаи могут надрать кое-кому задницу».

Где можно побольше узнать о Лайаме Нисоне — актере, сыгравшем Квай-Гона?

В интернете можно найти множество сведений об этом актере. Вот лишь некоторые интересные цитаты:

Как сообщается, Лайам Нисон получил за съемки в «Скрытой угрозе» 4 миллиона долларов и 2% от суммарной прибыли.

А вот что он сам говорит о том, почему ему захотелось сняться в «Скрытой угрозе» (цитата из чата в больше не существующем TalkCity):

«Прежде всего, мне хотелось поработать с Джорджем Лукасом. Я был его поклонником со времен „Американских граффити“ и, даже еще не прочитав сценарий (это стало возможным лишь тогда, когда я дал согласие на участие в съемках), я уже знал, что это будет весьма захватывающее действо, так что у меня не было никаких сомнений по поводу того, соглашаться или нет. И я просто ДОЛЖЕН БЫЛ испытать на себе, что это такое — держать в руке световой меч. В особенности, ЗЕЛЕНЫЙ!»

Он также помог придумать для этого фильма свой собственный внешний облик:

«Мы уже практически придумали, как будут выглядеть волосы и борода,— у меня были два замечательных гримера и парикмахера, Джен и Мораг. Когда в Праге я снимался в „Отверженных“, мы делали наброски того, как это должно выглядеть: нечто в историческом духе, этакий взгляд из прошлого, внешнее напоминающее самурайский стиль и смотрящееся весьма благородно».

Еще одна цитата, относящаяся к съемкам в Тунисе:

"Я носил парик, и резиновый клей, который они использовали для парика, были просто ужасен. Дело в том, что он моментально кристаллизовался и становился белым, как скатерть, или как порошок талька, и был очень хорошо заметен. Поэтому моей гримерше приходилось то и дело вылезать на жару, а я все время твердил: «Давай, давай, поправь это быстренько». Наконец, она сказала: «Лайам, когда выйдет этот фильм, никто не станет на вас смотреть. Видите то пустое пространство возле вашей головы? Вот туда они и будут смотреть (то есть, на спецэффекты)». А еще она сказала мне: «Лайам, вы можете быть хоть обезьяной, курящей трубку,— все равно, когда выйдет „Скрытая угроза“, никто даже не подумает разглядывать вас на фоне всех тех спецэффектов, которые сюда позже добавят ребята Лукаса». Это был настоящий удар для моего эго, потому что я понял, что она, скорее всего, права. В этом фильме актеры вторичны по отношению к разным компьютерным штучкам".

Откуда Квай-Гон взял стартер, который он дал Анакину для испытания спидера?

В точности это неизвестно, хотя в новеллизации высказано предположение, что Квай-Гон, возможно, украл его из лавки Ватто. ("…Стартеры были штукой редкой. Ломались они не часто. Вернее, вообще не ломались, а денег стоили совершенно безумных. У Уотто был один, но он трясся над ним, как над семейной реликвией. Правда, покупателей на стартер все равно не нашлось: легче было купить целый корабль на стороне, чем один стартер у Уотто — так что вскоре тойдарианец забыл о нем. Хотя по-прежнему хранил на самом видном месте. «- Мне тоже показалось, что Уотто он нужен меньше, чем тебе»,— уголки губ Куай-Гона подрагивали, как будто он сдерживал улыбку. Анакин тоже сдержался. Каким образом джедай увел из-под носа Уотто его сокровище, он понятия не имел и не горел желанием выяснять. уж точно не покупал… — Терри Брукс. «Звездные Войны. Эпизод 1: Призрачная Угроза», изд. «Эксмо-пресс», пер. Я. Юа, 2000г.— Nexu). Детали, способные пролить свет на эту сцену, были вырезаны из фильма, и все свелось к тому, что у Квай-Гона просто есть эта штуковина, а Анакин ужасно рад ее заполучить. В принципе, возможно и то, что эта вещица принадлежала семейству Скайуокеров. Вот что сам Лайам Нисон рассказывал журналу «SF Chronicle»: "Я помню эту сцену, когда Анакин (Джек Ллойд) пытается на заднем дворе завести свой болид, а меня внезапно осеняет и я говорю: «Вот тебе стартер. Попробуй с ним». И все получается. Я спрашиваю: «Джордж, откуда я его взял?»,— а он отвечает: «Поверь мне, тысячи поклонников „Звездных войн“ будут обсуждать это в течение следующих нескольких лет. Не переживай об этом. Просто извлеки эту вещицу из складок своего плаща. Ты — джедай». Джордж все объяснил, не так ли?"

