Автор: Nexu. Дата публикации: . Категория: Пресса.
Короткое вступление: хочу сообщить, что я люблю «Звездные войны» (правда, за исключением «Возвращения джедая»), и мне нравится «Скрытая угроза» (далее просто СУ). Там не слишком много астрономии — можно сказать, что ее там нет вообще. Тем не менее, там есть несколько вещей, на которые следует указать — подразумевая, что цель сайта «Неправильная Астрономия» («Bad Astronоmy») состоит не в том, чтобы придираться по пустякам, а чтобы заставить вас думать о том, что вы видите,и показать, каковыми являются эти вещи в действительности.Не сочтитени одноиз этих замечаний как попытку провести настоящий критический анализ кинофильма. Помимо всего прочего, я не собираюсь говорить о таких вещах, как звуки в космосе, космические корабли, ложащиеся на крыло для того, чтобы совершить поворот и т. п. Главная причина тому —я уже написал подобный этому обзор для «Астрономического Журнала» в 1998 году,а ещея хочу сделать специальную отдельную страничку под названием «Неправильная Физика», где будут перечисляться типичные физические ошибки, допускаемые в кино. Поэтому я пока ограничусь тем, о чем говорил, чтобы не выходитьза рамки непосредственно астрономии. Памятуя об этом, давайте продолжим.
Неправильно:
В сцене, где нам показывают Набу из космоса,мы видим напротив планетного диска силуэты кораблей Торговой Федерации —и при этом на небе полно звезд. Как должно быть:
Это — обычная сцена в научно-фантастических фильмах, но задайте себе вопрос: вы когда-нибудь видели нечто подобное в реальной жизни? Ответ — нет. Когда NASA транслирует передачи с борта космического шаттла, перед вашим взором обычно предстает Земля,—ярко-синие, коричневые, зеленые оттенки и ослепительно белый цвет,— но вы никогдане видитев это же самое время и звезды.Если вы можете различить звезды, то Земля в этот момент находится в затемнении. Причиной тому является контраст. Свет звезд довольно слаб, тогда как Земля (или шаттл, или астронавты, парящие в космическом пространстве)кажутся очень яркими. Их освещают прямые солнечные лучи.
Земля, освещаемая Солнцем, светится во много сотен или даже тысяч раз ярче, чем самые яркие звезды позади нее. Когда астронавты устанавливают камеру для съемок, они вынуждены регулировать ее с учетом этой яркости. Чтобы правильно снять Землю, они должны изолировать камеру от большей части падающего на нее света, и слабо светящиеся звезды при этом не могут быть видны. Если же они решат отрегулировать камеру так, чтобы в объектив проникало достаточно света для того, чтобы можно было снимать звезды (или, если быть более точным, если они используют камеру, усиливающую свет звезд), Земля заполнит объектив светом, а сама сделается черной. Вот поэтому, даже когда небо на фотографии выглядит совершенно черным, звезд на нем нет.
По этому поводу я получил несколько писем по электронной почте, в которых мне задавали вопрос — возможно, что человеческий глаз увидел бы эти вещи иначе, чем камера. Другими словами, человеческий глаз способен к восприятию более высококонтрастных изображений, чем камера. Верно ли после этого мое утверждение? Да, верно. Рон Пэрис, астронавт шаттла, иногда работает этажом ниже от меня(ну развеу меняне замечательная работа?), так что я спросил его, смог быон увидетьиз иллюминатора шаттла звезды, когда освещенная солнцем Земля находилась под ним. Он сказал — нет; единственные звезды, которые можно увидеть, это самые яркие, и всего лишь несколько из них.Как и камера, человеческий глаз имеет ограниченный диапазон яркости, которую может воспринимать, а Земля (или Набу!) настолько ярка, что затмевает собою все звезды.
Неправильно: В одной из сценмы видимв космосе корабль королевы Амидалы. Он ярко сияет отполированной зеркальной поверхностью.
Как должно быть:
Если он отражает яркий свет, то где источник этого света? В космосе его нет! Когда корабль над планетой, мы видим его как сверкающий, серебристый объект, на поверхности которого отражаются здания и все такое. В чернильной темноте космоса все, что мы должнывидеть — это искаженное отражение звезд. Однако в фильме все иначе. Этот феномен характерен также и дляStar Trek.
Неправильно: Татуин расположен в системе двойной звезды. И все жево всех сценах мы видим только одиночные тени.
Как должно быть:
Для начала давайте разберемся с орбитой Татуина. Какое движение он должен совершать вокруг двойной звезды? Существуют три свидетельства тому, что Татуин находится в системе двойной звезды. Первое можно обнаружить в «Новой надежде». Когда Люк размышляет о своем будущем (после того, как дядя и тетя сказали ему, что он не может поступить в пилотскую академию), мы видим, как он смотритна два солнца, заходящие над пустыней. В «Скрытой угрозе», когда звездолет покидает Татуин, на небе мелькают два солнца. В этом же фильме мать говорит Анакину: «Тебе не остановить перемен, как не остановить восхода солнц». Обратите внимание на множественное число.
Внесем ясность: двойная звезда — это система, состоящая из двух звезд (когда их больше, это называется кратной звездой), гравитационно связанных между собой — то есть, они обращаются друг вокруг друга. (Точнее, они обращаются вокруг общего центра масс — Riila). Поначалу я считал, что существование планет в системе двойных звезд является маловероятным. На самом деле, такое встречается редко — но не является невозможным. Астрономам известны, по крайней мере, две планеты в системе двойных звезд: в системах16 Лебедя B и ро Северной Короны. В этих случаях планета совершает вращение вокруг одной из двух звезд в системе.