Если Квай-Гон допускает для себя возможность кражи или обмана, то означает ли это, что он — плохой джедай?

По этой теме есть множество суждений. Некоторые поклонники «Звездных войн» готовы осудить Квай-Гона за его лицемерие, заключающееся в том, что он способен на такие вещи, как азартная игра, утаивание истины (он не сказал о том, что он — джедай, он не сообщил королеве о сделке с Ватто, он не сказал ей, что поставил на кон ее имущество (корабль) и т. д.), обман (он использовал Силу, чтобы повернуть брошенный Ватто кубик). Помимо этого, он, кажется, совершает несанкционированные поступки (кража стартера из лавки Ватто, о чем уже говорилось выше, или использование ментального трюка ради того, чтобы заставить предводителя гунганов Босса Насса дать ему бонго, что некоторые также рассматривают как кражу).

Однако поступкам Квай-Гона есть несколько оправданий. Возможно лучшее из них — то, что моральный кодекс Квай-Гона не запрещает использование таких методов, а рассматривает их как компромисс в угоду здравому смыслу, осознавая, что практическая ценность этих методов для достижения великой цели значительно перевешивает возможные этические последствия. Как указывает Лита Александр в своем эссе, ниндзя руководствуются такими же принципами по отношению к хитрости или обману. Другое оправдание базируется на том, что это является желанием Силы — чтобы Квай-Гон выполнил свою миссию любым способом.
Поступки квай-Гона в большинстве случаев могут быть легко объяснены; например, можно доказать, что Квай-Гон, в действительности, не играл на деньги. Когда Ватто обвиняет его: « Вы знали, что мальчик победит! Вы каким-то образом знали это!»,— Квай-Гон отвечает: «Всякий раз, когда вы играете на деньги, мой друг, в конечном счете вы теряете». Чтобы у читателя не создалось впечатления, будто Квай-Гон настолько двуличен, что обвиняет Ватто в том же пороке, которому сам подвержен, следует заметить, что в словах Ватто есть доля истины. Есть много подтверждений тому, что Квай-Гон был уверен в победе Анакина еще до начала состязаний. В романе говорится о том, что кубик был намеренно утяжелен с одной стороны, так что «обман» Квай-Гона был просто ответным шагом на нечестную игру Ватто.

Можно оправдать поведение Квай-Гона еще проще, исходя из логики «для достижения цели все средства хороши». Ведь, кажется, не существует никаких джедайских «десяти заповедей», провозглашающих, что обман является недостойным джедая. Во имя торжества справедливости джедаю иногда приходится чередовать добрые дела с мелкими проступками. Как сказал Джордж Лукас в интервью Биллу Мойерсу: «Светлая сторона, темная сторона — обеим им сопутствуют сострадание и алчность». Стремления Квай-Гона по природе своей бескорыстны и продиктованы состраданием и участием. В нем нет ни алчности, ни высокомерия, поэтому никак нельзя упрекнуть его в том, что в нем проявляется Темная сторона Силы.

Действительно ли Квай-Гон опрометчив?

Возможно. Вот что говорит по этому поводу официальный сайт «Звездных войн»: «Он сосредоточен на текущем моменте и он полагается на свои инстинкты — даже тогда, когда другие могут счесть его излишне опрометчивым». «Я делаю то, что должен делать»,— говорит он, но, будучи по природе человеком доброжелательным, старается избегать того, чтобы причинить кому-либо вред. Он и впрямь подвергает Анакина опасности, но делает это, посоветовавшись со Шми и поверив, что Анакин добьется хороших результатов. Он готов отказаться от сделки, когда Шми говорит: «Я умираю каждый раз, когда Ватто велит тебе сделать это [участвовать в гонках]»,— однако потом, после обсуждения проблемы, смягчается, и его предчувствия насчет одаренности Анакина оказываются верными.

Конечно, если использовать слово «опрометчивый» в значении «неортодоксальный, верящий в судьбу и в такие вещи, которые кажутся невозможными», то Квай-Гон опрометчив — и это хорошо.

Что такое «Кодекс джедаев»?

В «Расширенной вселенной» существует два варианта трактования Кодекса, и непонятно, каким образом Квай-Гон мог нарушить его (как говорит своему наставнику Оби-Ван, «Если бы вы просто следовали кодексу, давно уже стали бы членом Совета!»):

«Нет волнения; есть мир.
Нет невежества; есть знание.
Нет страсти; есть спокойствие.
Нет хаоса; есть гармония.
Нет смерти; есть Сила».

и

«Джедаи — хранители мира в галактике. Джедаи используют свое умение для того, чтобы охранять и защищать, но никогда — для того, чтобы нападать на других. Джедай уважает любую жизнь во всех ее проявлениях. Джедай служит другим ради благополучия галактики, но не правит ими. Джедай стремится к самосовершенствованию путем обучения и тренировок».

Однако, сам Джордж Лукас, по всей видимости, не признает ни одну из этих трактовок в качестве «истинного» джедайского кодекса. В фильмах приквела, похоже, подразумевается, что кодекс составлен из более конкретных правил.

Почему Квай-Гон не исчезает после смерти, как это сделали старый Бен Кеноби и Йода в классической трилогии?

В Star Wars: The Annotated Screenplays Джордж Лукас объясняет это так: «Одним из того, что старый Бен Кеноби делал на Татуине,— помимо наблюдения за Люком,— было постижение способности сохранить свою индивидуальность после того, как он станет частью Силы». Из Эпизода III мы узнаем, что Квай-Гон стал, фактически, первым из джедаев, постигшим тайну сохранения личности после смерти. Однако, как поясняет Джордж Лукас, понимание Квай-Гоном этого метода было недостаточно полным для того, чтобы исчезнуть самому и позже появляться в виде образа. С живыми он способен взаимодействовать лишь как голос, звучащий в их сознании. Однако после смерти Квай-Гон достигает более высокого уровня понимания и теперь может поделиться секретом с Йодой и Оби-Ваном. После этого они проводят долгие годы за изучением полученных от Квай-Гона знаний, практикуя медитацию, которая поможет им в осуществлении их цели. Это — важная часть стратегии выживания для джедая; их осталось слишком мало, и они должны продержаться как можно дольше, чтобы взрастить нового джедая — вроде Люка.

Квай-Гон и Эпизод III

В 2000 году, снимаясь в фильме «Банды Нью-Йорка», Лайам Нисон рассказывал итальянской газете «La Repubblica»: «Я не вхожу в состав действующих лиц Эпизода II, но, говорят, я должен вновь появиться в Эпизоде III. Поскольку моя смерть не походила не смерть любого другого джедая (? -Nexu), я все еще могу вернуться к жизни».