По сути, есть три способа движения планеты по орбите двойной звезды: вращаться вокруг одной, ближайшей, звезды; вращаться вокруг обеих звезд по более протяженной орбите; вращаться вокруг обеих звезд по орбите, похожей по форме на цифру «8». Давайте вкратце рассмотрим все три случая:
1. «Восьмерка». Это такая орбита, когда планета в буквальном смысле огибает обе звезды, совершая траекорию, похожую на цифру «8». Она проходит вокруг одной звезды, потом между ними двумя, потом вокруг другой звезды и затем — снова между ними обеими. Подобного рода орбиты чрезвычайно непостоянны, и вряд ли это путешествие может длиться очень долго. Планета может просто-напросто вылететь из системы. Весьма маловероятно, что планета может оставаться на такой орбите достаточно долго для того, чтобы ее можно было колонизировать. Кроме этого, для нее были бы характерны очень большие перепады в температуре, по сути, делающие невозможным проживание на этой планете.
2. Движение по орбите вокруг одной звезды. Это как раз случай с известными нам планетами, вращающимися вокруг двойной звезды. Однако вряд ли это подходит для «Звездных войн». В обеих сценах, где мы видим эти звезды, они появляются вместе, и они обе кажутся приблизительно одного размера. Если бы планета облетала по орбите лишь одну звезду, другая выглядела бы намного меньше по размеру, потому что располагалась бы гораздо дальше. Единственная возможность для того, чтобы в этом случае они казались одного размера — это если бы вторая звезда оказалась гигантом. Я допускаю, что это возможно, но, на мой взгляд, маловероятно. В космических масштабах продолжительность жизни гигантов невелика, и лишь по чистой случайности мы могли бы обнаружить обитаемую планету, вращающуюся по орбите звезды, братом которой является звезда-гигант. Конечно, мы можем судить лишь на примере одной планеты, так что все вероятно.
3. Движение по орбите вокруг обеих звезд. На мой взгляд, это наиболее подходящий случай для «Звездных войн». При условии, что планета имеет достаточно протяженную орбиту и если эта орбита достаточно устойчива, чтобы периода обращения хватило для существования чьей-нибудьцивилизации — неважно, возникла она в местных условиях или всего лишь обосновалась на Татуине.Если память меня не подводит, одна звезда там была желтой, а другая — оранжевой; тем самым как бы подразумевалось, что одна похожа на наше собственное Солнце, а вторая — чуть холоднее. Если звезды находятся слишком близко друг от друга, взаимная гравитация способна превратить их формуиз сферическойв яйцевидную. Поскольку в татуинских звездах мы этогоне обнаруживаем, следовательно, они расположены на достаточном удалении друг от друга.Татуин — мир пустынь, напоминающий Сахару: жаркий и сухой(см. пример ниже); видимо, диаметр орбиты достаточно велик, чтобы орбита оставалась устойчивой, и, в то же время, достаточно мал, чтобы на поверхности планеты сохранялась высокая температура. Если эти две звезды расположены, скажем, на расстоянии50 миллионов километров друг от друга, то взаимное воздействие гравитации друг на друга будет слишком небольшим, чтобы это можно было заметить невооруженным глазом. Планета могла бы находиться от нихна таком же расстоянии, как Земля от Солнца.Там было бы жарко, но условиямогли бы быть вполне пригодными для жизни.
Примечание, добавленное 29 мая 2001г.: читатель «Bad Astronomy» Ибрагим Семиз отметил, что существует еще один тип орбиты — когда две звезды и планета образуют вершины равностороннего треугольника. Такая система весьма устойчива. В этом случае две звезды всегда будут находиться в небена расстоянии60 градусов друг от друга.В подобной системе планета будет располагаться в точке L4 или L5, где «L» означает Точку Лагранжа — по имени французского математика, впервые описавшего это явление. Так или иначе, это не тот тип звездной системы, который имеет место на Татуине, поскольку там, как было показано в «Новой надежде», звезды сходятся вместе. Это было бы невозможно для звезд, всегда расположенных в небена одинаковом удалении друг от друга.
Другая проблема двойных звезд касается теней. Резко очерченные, единичные тени, подобно тем, что показаны на этом снимке, маловероятны. Если бы звезды располагались в небена значительном расстоянии друг от друга,получились бы две различные тени (но мы знаемиз других источников, что звезды были расположены близко друг к другу).Что удивительно — если звезды расположены близко друг к другу,вы увидели быне две тени, а, скорее, одну размытую, расплывчатую тень. Это происходит потому, что звезды —не точечные источники света; они обладают физическим размером. Ваша теньв ясный день может выглядеть очень четкой, но, на самом деле, если приглядеться повнимательнее, то можно выделить четкую часть тени и размытуюее часть — называемые. соответственно, полной тенью и полутенью. Представьте, что Солнце разрезано надвое: ваша тень от одной стороны Солнца падает под одним углом, а теньот другойстороны — чуть под другим углом. В том месте, где эти тени накладываются друг на друга, возникает область полной тени; там, где тени падают самостоятельно, не пересекаясь, образуется полутень. Диаграмма, приведенная здесь, показывает нашу планету, но вы можете убедиться, что то же самое справедливо и для человека, стоящего на земле. (Диаграмма взята с сайта доктора Ника Стробела — www.astronomynotes.com).
Так или иначе, в тех сценах, где мы видим поверхность Татуина, мы всегда видим только одну четкую тень. Джордж Лукас уделил столь большое внимание некоторым деталям в «СУ», поэтому меня удивляет, что он упустил такое из виду.