Новеллизация Эпизода III проливает на эту историю больше света. По сути, Квай-Гон достиг уникального состояния, вступив в единение с Силой и, в то же время, полностью сохранив свою индивидуальность. Он достиг того, чего дьявол-сит жаждал с апостольских времен — бессмертия. Джедаи считали, что это невозможно, но, как оказалось, жизненная Сила, свет любви, специфическая сила Квай-Гона, которая в жизни делала его столь восприимчивым к чужим страданиям, способна помочь в достижении этого состояния. Квай-Гон в течение последних 13 лет поддерживал связь с Йодой и, в чуть меньшей степени, с Оби-Ваном и Анакином. К наступлению Эпизода III он уже может вполне отчетливо общаться со своими друзьями, и может преподать им те навыки, которыми сам овладел. В конце Эпизода III мы видим Йоду, сидящего в одиночестве в комнате на астероиде Полис Масса и предающегося спокойным размышлениям — на самом деле, он поддерживает ментальную связь с Квай-Гоном. Входит Бэйл Органа и прерывает его медитацию: «Простите меня, мастер Йода…» Позже, на борту алдераанского крейсера, Йода говорит Оби-Вану: «Пока в одиночестве сидишь на Татуине, урок есть у меня для тебя. У меня и моего нового учителя.» — «Вашего нового учителя?» — «Старый друг познал путь к бессмертию. Тот, кто возвратился из небытия Силы: твой прежний наставник».— «Квай-Гон!» — «Как общаться с ним, тебя я научу».

В сценарии эта сцена выглядит так:

222. ИНТЕРЬЕР. КУПОЛ ОБСЕРВАТОРИИ ПОЛИС МАССА. НОЧЬ.

На одном из уединенных астероидов Полис Массы ЙОДА размышляет.

ЙОДА: В попытке остановить Лорда Ситов неудачу я потерпел. Многому еще учиться нужно…

КВАЙ-ГОН: (визуальный образ). Терпение. Время у вас будет. У меня его не было. Когда я стал частью Силы, я сделал огромное открытие. Обучаясь у меня, вы овладеете способностью сливаться с Силой по собственному желанию. Ваше физическое тело исчезнет, но вы будете по-прежнему сохранять свою индивидуальность. Вы станете более могущественным, чем любой из ситов.

ЙОДА: Вечное сознание.

КВАЙ-ГОН: Способности бросить вызов забвению можно достичь, но только для самого себя. Это уже сделал однажды один шаман из Уиллов. Это состояние достигается через сострадание — не через алчность.

ЙОДА: …слиться с Силой, и воздействие оказывать при этом… Могущество величайшее из всего, что может быть.

КВАЙ-ГОН: Вы сможете научиться всему этому. Никаких уз, никаких мыслей о собственном «я». Никакого физического «я».

ЙОДА: Великим мастером стал ты, Квай-Гон Джинн. Твоим учеником стать честью будет для меня.

ЙОДА думает об этом в течение одной минуты, после чего в комнату входит БЭЙЛ ОРГАНА и прерывает его размышления.

БЭЙЛ ОРГАНА: Простите меня, мастер Йода. Оби-Ван Кеноби на связи.

Позже, на алдераанском звездном крейсере:

ЙОДА: (продолжая разговор) Постойте, мастер Кеноби. Для того, чтобы ваше одиночество на Татуине скрасить, обучение я приготовил.

ОБИ-ВАН: Обучение??

ЙОДА: Старый друг открыл путь к бессмертию.

ОБИ-ВАН: Кто?

ЙОДА: Тот, кто возвратился из небытия Силы, чтобы обучить меня… твой прежний наставник, Квай-Гон Джинн.

ОБИ-ВАН: Квай-Гон? Но как ему удалось сделать это?

ЙОДА: Секрет древнего ордена Уиллов он постиг. Как общаться с ним, я тебя научу.

ОБИ-ВАН: И я смогу говорить с ним?

ЙОДА: Как слиться с Силой, научит он тебя. Свое сознание ты сможешь сохранить тогда, даже став частью Силы. А возможно, что и физическое тело.

Не известно, по какой причине голос Лайама Нисона так и не прозвучал в заключительном фильме, и был ли его дилог вообще когда-либо записан. Джордж Лукас объясняет, что это было его решение — возможно, обусловленное требованиями монтажа.

Qui-Gon Jinn Frequently Asked Questions
(С сокращениями)

Метки: Квай-Гон